Файл: Органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место прокуратуры в правовом государстве.(СМ. Вопрос 1) 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1

1. Место и роль прокуратуры в системе государственно-правовых институтов и в системе правоохранительных органов.

2. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место прокуратуры в правовом государстве.(СМ. ВОПРОС №1)

3. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

4.Принципы организации и деятельности прокуратуры: понятие и содержание.

5. Отрасли прокурорского надзора: характеристика и существенные отличия.

6. Понятие, цели и задачи прокурорского надзора.

7. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора.

8. Цели и задачи прокурорского надзора.

9. Общая характеристика службы в органах и организациях прокуратуры

10. Аттестация прокурорских работников

11. Правовой статус работника прокуратуры. Права и обязанности прокурорского работника.

12. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров.

13. Требования, предъявляемые антикоррупционным законодательством к работникам органов и организаций прокуратуры. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

14. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и организациях прокуратуры.

15. Взыскания за коррупционные правонарушения; порядок их применения.

16.Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров.

1.17, 1.19 Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников

1.18 Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и его заместителей

1.20 Порядок поощрения прокурорских работников и привлечение их к дисциплинарной ответственности

21. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

22. Система органов прокуратуры.

1.23. Организация работы в органах прокуратуры.

1.24 Управление и контроль в органах прокуратуры.

1.25. Организация взаимодействия в органах прокуратуры

1.26 Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры

27. Планирование в органах прокуратуры

28. Организация работы с обращениями и приема посетителей в органах прокуратуры.

29. Участие прокуроров в правотворческой деятельности.

30. Координация прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.



При этом основное внимание должно быть уделено анализу состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры, так как именно истинное положение с состоянием законности и правопорядка позволяет правильно оценить результативность осуществления прокурорского надзора, определить приоритетные направления деятельности, поставить верные цели.

Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого, информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накапливание и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики.

Информация, обычно выраженная в форме сообщений, сведений, может быть в устной, печатной, аудиовизуальной, письменной и иной форме. Эта информация, в силу специфики предмета деятельности прокуратуры, как правило, группируется по отраслям прокурорского надзора по направлениям деятельности. К ней предъявляются требования о полноте, объективности, достоверности, своевременности и оперативности поступления в прокуратуру.

Накопление сведений и сообщений происходит путем введения в делопроизводство определенной номенклатуры дел, в том числе с применением компьютерного учета, в которых систематизируется и хранится информация. Получают распространение различные компьютерные программы, накопительные банки информации, используются локальные компьютерные сети. Комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, оценка эффективности прокурорского надзора возложены на Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Для прокуроров важное значение имеет налаженность поступления информации об исполнении законов, что достигается правильной постановкой работы по сбору необходимых сведений, четким определением источников и носителей информации, подробный перечень которых приведен в лекции об организации работы по надзору за исполнением законов.

Полученная и накопленная информация в прокуратуре подлежит соответствующей обработке, которая в основном связана с ее анализом. Существо анализа выражается в обобщении информации и оценке.


В процессе аналитической работы поступившие сведения систематизируются по территориям наибольшего распространения правонарушений, основным объектам нарушений законов, в некоторых случаях по кругу лиц, допустивших нарушения, степени распространенности нарушений. Кроме того, информация об исполнении законов анализируется в динамике (полугодие с полугодием, год с годом).
При определении и анализе распространенности, структуры, динамики нарушений законов важно выделить, идя от частного к общему, характерные тенденции и взаимосвязи явлений, а на основе изучения фактических данных сделать обобщающие выводы, верно отражающие состояние законности, прокурорского надзора.

Практика также свидетельствует, что не следует ограничиваться анализом только статистических данных, их необходимо дополнять выборочными исследованиями, конкретными проверками исполнения законов на определенных объектах или территориях.

Анализ состояния борьбы с преступностью как составной части законности отличается прежде всего своим предметом, включающим обобщение и оценку таких характеристик преступности, как: уровень, распространенность, структура, динамика, раскрываемость и иные показатели, связанные с преступными проявлениями, причинами и условиями, способствующими их совершению.

Уровень или состояние преступности отражает количество преступлений, совершенных в течение анализируемого периода на определенной территории. Этот показатель, как правило, является доминирующим при характеристике преступности.

Для полноты и конкретизации анализа состояния преступности устанавливается степень распространенности преступности среди отдельных групп населения в зависимости от возраста, пола и т.п. Особо обычно выделяется преступность среди несовершеннолетних.

Структура преступности раскрывает соотношение отдельных видов или групп преступлений в общей их совокупности. Конкретным показателем структуры является удельный вес тех или иных преступлений.

Динамика преступных проявлений показывает изменение состояния и структуры преступности во времени. Данные об этом должны сравниваться за сопоставимые периоды.

При оценке состояния преступности необходимо всегда помнить, что определенное количество преступлений остается вне учета и не входит в уголовную статистику. Это латентные преступления, а также незарегистрированные из-за несоблюдения порядка и 

правил учета. По этим причинам нужно весьма осторожно относиться к выводам о состоянии преступности и законности, сделанным только на основе статистических показателей о количестве зарегистрированных преступлений без учета фактического состояния правопорядка, действенности принимаемых мер по их выявлению, пресечению и предупреждению.

Из этого вытекает, что анализ состояния законности надо вести комплексно, по различным направлениям, используя разнообразную информацию, с применением специальных методов, способов и средств.

По результатам анализа работы прокуратуры выпускаются обобщения, обзоры, экспресс-анализы нарушений законов, практики прокурорского надзора, примеры положительного и отрицательного опыта прокурорской и следственной деятельности.

Качественное ведение информационно-аналитической работы позволяет прокурорам выявлять отрицательные тенденции, возникающие в практике исполнения законов, а в зависимости от серьезности допущенных нарушений и существующих приоритетов, общего состояния законности и правопорядка намечать конкретные цели и предполагаемые результаты деятельности. В свою очередь постановка четких целей является одним из основных условий формирования каждой прокуратурой планов работы, выполнение которых направлено на достижение желаемых результатов.

Отдел аналитического обеспечения Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Отдел аналитического обеспечения:

  • анализирует информацию по направлениям надзорной деятельности прокуратуры, изучает проблемы организации и совершенствования прокурорского надзора, готовит предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры;

  • запрашивает в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах и учреждениях прокуратуры необходимые для осуществления аналитической деятельности материалы и изучает их;

  • анализирует годовые доклады прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур для подготовки проекта ежегодного доклада Генерального прокурора Российской Федерации Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, а также выступления Генерального прокурора Российской Федерации при личном представлении указанного доклада на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

  • по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации готовит проекты иных докладов и информационно-аналитических материалов для выступлений Генерального прокурора Российской Федерации;

  • осуществляет организационное обеспечение заседаний научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, готовит проекты плана его работы, организационно-распорядительных документов по составу данного совета;

  • оказывает методическую и практическую помощь по вопросам организации информационно-аналитической работы прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокуратурам;

  • готовит предложения в проекты плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью.


Отдел информационного обеспечения Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Отдел информационного обеспечения:

  • осуществляет постоянный анализ поступающей информации, включая сообщения в различных информационных ресурсах, блогах и социальных сетях, иных источниках, по проблемам организации работы органов прокуратуры;

  • готовит на системной основе аналитические материалы для руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главного управления по проблемам информационного взаимодействия органов и учреждений прокуратуры с правоохранительными и другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;

  • осуществляет сбор соответствующей информации на бумажных и электронных носителях, ее направление при необходимости в другие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с компетенцией, в прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры;

  • организует контроль исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации и иных организационно-распорядительных документов, регулирующих вопросы информационного обеспечения;

  • вносит предложения по совершенствованию организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, организации работы в этой сфере, разработке проектов организационно-распорядительных и информационно-методических документов в соответствии с компетенцией отдела;

  • разрабатывает методические рекомендации, оказывает необходимую практическую и методическую помощь органам и учреждениям прокуратуры Российской Федерации по вопросам информационного взаимодействия;

  • осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение информационной поддержки функционирования базы документов организационного управления Главного управления с использованием средств аппаратно-программной инфраструктуры «Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации» (ИСОП), а также функционирующей на ее базе системы АИК «Надзор»;

  • участвует в подготовке предложений по вопросам приобретения и внедрения информационных технологий, закупок информационно-вычислительных и автоматизированных систем, систем баз и банков данных в рамках компетенции отдела.



Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276 (ред. от 23.12.2019) "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"

3.1. Информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры Российской Федерации, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры.

Главные управления, управления и отделы, Университет организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности.

В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.

По указанию Генерального прокурора Российской Федерации аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах и организациях прокуратуры.

3.2. По итогам работы за год в срок до 5 февраля главные управления, управления и отделы в установленном порядке представляют в Университет на бумажном и электронном носителях обобщенные материалы, отражающие состояние законности и эффективность прокурорской деятельности, просчеты и проблемы в правоприменительной практике, положительный опыт, с приложением необходимой информации, полученной в пределах их компетенции.

3.3. Университет осуществляет комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, итогов прокурорской деятельности, дает прогноз основных тенденций состояния законности, динамики и структуры преступности.

Университет до 5 марта представляет Генеральному прокурору Российской Федерации информационно-аналитическую записку по итогам работы органов прокуратуры за год с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства.

3.4. Главные управления, управления и отделы изучают размещаемые прокуратурами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокуратурами в информационной системе обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации (ИСОП) докладные записки об итогах работы за истекший год, используют содержащуюся в них информацию для подготовки аналитических материалов и в пределах компетенции в срок до 15 марта текущего года представляют в Главное организационно-аналитическое управление сведения о результатах проведенного анализа с предложениями о совершенствовании организации деятельности органов прокуратуры (за исключением предложений о совершенствовании законодательства).