Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
активности ученика, которая направляется на изменение самого себя как субъекта учения. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией. Завершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению, имеющему преимущественное развитие [22].
Если в период обучения в первом и втором классе дети упорно работают с наглядными образцами, то постепенно в третьем и четвертом классах объем подобных занятий существенно сокращается. Образное мышление становится необходимым в учебной деятельности все меньше.
К завершению начальной школы среди детей проявляются индивидуальные различия. Психологи выделяют группы «мыслителей» или иначе называемые «теоретиками», которые без труда решают учебные задачи устно, и «практиков», которым нужна опора на практические действия и наглядность, а также «художников», обладающих ярким образным мышлением. У основного количества детей происходит относительное равновесие между различными видами мышления.
Необходимым условием для формирования теоретического мышления считается получение научных понятий. Мышление теоретического вида позволяет школьнику решать задачи, ориентируясь на внутренние, существенные свойства и отношения, а не на внешние, наглядные связи
объектов и признаки [5].
Восприятие в начале младшего школьного возраста недостаточно развито. В результате этого ребенок, к примеру, может путать похожие по написанию цифры и буквы. Однако он способен целенаправленно рассматривать рисунки и предметы, на первом этапе он выделяет лишь более
яркие, «бросающиеся в глаза» свойства (что свойственно дошкольнику), чаще всего это форма, цвет и величина.
Дошкольникам, как известно, характерно анализирующее восприятие, однако, при соответствующем обучении, к концу младшего школьного возраста, формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект предоставляет возможность выстраивать связи между воспринимаемыми элементами. Это легко прослеживается в процессе описания картины младшими школьниками. Подобные особенности следует учитывать в ходе общения с ребенком.
В младшем школьном возрасте память может быть двух видов: осмысленной и произвольной. Школьники способны непроизвольно запоминать учебный материал, вызывающий у них интерес.
Однако этот материал должен быть преподнесен в игровой форме, связанный с наглядными пособиями, выполненными яркими цветами т. д. Также, помимо этого, они могут запоминать материал целенаправленно и произвольно, даже если он им не слишком интересен, это отличает младших школьников от дошкольников [16].
Каждый год обучение пытаются построить, опираясь на произвольную память младших школьников. У учеников младших классов, как и у дошкольников, очень хорошо преобладает механическая память. Большинство из них на протяжении обучения в начальной школе пытаются заучивать учебные материалы механически, что приводит к большим проблемам зачастую в средней школе, где материал обладает повышенной
сложностью и большим объемом, а для того, чтобы решать учебные задачи требуется больше умений, чем просто воспроизвести материал.
Для формирования достаточно большого круга приемов и способов запоминания требуется совершенствовать смысловую память в возрасте с семи до десяти лет.
Непосредственно в младшем школьном возрасте происходит процесс развития внимания. Следует отметить, что без сформированности данной функции психики процесс обучения будет невозможен, поскольку в ходе урока учитель привлекает внимание школьников к учебному материалу и старается удержать его продолжительное время. Сосредоточено заниматься одним делом младший школьник способен от 10 минут до получаса. В этом возрасте объем внимания увеличивается в два раза, повышается его распределение и переключение, а также устойчивость [8].
Младший школьный возраст считается возрастом достаточно заметного формирования личности. Ему присущи новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в новый вид деятельности, включение в целую систему коллективов, обучение, которое предъявляет ряд существенных требований к ученику.
Это непосредственным образом сказывается на закреплении и формировании новой системы отношений к обучению, людям, коллективу и связанным с ними обязанностям, формирует волю, характер, развивает способности, расширяет круг интересов. В данный период осуществляется усвоение правил поведения и моральных норм, закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер детей 7-11 лет имеет определенные особенности. Дети
импульсивны, это означает, что они подвержены незамедлительному действию под влиянием побуждений, непосредственных импульсов, не взвесив всех обстоятельств и не подумав. Причина такого поведения связана со слабой волевой регуляцией поведения и активной внешней разрядкой [13]. Общая недостаточность воли так же считается особенностью данного возраста, заключается она в том, что младший школьник еще не имеет
достаточного опыта для длительной борьбы за поставленную цель, преодолевая препятствия и трудности. Он легко может потерять веру в свои собственные силы и при неудачах опустить руки. Довольно часто можно и пронаблюдать упрямство и капризы.
Первостепенной причиной их является в недостатке воспитания семьей ребенка. Ребенок с детства привык к постоянному исполнению его желаний и требований, он ни в чем не имел отказа. Капризы и упрямство это своеобразная форма протеста младшего школьника против требований, предъявляемых учителем, против необходимости выполнять эти действия против своей же воли.
Младшие школьники достаточно эмоциональны, так как вся их психическая деятельность выражается через эмоции. Также данного возраста не умеют контролировать внешнее проявление своих чувств, сдерживать их, они очень откровенны и непосредственны в выражении радости.
Эмоциональность выражается в их частой смене настроений, большой эмоциональной неустойчивости, бурным и кратковременным проявлениям радости, склонности к аффектам, гнева, горя, страха. С годами все больше
развивается способность сдерживать их нежелательные проявления, регулировать свои чувства [22].
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При верном воспитании за несколько лет младший школьник накапливает важный для развития опыт деятельности для коллектива и в коллективе – коллективной деятельности.
Воспитание коллективизма способствует участию детей в общественных, коллективных делах. Ребенок непосредственно в школе приобретает основной опыт общественной коллективной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что младший школьный возраст можно считать периодом качественного преобразования познавательных процессов и интенсивного развития.
Если в период обучения в первом и втором классе дети упорно работают с наглядными образцами, то постепенно в третьем и четвертом классах объем подобных занятий существенно сокращается. Образное мышление становится необходимым в учебной деятельности все меньше.
К завершению начальной школы среди детей проявляются индивидуальные различия. Психологи выделяют группы «мыслителей» или иначе называемые «теоретиками», которые без труда решают учебные задачи устно, и «практиков», которым нужна опора на практические действия и наглядность, а также «художников», обладающих ярким образным мышлением. У основного количества детей происходит относительное равновесие между различными видами мышления.
Необходимым условием для формирования теоретического мышления считается получение научных понятий. Мышление теоретического вида позволяет школьнику решать задачи, ориентируясь на внутренние, существенные свойства и отношения, а не на внешние, наглядные связи
объектов и признаки [5].
Восприятие в начале младшего школьного возраста недостаточно развито. В результате этого ребенок, к примеру, может путать похожие по написанию цифры и буквы. Однако он способен целенаправленно рассматривать рисунки и предметы, на первом этапе он выделяет лишь более
яркие, «бросающиеся в глаза» свойства (что свойственно дошкольнику), чаще всего это форма, цвет и величина.
Дошкольникам, как известно, характерно анализирующее восприятие, однако, при соответствующем обучении, к концу младшего школьного возраста, формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект предоставляет возможность выстраивать связи между воспринимаемыми элементами. Это легко прослеживается в процессе описания картины младшими школьниками. Подобные особенности следует учитывать в ходе общения с ребенком.
В младшем школьном возрасте память может быть двух видов: осмысленной и произвольной. Школьники способны непроизвольно запоминать учебный материал, вызывающий у них интерес.
Однако этот материал должен быть преподнесен в игровой форме, связанный с наглядными пособиями, выполненными яркими цветами т. д. Также, помимо этого, они могут запоминать материал целенаправленно и произвольно, даже если он им не слишком интересен, это отличает младших школьников от дошкольников [16].
Каждый год обучение пытаются построить, опираясь на произвольную память младших школьников. У учеников младших классов, как и у дошкольников, очень хорошо преобладает механическая память. Большинство из них на протяжении обучения в начальной школе пытаются заучивать учебные материалы механически, что приводит к большим проблемам зачастую в средней школе, где материал обладает повышенной
сложностью и большим объемом, а для того, чтобы решать учебные задачи требуется больше умений, чем просто воспроизвести материал.
Для формирования достаточно большого круга приемов и способов запоминания требуется совершенствовать смысловую память в возрасте с семи до десяти лет.
Непосредственно в младшем школьном возрасте происходит процесс развития внимания. Следует отметить, что без сформированности данной функции психики процесс обучения будет невозможен, поскольку в ходе урока учитель привлекает внимание школьников к учебному материалу и старается удержать его продолжительное время. Сосредоточено заниматься одним делом младший школьник способен от 10 минут до получаса. В этом возрасте объем внимания увеличивается в два раза, повышается его распределение и переключение, а также устойчивость [8].
Младший школьный возраст считается возрастом достаточно заметного формирования личности. Ему присущи новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в новый вид деятельности, включение в целую систему коллективов, обучение, которое предъявляет ряд существенных требований к ученику.
Это непосредственным образом сказывается на закреплении и формировании новой системы отношений к обучению, людям, коллективу и связанным с ними обязанностям, формирует волю, характер, развивает способности, расширяет круг интересов. В данный период осуществляется усвоение правил поведения и моральных норм, закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер детей 7-11 лет имеет определенные особенности. Дети
импульсивны, это означает, что они подвержены незамедлительному действию под влиянием побуждений, непосредственных импульсов, не взвесив всех обстоятельств и не подумав. Причина такого поведения связана со слабой волевой регуляцией поведения и активной внешней разрядкой [13]. Общая недостаточность воли так же считается особенностью данного возраста, заключается она в том, что младший школьник еще не имеет
достаточного опыта для длительной борьбы за поставленную цель, преодолевая препятствия и трудности. Он легко может потерять веру в свои собственные силы и при неудачах опустить руки. Довольно часто можно и пронаблюдать упрямство и капризы.
Первостепенной причиной их является в недостатке воспитания семьей ребенка. Ребенок с детства привык к постоянному исполнению его желаний и требований, он ни в чем не имел отказа. Капризы и упрямство это своеобразная форма протеста младшего школьника против требований, предъявляемых учителем, против необходимости выполнять эти действия против своей же воли.
Младшие школьники достаточно эмоциональны, так как вся их психическая деятельность выражается через эмоции. Также данного возраста не умеют контролировать внешнее проявление своих чувств, сдерживать их, они очень откровенны и непосредственны в выражении радости.
Эмоциональность выражается в их частой смене настроений, большой эмоциональной неустойчивости, бурным и кратковременным проявлениям радости, склонности к аффектам, гнева, горя, страха. С годами все больше
развивается способность сдерживать их нежелательные проявления, регулировать свои чувства [22].
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При верном воспитании за несколько лет младший школьник накапливает важный для развития опыт деятельности для коллектива и в коллективе – коллективной деятельности.
Воспитание коллективизма способствует участию детей в общественных, коллективных делах. Ребенок непосредственно в школе приобретает основной опыт общественной коллективной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что младший школьный возраст можно считать периодом качественного преобразования познавательных процессов и интенсивного развития.
- 1 2 3 4 5 6 7 8