Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 668
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
299
рассчитывать на помощь психотерапевта.
_____ 24. Надо восхищаться человеком, который может справиться со своими душевными проблемами без помощи специалиста.
_____ 25. В будущем я, вероятно, хотел бы обратиться за консультацией к психологу.
_____ 26. Человек сам должен решать свои проблемы, к психологу надо обращаться только в самом крайнем случае.
_____ 27. Если бы я оказался в психиатрической больнице, думаю, я не стал бы этого скрывать.
_____ 28. Если бы я нуждался в психиатрической помощи, я бы стремился ее получить, не думая о том, что кто-то об этом узнает.
_____ 29. Трудно обсуждать свои личные проблемы с образованными людьми, такими, как врачи, учителя или священники.
Для подсчета общего балла используйте ключ в конце главы. Затем полученный результат сравните с представленными там нормами.
И с т о ч н и к : Е. Fisher & J Turner, «Orientations to Seeking Professional Help: Development and Research Utility of an Attitude Scale», Journal of Consulting and Clinical Psychology, 35, (1970), 82 – 83. © 1970 by the American
Psychological Association.
Проработка отношений, которые возникают в процессе переноса, осювана на понимании бессознательного и включает множество различных техник. Одним из первых для этих целей был создан метод свободных ассоциаций (free association). Человека, обычно, просят лечь на кушетку, успокоиться, ни о чем не думать, а потом говорить все, что приходит в голову, независимо от того, насколько глупо это звучит. Иногда клиентам предлагают рассказывать свои сны. Хотя они могут казаться бессмысленными, опытный специалист использует истолкование снов, чтобы прояснить проблемы пациента. Когда человек начинает нервничать или отказывается обсуждать какие-то болезненные вопросы, это рассматривается как проявление сопротивления (resistance). Например, если бы Сергей решил пойти к психоаналитику, он, вероятно, отказался бы обсуждать то, что он иммигрант. Отказ Сергея говорить об этом психоаналитик посчитал бы важным признаком. Чтобы преодолеть сопротивление, психотерапевт может просто подождать или начать обсуждать какую- нибудь другую тему. Путем анализа сопротивлений психоаналитик помогает клиентам понять, что вызывает у них тревогу.
Традиционно процесс психоанализа состоял из часовых консультаций три – пять раз в неделю и мог длиться несколько лет. При сегодняшних расценках такой график сделал бы психоанализ излишне дорогим для всех, кроме привилегированного меньшинства. Поэтому сейчас в этом виде психотерапии произойди изменения. Теперь психоанализ включает одну-две консультации в неделю и часто состоит из 20–30 консультаций. Психоаналитик ведет себя более активно и уже не является тем
«непроницаемым зеркалом», как это предлагалось Фрейдом. Они используют теперь более разнообразные методы и, если необходимо, применяют приемы других направлений. В то же время сохраняется упор на осознание и овладение бессознательным, которое влияет на поведение.
Личностно-центрированный подход
Гуманистический подход к психотерапии Карла Роджерса – одна из главных альтернатив психоанализа. В конце своей карьеры Роджерс (Rogers, 1980) изменил название своего подхода с клиент-центрированной психотерапии на личностно-центрироваиную психотерапию (person-
centered therapy), чтобы показать, что одни и те же принципы могут использоваться как в психотерапии, так и в разных других областях взаимодействия между людьми. Согласно этому подходу искренность, принятие, эмпатическое (сочувствующее) понимание психотерапевтом клиента – необходимые и достаточные условия положительных изменений в ходе психотерапии.
Роджерс создал это направление психотерапии исходя из своего опыта консультирования. В начале своей работы он консультировал мать по поводу сына, у которого были проблемы. Что бы он ни пытался сделать, ничего не получалось. Наконец, он признал свою неудачу. Когда женщина уже подошла к двери, она повернулась и спросила Роджерса, были ли у него когда-либо клиенты среди взрослых. Затем она вернулась и начала изливать свои собственные проблемы. Она говорила о собственных чувствах беспомощности и неудачи, о чувстве отчаяния, связанном со своим браком. Все это в большей степени относилось к проблемам ее сына, чем те сухие разговоры на общие темы,
300
которые они вели до этого. После многих таких бесед отношение этой женщины к браку улучшилось, а проблемы ее сына отпали. Роджерс чувствовал, что улучшение произошло оттого, что он позволил ей играть ведущую роль в психотерапии, он просто слушал и понимал ее, не вводя никаких ограничений.
Это был первый из многих случаев, которые постепенно привели Роджерса к мысли, что улучшение в психотерапии происходит, когда психотерапевт уважает точку зрения клиента и исходит из его внутреннего потенциала к росту.
Психотерапевты, использующие этот подход, верят, что все мы имеем огромные возможности для самопонимания и изменения нашего поведения, и в благоприятных условиях эти ресурсы могут актуализироваться. Согласно Роджерсу, необходимы три условия для активизации возможностей человека к изменениям и личностному росту. Все они относятся к отношениям между клиентом и психотерапевтом. 1. Психотерапевт должен быть искренним, конгруэнтным* в отношениях с клиентом, а не отстранение применять свои профессиональные приемы. Конгруэнтность состоит в том, что все чувства, которые психотерапевт питает к клиенту, он должен выразить ему. 2. Это принятие и интерес.
Если психотерапевт принимает человека и интересуется им, вероятность психотерапевтических изменений повышается. Но этот интерес должен быть безусловным. Психотерапевт принимает клиента таким, каков он есть, чтобы тот мог понимать свои чувства в этот момент: будь то беспомощность, страх, обида или любовь. 3. Это эмпатическое взаимопонимание – психотерапевт пытается ощутить чувства и личностные ценности человека и передать это понимание ему. Роджерс указывает, что, когда клиенты поняты и приняты, они более полно принимают себя и более внимательно прислушиваются к потоку своих внутренних переживаний. Они начинают больше интересоваться собой и им легче стать той цельной личностью, быть которой они стремятся. В начале психотерапии одна молодая женщина сказала, что сколько бы она не всматривалась в себя, она не чувствовала ничего, кроме пустоты: «Во мне была просто дыра». Позже, говоря о происходящих в ней изменениях, она сказала: «Да, это так. Я нахожусь в динамичном процессе становления. Я еще не достигла вершины (может быть, как предполагает Джо, я прошла половину пути). Но теперь я знаю: я буду там. Дыра заполняется опытом и чувствами. Я – личность». (Rogers, 1980).
* От лат. congruens – совпадающий. (Прим. перев.).
Разнообразие подходов
Появляющиеся новые направления в глубинной терапии занимают свое место наряду с описанными ранее. Большинство из них являются попытками добавить или подчеркнуть определенные стороны психотерапии, которые представляются отсутствующими в уже существующих направлениях.
Например, в отличие от описанных ранее подходов, которые можно охарактеризовать как методы, основанные на нейтральном отношении к терапии, два других направления, – экзистенциальная
терапия (existential therapy), предложенная Ролл о Мэем (Rollo May) и логотерапия (logotherapy),
разработанная Виктором Франклом (Viktor Frank!), подчеркивают важность выявления того, что придает жизни смысл и определяет ее цели. Человек должен найти в себе силы, чтобы разорвать замкнутый круг жизненных стереотипов и взять на себя ответственность за свою жизнь. Психотерапия прямого решения Гринвальда (см. гл. 12) также делает упор на важность принятия ответственности за свою жизнь, способность принимать решения и следовать поставленным целям. В гештальттерапии
(gestalt therapy) Фрица Перлза (Fritz Perls) также ставится акцент на ответственность, но, кроме того, в ходе консультирования в ней используется невербальная (неречевая) активность клиента в ситуации
«здесь – и – сейчас» как способ объединения его чувств и действий. В психотерапии актуализации
(actualization therapy), разработанной Эвереттом Шостромом (Everett Shostrom), комбинируются элементы личностно-ориентированного подхода, гештальттерапии и рационально-эмотивной терапии, чтобы достичь максимального личностного роста или самоактуализации.
Многие психотерапевты следуют только одному подходу – тому, которому они обучались, модифицируя его по мере накопления опыта. Однако увеличивается количество тех, кто называет себя эклектиками, в том смысле, что они изучали несколько теоретических направлений и продолжают добавлять новые приемы к репертуару своих методов. Они склонны использовать индивидуальный подход к каждому клиенту, чтобы добиться максимальных результатов, а не оставаться в рамках одного теоретического направления. В результате на практике многие психотерапевты объединяют методы глубинной психотерапии с различными видами поведенческой психотерапии (Norcross & Prochaska,
1988).
301
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия
В настоящее время большая группа психотерапевтов характеризуют свое направление как бихевиоральное или когнитивное, а часто используют оба этих подхода. Основываясь на научных исследованиях, эти подходы сосредоточиваются на самих проблемах клиентов и на том, как их решить, а не на том, что их вызвало. Хотя мы опишем бихевиоральный и когнитивный подходы отдельно помните что есть тенденция к объединению элементов этих подходов в более общее направление, называемое
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 54
когнитивно-бихевиоралыюй психотерапией (cognitive-behavioral therapies).
Бихевиоральная психотерапия
В то время как глубинная психотерапия ищет скрытые причины трудностей клиента, специалисты бихевиорального направления концентрируются на самом проблемном поведении. Например, вместо того чтобы изучать детство Сергея в России, бихевальный психотерапевт сконцентрировался бы на том, что Сергей много пьет, не имеет работы и у него есть проблемы в отношениях с родителями. Его цель была бы – помочь Сергею заменить эти поведенческие проявления более подходящими и удовлетворительными. Обычно, бихевиоральная психотерапия (behavioral therapy) состоит в выявлении тех обстоятельств, которые вызывают и усиливают проблемное поведение, в определении действий, которые могли бы заменить их и затем, путем манипулирования этими факторами, – в формировании желаемого поведения. Бихевиоралъные психотерапевты помогают клиентам развить навыки, необходимые чтобы более эффективно справляться с жизненными ситуациями.
Бихевиоральные психотерапевты используют хорошо разработанный набор методов, в который, например, входят: десензитизация, выработка отвращения через контробусловливание, моделирование и тренировка социальных навыков, например, выработка уверенности в себе. Многие из наших страхов возникают вследствие условных реакций, описываемых теорией классического обусловливания. Метод
десензитизации (desensitization), разработанный Джозефом Вольпе (Joseph Wolpe), направлен на перестройку этого процесса путем выработки новой реакции, несовместимой со страхом. Благодаря связи путающего объекта или ситуации с чем-то приятным, например, с расслаблением (релаксацией), клиент перестает чувствовать страх (илл. 14.2).
Десензитизация особенно эффективна при лечении страхов и фобий. Вольпе (1973) описывает 24- летнюю студентку, которая обратилась за помощью из-за своего страха при сдаче экзаменов, приводящего к регулярным неудачам. Вольпе начал с формирования списка воображаемых ситуаций, которые вызывали тревогу, причем ситуация самого экзамена была последней в этом списке. Затем он научил студентку расслаблять мышцы тела и связывать каждую из пугающих ситуаций с состоянием релаксации. После 17 занятий студентка не испытывала тревоги даже, когда представляла себе день экзамена. Четыре месяца спустя она успешно сдала свои экзамены, не переживая никакой разрушающей деятельность тревоги.
Дополнительно к методу воображаемых ситуаций для десензитизации психотерапевт может использовать другие вариации этой техники. При использовании метода поведенческого повторения клиент проигрывает пугающую ситуацию. При реальной десензитизации или десензитизации «вживую» человек постепенно входит в пугающую ситуацию. Этот подход часто используется при лечении агорафобий.
Илл. 14.2. Преодоление страхов
Хотя десензитизация обычно проводится под руководством специалиста, для преодоления слабо выраженных страхов она может быть проведена самостоятельно. Десензитизация состоит из четырех этапов.
1. На отдельных карточках (7
´
10 см) опишите каждую ситуацию, которую вы связываете с определенным страхом или опасением. Всего в вашей стопке должно быть от 10 до 25 карточек.
2. Затем расположите эти карточки в порядке возрастания пугающих ситуаций. Предположим, что вы боитесь ездить в переполненном лифте. В вашем наборе могут быть примерно следующие воображаемые ситуации:
1) вы входите в здание с лифтом;
2) вы пересекаете холл, направляясь к лифту;
3) вы одиноко стоите перед лифтом.
3. Обучение технике релаксации (расслабления). Сядьте в удобное кресло или лягте на кушетку или кровать.
302
Затем, начиная со лба и волосистой части головы, попрактикуйтесь в расслаблении своих мышц. Расслабьте рот, шею и т.д. Вы можете варьировать эту технику, чередуя расслабление и напряжение определенных групп мышц. К этому можно добавить глубокое дыхание, описанное в главе о стрессе. Какой бы метод вы ни использовали, потратьте два или три занятия, чтобы овладеть техникой релаксации. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете себя по-настоящему расслабленным.
4. Теперь вы готовы к последнему этапу. Возьмите верхнюю карточку из стопки и взгляните на нее. Теперь закройте глаза и представьте эту ситуацию как можно более ярко. Когда вы ощутите тревогу, прекратите представлять ее себе и перейдите к релаксации. Когда вы совершенно успокоитесь, взгляните на карточку снова. Повторяйте так до тех пор пока вы сможете смотреть на карточку спокойно, не испытывая тревоги.
Затем переходите к следующей карточке. Вы можете усилить реализм воображаемых ситуаций, применяя рисунки, аудио- и видеозаписи, слайды и другие средства.
Важно не спешить. Не нервничайте, если вы можете вообразить только несколько ситуаций за одно занятие. У каждого своя скорость обучения. Хорошо начинать каждое занятие с той последней ситуации, которая не вызывала тревогу.
Когнитивная психотерапия
Когнитивные психотерапевты считают ошибочные ходы познания главной составляющей неподходящего (неадаптивного) поведения. Они считают, что такие познавательные процессы, явления, как внимание, восприятие, мышление, убеждения, могут влиять на поведение независимо от внешних воздействий, роль которых традиционно подчеркивается бихевиористами.
Когнитивные психотерапевты полагают, что поступки людей часто определяются тем, как люди истолковывают внешние события и реагируют на них, а не самими этими событиями. Рационально-эмотивная терапия
Альберта Эллиса (Ellis & Dryden, 1987), когнитивная терапия Арона Бека (Beck, 1979) и вакцинирование против стресса Дональда Мейхенбаума (Meichenbaum, 1985) – все это хорошо известные когнитивные подходы к психотерапии. Между ними есть определенные различия, но они имеют общее основание. Их главное предположение состоит в том, что эмоциональные и поведенческие проблемы являются результатом искаженных мыслей и реакций на внешние события, а не самих этих событий.
А-В-С теория личности Эллиса (Ellis & Harper, 1975) – центр его рационально-эмотивной терапии
(илл. 14.3). Событие (А) активирует поведение. Эмоциональные, поведенческие реакции на событие (С) могут быть либо адекватными (уместными, подходящими), либо неадекватными. Однако Эллис отмечает, что именно мнение об этом событии (В), а не само событие вызывает эмоциональные и поведенческие реакции. Поэтому рационально-эмотивная терапия сосредоточивается на изменении мыслей и мнений клиента, чтобы изменить само его поведение. Некоторые из иррациональных идей, обычно ведущих к неадаптивному поведению, представлены на илл. 14.4.
Илл. 14.3. А-В-С теория личности
И с т о ч н и к : Albert Ellis and Robert A. Harper, A New Guide to Rational Living (Englewood Cliffs,
NJ: Prentice Hall, and Hollywood, CA: Wilshire Books, 1975).
Например, Мелисса, подруга Сергея, обнаружила, что она получила плохую отметку за первую контрольную по психологии. Она упала духом и занялась самокопанием: «Как я глупа! Я никогда не получу высоких оценок по психологии, а может и вовсе вылечу из колледжа». Психотерапевт рационально-эмотивного направления отметил бы, что Мелисса перепугана, что она излишне сильно