Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активизация речевой активности осуществляется на основе организации различных видов деятельности, в том числе игровой. А.К. Аксенова указывает, что учащимся предлагаются такие формы работы, как отгадывание недостающих элементов в картине, работа со скрытой картинкой, ролевая игра, определение последовательности в серии картин, сравнение объектов и явлений, выделение значимых признаков, их описание [1].
В работах И.С. Исмаиловой представлена модель психолого-педагогического воздействия, основанная на комплексном подходе, который предполагает параллельное развитие всех сторон познавательной деятельности и связной речи. В процессе коррекции у детей развиваются представления об основных свойствах предметов, формируются пространственные представления, навыки связного высказывания. Проводится работа по составлению диалогов на разные темы, пересказу знакомых сказок. При составлении рассказов по сюжетным картинкам, на заданную тему используются приемы обыгрывания сказок с последующим пересказом, составление описания предметов по плану, схеме, образцу. Как подчеркивает ученый, включение в коррекционный процесс упражнений на развитие познавательной сферы способствует активизации психических возможностей, является базой для развития связной речи [23].
М.Н. Броневская считает, что формирование связной устной речи должно проводиться параллельно с развитием анализа, синтеза, обобщения и сравнения. Полученные навыки закрепляются на уроках по развитию речи, русского языка, окружающего мира [9].
Таким образом, нарушения связной речи у детей с умственной отсталостью оказывают негативное влияние на обучение письму и чтению, что, в свою очередь, отражается на учебном процессе. Своевременная, системная и целенаправленная коррекционная работа в данном направлении способствует развитию познавательных процессов, мыслительной деятельности, усвоению программы обучения, развитию коммуникативных навыков, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной школы.
Выводы по 1 главе
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что связная речь – это речевая единица, обладающая единой темой, смыслом и структурой. К составным элементам связной речи относятся слово, словосочетание и предложение. Связная речь как речемыслительная деятельность осуществляется во внутреннем и внешнем плане. Основной функцией связной речи является коммуникативная функция. Развитие связной речи начинается на втором году жизни, когда у ребенка возникает потребность в общении. В дошкольном возрасте характерно активное расширение лексического запаса и усвоение основных грамматических категорий, что является обязательным условием развития связной речи. Постепенно усложняется структура используемых предложений, формируются навыки согласования слов, употребления предложно-падежных конструкций. К семи годам в норме речь становится полноценным средством общения, развиваются навыки пересказа, составления рассказа с помощью наглядности, из собственного опыта.
У детей с легкой степенью умственной отсталости первичным дефектом является несформированность мыслительной деятельности. Нарушение интеллекта оказывает негативное влияние, как на становление психических функций, так и на развитие речи. Речевые нарушения у умственно отсталых школьников носят системный характер, затрагивают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи, проявляются в ошибках письма и чтения. Связная речь характеризуется бедностью, аграмматизмами, ограниченным количеством используемых предложных конструкций. Характерны сложности передачи логики и основной мысли рассказа, пропуск главных деталей и элементов, ошибки согласования слов.
Развитие связной устной речи является одним из приоритетных направлений в процессе обучения и воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Логопедическая работа по развитию связной речи у умственно отсталых школьников осуществляется на основе комплексного подхода, с учетом индивидуальных и речевых особенностей детей. Эффективными методами и приемами являются составление предложений и текстов по картинкам, работа с деформированными предложениями, постановка вопросов и формулировка ответов на них. В качестве наглядности используются иллюстрации, схемы, опорные картинки, графический план рассказа. В процессе коррекционной работы используются игры-драматизации, театрализованные представления, приемы сказкотерапии, мнемотехники. Коррекционное воздействие осуществляется поэтапно, предполагает включение всех анализаторов и направлено на закрепление навыков связного высказывания в различных видах деятельности.
Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования
2.1. Общая организация исследования
Экспериментальная работа по изучению состояния связной устной речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости была организована в 2022-2023 учебном году. Исследование было организовано на базе КОУ Адаптивная школа-интернат №17 г. Омска в 2022–2023 учебном году. Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (легкая степень), из них 5 мальчиков и 7 девочек.
Все учащиеся – дети из благополучных семей, у 3 детей семья неполная, до школы дети посещали коррекционные дошкольные учреждения, получали логопедическую и дефектологическую помощь.
У всех детей отмечается наличие неблагоприятных факторов в ранние периоды развития – осложненное протекание беременности, родовой деятельности у матерей (угроза выкидыша, асфиксия, досрочные роды, родовая стимуляция, несамостоятельные роды). В раннем возрасте у всех детей наблюдалась задержка речевого развития – появление первых слов после двух лет, первых фраз после четырех лет. Нарушения слуха и зрения у учащихся отсутствуют.
Для учащихся характерна несформированность психических процессов – внимания, памяти, мышления. Механическая память относительно сохранна, нарушения памяти проявляются в замедленном усвоении материала, сложностях применения знаний на практике. Внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями переключения. Мыслительные операции сформированы неполноценно, наиболее страдает словесно-логическое мышление, имеются трудности словесного понимания смысла явлений и фактов. Для учащихся характерно недоразвитие познавательных интересов, низкая познавательная активность, низкая способность к отвлечению и обобщению.
У школьников экспериментальной группы имеется фразовая речь с отклонениями в фонетическом и грамматическом оформлении. Отмечается недостаточное понимание и трудности употребления словосочетаний и фраз с переносным значением, построения сложных предложений. Запас общих представлений об окружающем мире ограничен, причинно-следственные связи устанавливаются с трудом.
В процессе исследования учащиеся проявляли интерес к предложенным заданиям, охотно шли на контакт.
Эмпирическое исследование проводилось в констатирующем варианте. Его цель заключалась в следующем: при помощи специальных диагностических методик выявить особенности и уровень развития у детей с легкой степенью умственной отсталости устной связной речи. Данный этап исследования проводился в течение одного месяца.
С учетом названной цели были поставлены и решались следующие задачи:
– подобрать диагностические задания для обследования связной устной речи указанной категории детей;
– провести обследование младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные;
– охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования связной устной речи испытуемых.
Для обследования связной устной речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (легкая степень) нами были использованы диагностические заданий, представленные в работах В.П. Глухова [16]:
– составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
– составление предложений по трем картинкам, связанным по смыслу;
– пересказ сказки;
– составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Описание диагностической методики, включающей данные задания, а также критерии оценок отражены в приложении 1.
При проведении диагностики дети обследовались в индивидуальном порядке. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением иллюстративного материала. Диагностические задания предъявлялись в той последовательности, в которой они представлены в приложении 1. Каждый ребенок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Все ответы детей фиксировались, заносились в таблицу, а затем подвергались обработке и анализу.
После обследования по каждому из диагностических заданий детям с умственной отсталостью присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из четырех уровней развития связной устной речи:
– высокий уровень (17-20 баллов);
– средний уровень (12-16 баллов);
– уровень ниже среднего (6-11 баллов);
– низкий уровень (5 баллов и менее).
На основе результатов исследования были
программно-методические материалы, отражающие специфику логопедической работы по развитию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости связной устной речи. С опорой на труды В.К. Воробьевой [12], В.П. Глухова [16], Л.Н. Ефименковой [20], Р.И. Лалаевой [27] и некоторых других ученых в логопедической работе с младшими школьниками выделено два направления:
Направление 1. – Развитие смыслового программирования текста.
Направление 2. – Овладение языковыми средствами оформления текста.
Также были определены этапы логопедической работы:
1 этап – формирование навыков составления предложений различной структуры по опорным картинкам, вопросам;
2 этап – формирование навыков пересказа;
3 этап – формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картин.
В соответствии со спецификой каждого направления были подобраны упражнения, использование которых позволяет обеспечивать развитие у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости связной устной речи. Отдельные упражнения представлены в приложении 3.
Таким образом, эмпирическое исследование было организовано и проведено с участием 12 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (легкая степень). В процессе психолого-педагогической диагностики были выявлены особенности развития и уровень развития связной устной речи у младших школьников. Результаты, полученные в ходе эмпирической части исследования и при анализе научных источников, стали основанием для подготовки программно-методических материалов, в которых отражены особенности логопедической работы по развитию у младших школьников с умственной отсталостью связной устной речи.
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи
В рамках эмпирической части исследования осуществлялось обследование младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с использованием диагностических материалов, указанных выше.
Представим результаты, полученные по каждому диагностическому заданию, а также их качественный и количественный анализ.
Диагностическое задание 1 – «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам».