Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
270
и руководители, хотели улучшить ситуацию. Все пришли к общему решению – спасти завод, причем, и руководители, и рабочие согласились на уступки. На период шестимесячного испытательного срока была принята новая политика, включающая предложения рабочих о том, как улучшить производство на конвейере, как изменить отношения между рабочими и руководством, а также как сделать работу более осмысленной. Теперь каждая группа рабочих следовала за изделием по конвейеру и поэтому стала ответственной за конечный результат. Повышение производительности и качества было настолько значительным, что завод не только выжил, но и стал моделью для других предприятий компании.
Обзор главы
Личностный контроль
Мы начали с обсуждения важности в нашей жизни личностного контроля. Упор был сделан на достижении большего переживаемого контроля, т.е. на убеждении, что мы можем влиять на события вокруг нас, которые определяют нашу жизнь. У людей, которые преуменьшают имеющуюся у них степень контроля, наблюдается приобретенная беспомощность, а у тех, кто преувеличивает, – иллюзия контроля. В обоих случаях ошибочное восприятие уровня контроля ведет к неправильному, неуспешному поведению. Наоборот, у людей с высоким уровнем реалистичности в переживании контроля есть тенденция быть менее тревожными и лучше приспособленными. Способ достигнуть наилучшего уровня переживаемого контроля состоит в применении метода, названного Мартином
Селигмэном «приобретенным оптимизмом». Этот метод заключается в осмысленном и точном истолковании жизненных событий, тем самым он увеличивает степень переживаемого контроля, приводя к повышению приспособленности к разнообразным ситуациям.
Принятие решений
Главное, в чем проявляется личностный контроль, – это принятие решений как по поводу жизненно важных, так и обыденных ситуаций. Принятие осмысленных решений включает пять стадий: оценка ситуации, поиск альтернатив, оценка альтернатив, принятие решения и публичное объявление о нем, выполнение решения. Мы можем добиваться более эффективных решений, применяя лучшие оценки, составляя баланс «за» и «против», проясняя наши цели, стремясь к разумным результатам и находя хорошее даже в плохих решениях. Групповые решения могут быть хуже или лучше индивидуальных, в основном в зависимости, от того, подавляет ли группа различия во мнениях, или стимулирует выражение различий в качестве способа достижения наилучшего решения.
Решения и личностный рост
Мы можем содействовать личностному росту, применяя к жизни принципы психотерапии прямого решения Гарольда Гринвальда. Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь людям увидеть их проблемы, исходя из прошлых решений, оценить последствия таких решений, а затем выбрать более подходящую альтернативу. Действуя таким образом, мы учимся видеть наши проблемы и неиспользуемый потенциал, исходя из наших решений, а не просто из рассмотрения результатов событий и обстоятельств. Однако только, когда желание измениться ведет к личному решению
измениться, наша жизнь начинает улучшаться. И мы должны постоянно возвращаться к нашему решению измениться, принимать случайную неудачу, быть способными перестроиться после нее и сохранить наше стремление к личностному росту.
Интерпретация результатов
Ключ к опроснику «Локус контроля»
Если ваш ответ совпадает с ключом, припишите ему один балл. Общая сумма баллов будет вашей оценкой по данному опроснику.
1.Да
11. Да
21. Да.
31. Да
271 2. Нет
12. Да
22. Нет
32. Нет
3. Да
13. Нет
23. Да
33. Да
4. Нет
14. Да
24. Да
34. Нет
5. Да
15. Нет
25. Нет
35. Да
6. Нет
16. Да.
26. Нет
36. Да
7. Да
17. Да
27. Да
37. Да
8. Да
18. Да
28. Нет
38. Нет
9. Нет
19. Да
29. Да.
39. Да
10. Да
20. Нет
30. Нет
40. Нет
Низкие оценки (0 – 8). Примерно треть тех, кто заполняет опросник, набирает от 0 до 8 баллов. У этих людей – внутренний локус контроля. Это означает, что они считают себя в основном ответственными за свои достижения и неудачи.
Средние оценки (9–16). Большинство людей набирают от 9 до 16 баллов. Такие люди считают, что у них есть частичный контроль за событиями, например, у них есть контроль за событиями на работе, но меньшее влияние на социальные отношения.
Высокие оценки (17–40). Примерно 15% опрашиваемых набирают 17 и больше баллов. У таких людей есть тенденция к внешнему локусу контроля. Они верят, что успех или неудача в жизни – это вопрос случая или влияния других людей, а не их собственных усилий.
Тест для самопроверки
1. Убежденность в том, что можно влиять на те события, которые определяют нашу жизнь, известна как: а. переживаемый контроль в. иллюзия контроля б. внешний контроль г. психологическая галлюцинация
2. Неадаптивная пассивность, которая часто возникает, когда человек сталкивается с неконтролируемыми событиями, называется: а. синдром типа А в. иллюзия контроля б. приобретенная беспомощность г. колебания
3. Люди с высоким уровнем переживаемого контроля склонны: а. к высокому уровню тревоги в. приписывать успех удаче б. получать только средние отметки в школе г. использовать эффективные стратегии для преодоления стресса
4. Объяснение отрицательных событий в терминах их временности, специфичности и внешней обусловленности
(экстернальности) – это способ развития а. приобретенной беспомощности в. приобретенного оптимизма б. иллюзии контроля г. внешнего локуса контроля
5. На первой стадии процесса принятия решения нужно: а. оценить альтернативы в. оценить ситуацию б. принять решение и объявить о нем г. искать альтернативы
6. Последняя стадия процесса принятия решения включает в себя: а. следование принятому решению в. оценку альтернатив б. принятие решения г. оценку ситуации
7. Один из способов сделать процесс принятия решений более эффективным состоит в том, чтобы а. принимать решения как можно быстрее в. использовать разумные оценки б. допускать только лучшие решения г. пренебрегать базисными ценностями
8. Обычное явление, возникающее после того, как решение принято, это переживание а. чувства внешнего контроля в. пессимизма б. восторга г. когнитивного диссонанса
9. Следуя принципам психотерапии прямого решения, мы сначала рассматриваем наши проблемы
272
а. как что-то, случившееся с нами в. как следствие ранее принятых решений б. исходя из желаемых изменений г. исходя из ценностных конфликтов
10. Если мы приняли решение как-то изменить свое поведение, мы а. должны постоянно возвращаться к этому в. не должны никогда сообщать об этом решении другим решению б. автоматически начать изменять свое г. не должны никогда допускать даже случайные неудачи поведение
Упражнения
1. Личностный контроль. До какой степени, как вы считаете, вы можете влиять на события, которые воздействуют на вашу жизнь? Напишите страницу или две текста, на тему о том, до какой степени вы можете влиять на свою жизнь; особое внимание уделите переживаемому контролю, т.е. чувству уверенности, что вы можете контролировать события. Влияет ли это чувство на определенные стороны вашей жизни, такие как работа, интимные отношения, самочувствие и здоровье?
2. Отношение к неблагоприятным событиям. Вспомните какое-нибудь отрицательное событие, которое вы не могли контролировать, например, потерю работы вследствие закрытия фирмы.
Теперь истолкуйте это событие исходя из категорий объяснения причин событий, рассмотренных в данной главе, т.е. постоянства, обобщенности и персонализации. До какой степени вы можете объяснить это событие как временное, специфичное и обусловленное извне (экстернальное)?
3. Стадии в процессе принятия решения. Вернитесь к пяти ступеням процесса принятия решения, обсуждаемым в главе. Выделите важное решение, которое вы собираетесь принять или уже приняли. Теперь разберите его, с учетом этих пяти стадий. Насколько в нем представлены все пять стадий принятия решения? Что вы считаете самым трудным в процессе принятия решения?
4. Советы при принятии решений. Перечитайте заново параграф по принятию осмысленных решений.
Затем вспомните одно из самых неудачных решений, которое вы когда-нибудь принимали и рассмотрите его заново в свете данных советов. Что, по вашему мнению, вам нужно сделать, чтобы принимать более эффективные решения в будущем?
5. Решения в группе. Возьмите какую-нибудь группу, к которой вы принадлежите, например, семью, группу сотрудников или каких-то других людей. Затем, напишите страницу текста о том, до какой степени эта группа обычно подавляет проявления различий во мнениях с целью прийти к решению или, наоборот, стимулирует их, как способ достижения наилучшего решения.
6. Принятие решений и личностный рост. Рассмотрите что-либо в вашей жизни, что бы вам хотелось изменить, например, привычку или подход к преодолению трудностей. Примените к этому принципы психотерапии прямого решения Гринвальда. Можете ли вы рассмотреть данный аспект вашей жизни, как проявление некоторого решения, принятого ранее? Приняли ли вы обдуманное решение измениться или у вас есть только желание?
Вопросы для самопознания
1. Как вы считаете, до какой степени вы контролируете свою жизнь?
2. Склонны ли вы преуменьшать свой уровень личностного контроля?
3. Может быть вы страдаете от иллюзии контроля?
4. Когда кажется, что в ситуации нет выбора, что вы делаете?
5. Колеблетесь ли вы, принимая важные решения?
6. Часто ли вы «принимаете решение», ничего не решая?
7. Любите ли вы ситуации с просчитанным риском?
8. Каково наилучшее из принятых вами в жизни решений? Почему процесс принятия решения в этом случае был успешен?
9. Каким было ваше наихудшее решение? Что бы вы сейчас сделали по-другому?
10. Какова доля истины в пословице: «Жизнь – это то, что происходит с нами, когда мы реализуем совсем другие планы»?
273
Для углубленного изучения
-
Bandura, A, (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman. Крупнейший специалист в области изучения самоконтроля пишет о его развитии и применении.
-
Logue, A.W. (1995). Self-control: Waiting until tomorrow for what you want today. Engle-wood Cliffs,
N.J: Prentice Hall. Книга для того, кто считает, что у него недостаточно высокий уровень самоконтроля и хочет повысить его.
-
Milios, R. (1992). Discovering positive thinking. New York: Rosen Publishing Group. Интересная книга об оптимизме и самооценке.
-
Seligman, M.E.P. (1992). Learned optimism. New York: Pocket Books. В этой книге показано, как прийти к оптимистическому взгляду на мир путем изменения того способа, с помощью которого мы объясняем себе причины неудач и разочарований.
-
Snyder, C.R. (1994). The psychology of hope: You can get there from here. New York Free Press. Книга для тех, кто чувствует себя беспомощным и хочет преодолеть это чувство.
Веб-сайты и Интернет
http:// www.calabrese.com/decision/: Информация и полезные опросники по принятию решений.
http://drum.reference.be/wo-mancracy/network.html: Сайт для женщин, принимающих решения, особенно в области политики.
http://www.demon.co.uklmindtool/apprecn.html: Сайт, на котором представлена информация по развитию аналитических навыков.
altsociety.civil-liberty: Здесь проводятся дискуссии по вопросам гражданских прав и свобод.
http://orpheus.ucsd.edu/sdm/shared/htm: Для тех, кто принимает совместные решения или решения в группе и хочет сделать их более эффективными.
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 54
ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Узнать четыре обязательных признака психологического нарушения.
2. Работать с DSM-IV.
3. Описать некоторые виды тревожности.
4. Познакомиться с особенностями истинной депрессии и биполярного расстройства.
5. Перечислить «сигнальные признаки» самоубийства.
6. Узнать специфические признаки анорексии и булимии.
7. Познакомиться с наследственно-средовой гипотезой относительно причин возникновения шизофрении.
274 28-летняя Лайза была счастливым человеком, у нее была хорошая работа в кредитном отделе банка. Она поступила в банк сразу же после колледжа, постепенно продвигалась по карьерной лестнице и стала менеджером среднего уровня. Она была обручена с Джозефом, симпатичным мужчиной, работавшим в том же банке.
Некоторое время назад Лайза снова стала жить с матерью, пожилой вдовой с плохим здоровьем. Лайзе это не очень нравилось, так как переезд ограничивал ее свободу в нерабочее время и сокращал время, проводимое с
Джо. Однако она чувствовала, что быть с больной матерью – это ее дочерний долг, поскольку она была единственным ее ребенком. Как раз когда Лайзе показалось, что ее мать пошла на поправку, та внезапно умерла.
Неожиданность этого события усилила чувство вины у Лайзы. К тому же во время болезни у матери накопилось много неоплаченных счетов. Стараясь справиться с последствиями смерти матери, Лайза впала в депрессию. Она занималась имущественными делами матери уже два месяца, когда Джо преподнес ей новый неприятный сюрприз. Он объявил, что хочет разорвать помолвку. Пока Лайза ухаживала за больной матерью, он встретил другую женщину и хотел теперь быть с ней. Лайза была ошеломлена и подавлена. Кроме всего прочего, в банке поползли слухи о возможных сокращениях. Вскоре Лайза почувствовала, что ей трудно вставать с постели.
Каждое утро перед работой она подолгу простаивала перед шкафом, решая, что одеть. Она начала пропускать работу, ссылаясь на плохое самочувствие, хотя сама знала, что просто очень утомлена. Со временем коллеги
Лайзы заметили, что она стала менее внимательно относиться к своей внешности, исчезла ее прежняя тщательность. Лайза перестала стричься и делать прическу, неделями не меняла одежду и стала худеть. Однажды она не пришла на работу и не позвонила. Через три дня одна из коллег пришла к ней домой и обнаружила, что
Лайза лежит в постели, уставившись в потолок, и плачет. Лайза казалось нормальной, по крайней мере, она могла нормально разговаривать, но не хотела вставать и отказывалась от какой бы то ни было еды. Дом был запущен, всюду валялся мусор, газеты, одежда была разбросана, почтовый ящик переполнен, кухня завалена пустыми консервными банками. «Что случилось с Лайзой?», – изумилась ее коллега.
Общее понимание психологических нарушений
Коллеги и знакомые Лайзы между собой могли называть ее «ненормальной» или «чокнутой». Другие могли счесть ее «оригиналкой» или «эксцентричной личностью». Услышав о помещении Лайзы в больницу, они могли назвать ее состояние «нервным срывом». Психологи и другие специалисты, работающие в области психического здоровья, стараются избегать подобных негативных терминов.
Профессионалы обычно обращают внимание на конкретные проблемы, такие, как острый личностный дистресс (как у Лайзы) или степень нарушения обыденного поведения. Специалисты в области душевного здоровья будут рассматривать тип и интенсивность нарушений, постигших Лайзу, и, таким образом, искать способ помочь ей. Как будет показано далее, Лайза страдала от депрессии, наиболее распространенного и потенциально деструктивного нарушения.
Исследование психологических нарушений* часто связывается с аномальным поведением, поскольку многие виды душевного страдания вызывают мысли, чувства или действия, которые нормальными считать нельзя. И все же, «аномальное поведение» и «психологические нарушения» – это не синонимы.
Некоторые формы депрессии часто называют аномалиями (abnormal) и в статистике рассматривают отдельно от нормы. Тем не менее это – не психическое заболевание, а психологическое нарушение.
Другие формы поведения могут быть признаны социально отклоняющимися (девиантными), например, купание без купального костюма на общественном пляже. Свое обсуждение мы начнем с рассмотрения некоторых критериев, используемых для установления фактов психологических нарушений и анализа конкретных случаев, а также способов их классификации.
* При изучении этой главы следует обратить внимание на различие терминов «психическое расстройство» (mental disorder) и «психологическое нарушение» (psychological disorder). Авторы учебника сохраняют это противопоставление даже при описании медицинского руководства DSM-IV (см. вст. 13.2). (Прим. перев.).
Что такое «психологические нарушения»?
Для вас, возможно, будет открытием, что нет точных и общепризнанных стандартов, позволяющих различать нормальное и аномальное поведение, или, применительно к предмету нашего рассмотрения, говорить о наличии психологического нарушения (psychological disorder) или его отсутствии.
Возможно, лучшим пособием по данному предмету является авторитетное Руководство по диагностике
и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), 4-е издание, опубликованное Американской психиатрической ассоциацией. Руководство обычно называют
DSM-IV* (American Psychiatric Association, 1994). Авторы руководства осознают трудности в формулировании определения психологического нарушения и еще большие – в разграничении