Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
сложным и даже крайне остроумным приемом определения самооценки. Рекомендуется использование данной пробы при работе с учениками 1-2 класса.
Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал и оборудование: белый листок бумаги, простой карандаш или шариковая ручка.
Процедура исследования. В процессе индивидуальной беседы испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы три круга и говорят: «Смотри, на листе нарисованы три круга: первый круг это твой учитель, второй – ты сам, третий – твой одноклассник (назвать имя). Твоя задача от каждого круга опустить вниз линию. Самую длинную линию опускаем, от того, кто из вас самый умный; самую короткую, от того, кто
самый глупый, среднюю, кто средний». После выполнения упражнения попросить у ребенка объяснить свое решение.
Детям дается инструкция.
«Перед вами три кружка: кружок с зеленым крестиком обозначает тебя. Нашли такой кружок? (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с красным крестиком обозначает вашего воспитателя. Нашли? Покажите. (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с голубым крестиком обозначает вашего друга. Покажите тот самый кружок. (Проверить все ли правильно показывают). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый хороший надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый плохой, – самую короткую; от того, кто не хороший, но и не плохой, – среднюю».
Интерпретация.
После выполнения этого задания с каждым ребенком беседуют индивидуально и просят объяснить свое решение. Беседа с одним ребенком занимает 4-5 минут.
Если ребёнок нарисовал себя (круг) с короткой линией это свидетельствует о низкой его самооценке.
Обработка и анализ результатов состоит в ранжировке мест, присвоенных испытуемым каждому человеку, обозначенному определенным кружочком.
Методика «Лесенка» разработана В. Г. Щур и предназначается для того, чтобы узнать о том, как ребенок оценивает себя сам и как, по его мнению, оценивается он другими людьми и соотносятся ли эти представления между двумя оценками.
Цель исследования: определение особенностей самооценки и представление младшего школьника о том, как оценивают его другие люди.
Материал и оборудование: нам потребуется белый лист бумаги на котором мы рисуем лесенку, небольшая игрушка в форме человечка.
Процедура исследования. Данная методика проводится индивидуально
с каждым ребенком. Представляет данная процедура беседу с испытуемым в ходе которой он ставит себя на определенную ступеньку, и пытается определить куда его поставили бы другие люди.
Заводить разговор с ребенком желательно с непринужденного разговора о его семье, о близких родственниках, о товарищах и т. д. Затем экспериментатор дает лист бумаги с нарисованной лесенкой, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. После этого обязательно проговариваем ребенку инструкцию: «Взгляни на эту лесенку.
Рассаживая твоих товарищей, то на самых верхних
ступеньках окажутся очень хорошие ребята, соответственно ниже – просто хорошие, еще ниже – уже средние, но неплохие ребята. Получается, что и плохие дети распределены, но уже в самом низу.
Теперь предлагается взять небольшую фигурку самому ребенку и попросить поставить себя и пояснить, почему он выбрал именно это место. После этого предлагается поставить фигурку на то место, куда тебя поставят твои родители и спросить, почему он так решил. Далее от окружения ребенка экспериментатор задает другие вопросы, такого типа, как: «На какую ступеньку твои родители поставят твоего брата или сестру?» Обязательно после ответа ребенка выяснить, почему он так решил.
Испытуемого следует спросить и о том, кто, по его мнению, поставит его на верхнюю ступень, почему. За исключением этих вопросов с испытуемым ведется очень активная беседа о взаимоотношениях его с разными людьми. После того, как ребенок отвечает на вопросы, экспериментатор отмечает прямо на ступеньках позиции, которые назвал ребенок. Разговор с каждым испытуемым занимает около 30 минут.
Обработка и анализ результатов. Раз испытуемые являются младшими школьниками, то они проявляют огромный интерес к взаимоотношению с окружающими их людьми и очень активно отвечают на вопросы связанные с данной темой.
Когда мы начинаем оценивать, то в первую очередь необходимо узнать
отношение ребенка к себе. Среди младших школьников огромное количество испытуемых считают себя «замечательными» и ставят себя на самую высокую ступень лесенки. Если рассмотреть данные, которые представляет сам автор, то дети, ставившие себя
на самую высокую ступень, очень с трудом обосновывают такую самооценку.
Испытуемые, которые все таки не относили себя к самым лучшим, оценивали себя уже более независимо и даже критично, пытаясь объяснить свой выбор на то, или иное место различными причинами: «Иногда я забываю убрать за собой постель», «Я изредка огорчаю маму» и др.
Практика показала, что отношение окружающих людей к ребенку воспринимается им, как правило, дифференцированно: ему кажется, что близкие родственники, такие как папа, мама, дедушки, бабушки, а так же учитель, по-разному относятся к нему.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху.
Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными» [12].
Следующий вариант, когда мнение ребенка о себе является высоким, но полностью совпадает с мнением родителей. Данная ситуация характерна для детей:
Последний вариант – ребенок ставит себя выше, чем, как он считают, поставила бы его мама. В. Г. Щур, называет данную обстановку крайне
неблагоприятной для развития личности у испытуемого, так как ребенок
заметил расхождения оценок, следовательно считает, что его не любят.
По данным автора методики «Лесенка», прогнозируемая испытуемым заниженная оценка матерью, крайне часто бывает связана с наличием в семье младших братьев и сестер, которые, по убеждению ребенка, мама поместит на самую высокую ступень.
Для таких детей очень необходимо, чтобы позиция на верхней ступени подкреплялась кем-то из близких взрослых родственников. В данной ситуации подходящий вопрос ребенку будет: «Кто из твоих близких все-таки захочет поставить тебя на самую верхнюю ступень?».
В большинстве случаев, ребенок находит такого взрослого из окружающих людей, для кого он «самый – самый хороший». Как правило, это дедушка и бабушка, а возможно и отец ребенка, даже если встречи с этими людьми происходят довольно редко.
Даже если ребенок не ожидает, что ему поставит высокую оценку кто- то из близких людей, то они утверждают, что на наивысшую ступень их поставит товарищ.
Для учеников младших классов так же очень значимо знать прогнозируемую оценку со стороны учителя и проанализировать ответ ребенка по этому поводу.
Методика предназначена для определения эмоционально-ценностного отношения к себе у детей до 9 лет.
Цель исследования: определить особенности эмоционально- ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Материал и оборудование. Чтобы выполнить задание ребенку предлагаются цветные карандаши в количестве 6 штук, такие как – черный, желтый, коричневый, красный, зеленый, синий. Бланком методики является
обычный
Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал и оборудование: белый листок бумаги, простой карандаш или шариковая ручка.
Процедура исследования. В процессе индивидуальной беседы испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы три круга и говорят: «Смотри, на листе нарисованы три круга: первый круг это твой учитель, второй – ты сам, третий – твой одноклассник (назвать имя). Твоя задача от каждого круга опустить вниз линию. Самую длинную линию опускаем, от того, кто из вас самый умный; самую короткую, от того, кто
самый глупый, среднюю, кто средний». После выполнения упражнения попросить у ребенка объяснить свое решение.
Детям дается инструкция.
«Перед вами три кружка: кружок с зеленым крестиком обозначает тебя. Нашли такой кружок? (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с красным крестиком обозначает вашего воспитателя. Нашли? Покажите. (Проверить все ли правильно показывают) Кружок с голубым крестиком обозначает вашего друга. Покажите тот самый кружок. (Проверить все ли правильно показывают). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый хороший надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый плохой, – самую короткую; от того, кто не хороший, но и не плохой, – среднюю».
Интерпретация.
После выполнения этого задания с каждым ребенком беседуют индивидуально и просят объяснить свое решение. Беседа с одним ребенком занимает 4-5 минут.
Если ребёнок нарисовал себя (круг) с короткой линией это свидетельствует о низкой его самооценке.
Обработка и анализ результатов состоит в ранжировке мест, присвоенных испытуемым каждому человеку, обозначенному определенным кружочком.
-
Методика «Лесенка».
Методика «Лесенка» разработана В. Г. Щур и предназначается для того, чтобы узнать о том, как ребенок оценивает себя сам и как, по его мнению, оценивается он другими людьми и соотносятся ли эти представления между двумя оценками.
Цель исследования: определение особенностей самооценки и представление младшего школьника о том, как оценивают его другие люди.
Материал и оборудование: нам потребуется белый лист бумаги на котором мы рисуем лесенку, небольшая игрушка в форме человечка.
Процедура исследования. Данная методика проводится индивидуально
с каждым ребенком. Представляет данная процедура беседу с испытуемым в ходе которой он ставит себя на определенную ступеньку, и пытается определить куда его поставили бы другие люди.
Заводить разговор с ребенком желательно с непринужденного разговора о его семье, о близких родственниках, о товарищах и т. д. Затем экспериментатор дает лист бумаги с нарисованной лесенкой, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. После этого обязательно проговариваем ребенку инструкцию: «Взгляни на эту лесенку.
Рассаживая твоих товарищей, то на самых верхних
ступеньках окажутся очень хорошие ребята, соответственно ниже – просто хорошие, еще ниже – уже средние, но неплохие ребята. Получается, что и плохие дети распределены, но уже в самом низу.
Теперь предлагается взять небольшую фигурку самому ребенку и попросить поставить себя и пояснить, почему он выбрал именно это место. После этого предлагается поставить фигурку на то место, куда тебя поставят твои родители и спросить, почему он так решил. Далее от окружения ребенка экспериментатор задает другие вопросы, такого типа, как: «На какую ступеньку твои родители поставят твоего брата или сестру?» Обязательно после ответа ребенка выяснить, почему он так решил.
Испытуемого следует спросить и о том, кто, по его мнению, поставит его на верхнюю ступень, почему. За исключением этих вопросов с испытуемым ведется очень активная беседа о взаимоотношениях его с разными людьми. После того, как ребенок отвечает на вопросы, экспериментатор отмечает прямо на ступеньках позиции, которые назвал ребенок. Разговор с каждым испытуемым занимает около 30 минут.
Обработка и анализ результатов. Раз испытуемые являются младшими школьниками, то они проявляют огромный интерес к взаимоотношению с окружающими их людьми и очень активно отвечают на вопросы связанные с данной темой.
Когда мы начинаем оценивать, то в первую очередь необходимо узнать
отношение ребенка к себе. Среди младших школьников огромное количество испытуемых считают себя «замечательными» и ставят себя на самую высокую ступень лесенки. Если рассмотреть данные, которые представляет сам автор, то дети, ставившие себя
на самую высокую ступень, очень с трудом обосновывают такую самооценку.
Испытуемые, которые все таки не относили себя к самым лучшим, оценивали себя уже более независимо и даже критично, пытаясь объяснить свой выбор на то, или иное место различными причинами: «Иногда я забываю убрать за собой постель», «Я изредка огорчаю маму» и др.
Практика показала, что отношение окружающих людей к ребенку воспринимается им, как правило, дифференцированно: ему кажется, что близкие родственники, такие как папа, мама, дедушки, бабушки, а так же учитель, по-разному относятся к нему.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху.
Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными» [12].
Следующий вариант, когда мнение ребенка о себе является высоким, но полностью совпадает с мнением родителей. Данная ситуация характерна для детей:
-
действительно благополучных; -
инфантильных; -
выдающих желаемое за действительное.
Последний вариант – ребенок ставит себя выше, чем, как он считают, поставила бы его мама. В. Г. Щур, называет данную обстановку крайне
неблагоприятной для развития личности у испытуемого, так как ребенок
заметил расхождения оценок, следовательно считает, что его не любят.
По данным автора методики «Лесенка», прогнозируемая испытуемым заниженная оценка матерью, крайне часто бывает связана с наличием в семье младших братьев и сестер, которые, по убеждению ребенка, мама поместит на самую высокую ступень.
Для таких детей очень необходимо, чтобы позиция на верхней ступени подкреплялась кем-то из близких взрослых родственников. В данной ситуации подходящий вопрос ребенку будет: «Кто из твоих близких все-таки захочет поставить тебя на самую верхнюю ступень?».
В большинстве случаев, ребенок находит такого взрослого из окружающих людей, для кого он «самый – самый хороший». Как правило, это дедушка и бабушка, а возможно и отец ребенка, даже если встречи с этими людьми происходят довольно редко.
Даже если ребенок не ожидает, что ему поставит высокую оценку кто- то из близких людей, то они утверждают, что на наивысшую ступень их поставит товарищ.
Для учеников младших классов так же очень значимо знать прогнозируемую оценку со стороны учителя и проанализировать ответ ребенка по этому поводу.
-
Методика «Нарисуй себя» (З. Василяускайте и А. М. Прихожан).
Методика предназначена для определения эмоционально-ценностного отношения к себе у детей до 9 лет.
Цель исследования: определить особенности эмоционально- ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Материал и оборудование. Чтобы выполнить задание ребенку предлагаются цветные карандаши в количестве 6 штук, такие как – черный, желтый, коричневый, красный, зеленый, синий. Бланком методики является
обычный