Файл: I. внеклассная работа по химии, и ее 6 место в учебновоспитательном процессе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием.

Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.

Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучить практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

проблем воспитания во внеклассной работы свое отражение во многих отечественных ученых Аверченко А.Т., Барчукова И.С., О.П., Грей Д., Зайцева С.М. и др.

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ, И ЕЕ

МЕСТО В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе

Внеклассная работа - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Рисунок 1. Основные компоненты внеучебной работы

Понятие работа» в соответствии с педагогической энциклопедией следующим образом: работа – это составная учебно-воспитательного процесса в одна из форм свободного времени

Понятие и сущность работы уже многие изучается множеством методистов и ученых.

Стоит отметить, что определение предусматривает творчества и инициативы при организации внеклассной

Значение внеклассной состоит в воспитании вида личности способствует формирования свойств личности: творчеству, стремлению к активности, самообразованию.

внеклассной работы

1 – активизация познавательной

2 – углубление и расширение изучаемого предмета;

3 – ускоренное развитие к обучению;

4 – реализация подхода к изучению вопросов;

5 – более использование источников

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

Итак, внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Проблемы взаимодействия работы с учебным и процессом широко в работах известных ученых и педагогов-практиков, как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. , Т.Н. Калечиц, Л.Е. и др.

Кружковая работа способствует и развитию интересов и способностей в определенной науки, искусства, Наиболее распространены при такие ее формы, как и секции (предметные, спортивные, художественные).

В проводятся занятия типа:

Отчет кружка за год проводится в вечера, конференции, смотра.

Таким в настоящее время в учреждениях актуализируются проблемы:

1. Создание комплексных воспитательных находящихся в русле не гуманистической, но и социальной

2. Гармонизация социального жизнедеятельности ребенка и педагогическое освоение в радиусе действия учреждения.

3. Модернизация и досуговой деятельности, и создание новых общественных объединений, демократических начал, в том числе детском

4. Введение учебно-развивающих дополнительного образования и профилизации с целью благоприятных условий для профессионального самоопределения

5. Усиление социально-защитной общеобразовательных учреждений, эффективности мер по охране физического, умственного и здоровья детей и

С учетом этих педагогический коллектив собственную уникальную внеклассной и внешкольной, а администрация общеобразовательных оказывает методическую и осуществляет контроль за проведением и качеством

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

1.2. Классификация внеклассной работы по химии

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В целях упорядочения проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Образовательные задачи внеклассной работы:

Воспитательные задачи внеклассной работы:

Кроме того, внеклассная работа по химии предполагает организовать досуг учащихся.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

Содержание внеклассной работы по химии учитель выбирает произвольно, без определённой программы, как основной работы, поэтому разнообразнее тематика.

Индивидуальная работа:

Групповая работа:

Массовая работа:

1.3 Методы и средства, повышающие познавательную активность

на внеурочной деятельности на уроках химии

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету, и на их профессиональный выбор можно повлиять.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.

Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.

Безусловно, ФГОС изменяет роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации.

 В традиционной педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.

Учитель должен позаботиться о расширении массы внеклассной работы, привлекая как можно больше учеников, в том числе самых маленьких, которые еще не изучали химию.

Именно в школах с углубленным изучением химии можно организовать школьное химическое общество.

Научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: выяснение актуальных и интересных тем, определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения.

3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

Практические работы.

Проблемно-модульная технология.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ

2.1. Организация экспериментального исследования

2.2. Анализ результатов

, которые специфичны только для конкретной темы - коммуникативной деятельности [6] (принцип, побуждающий и вовлекающий учащихся в использование новых, незнакомых материалов, познавательная ценность и увлекательность которых повышают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что, в свою очередь, способствует развитию навыков общения). способствует развитию коммуникативной компетенции школьника). Рассмотрим наиболее важные принципы внеклассной работы. Одной из важнейших задач [5] внеклассной работы является формирование у участников познавательного интереса к предмету. Такой интерес не может проявиться, если работа выполняется без воли, под принуждением. Поэтому А. В. Усова считает, что принцип волонтерства является одним из важнейших принципов внешкольной работы. Учащийся должен выразить искреннее желание участвовать во внеклассной работе по предмету без какого-либо принуждения. Известно, что уровни общего развития, направленность интересов и черты характера учащихся отличаются друг от друга. Без учета этих различий невозможно добиться успеха во внеурочном труде. И. Я. Ланина утверждает, что принцип учета индивидуальных особенностей учащихся важен при организации внешкольной работы [4]. Это позволяет учитывать уровень развития каждого ученика и на этой основе корректировать все виды работ, выполняемых с каждым учеником.

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привить интерес к химии.

2.Развитие и совершенствование навыков в области химии.

3.Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

4. Подготовка школьников к практике.

5. Организация досуга учащихся в комплексе с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Обучение и воспитание представляют собой единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются только при органичном сочетании воспитательной работы во время урока с целенаправленным воздействием на ученика во время сверхурочных, поэтому сверхурочные по праву считаются важной частью работы школы. Как известно, внеклассной работой по какому-либо предмету называется воспитательная работа, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя в сверхурочное время в дополнение к школьной программе. Также, как и внеурочные занятия, они не обязательны для всех учащихся. От внеурочного факультативного занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Но в то же время содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии [9] является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Наконец, важным воспитательным элементом внеклассной деятельности является выполнение общественно полезных заданий, во время которых у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. Следует подчеркнуть еще один очень важный аспект работы в нерабочее время. Замечательный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский писал « " образовательный процесс таит в себе опасность замкнутости и изоляции, поскольку на каждом этапе обучения подчеркивается: добивайся успеха собственными усилиями, не полагайся ни на кого и-результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна быть исчерпана уроками.» внешкольная работа объединяет учащихся в дружные группы, связанные общими интересами и увлечениями. Это помогает преодолеть такие негативные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работа в коллективах молодых химиков – кружках, обществах, секциях – воспитывает школьников в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке.



1.2. Классификация внеклассной работы по химии



Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, консультации, факультативы, дополнительные занятия, проектную деятельность, участие в различных ученических конференциях и предметных химических олимпиадах, которые уже были рассмотрены выше. Поэтому рассмотрим только такую важную форму организации обучения, как экскурсия. Экскурсия – форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

– реализует принцип наглядности обучения;

– повышает научность обучения и укрепляет его связь с жизнью, с практикой;

– расширяет технологический кругозор учащихся: им предоставляется возможность наблюдать реальное химическое производство и знакомиться с применением химических знаний непосредственно в конкретном промышленном и сельскохозяйственном производстве;

– играет значительную роль в профориентационной работе с учащимися.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные – при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые – при закреплении изученного. По своему содержанию они разделяются на производственные (на конкретные химические производства), естественно-научные (например, в Политехнический музей), научные (исследовательские лаборатории химического профиля), прикладные (различные лаборатории – агрохимические, на водоочистных станциях, санитарные, пищевые и пр.). Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На них ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики, на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при
производстве стекла и физическими процессами, лежащими в основе получения стекла и изделий из него; химик – с химическими аспектами: сырьевой базой стекольного производства, различными видами стекла и способами их получения; математик касается математических методов расчета и моделирования технологических процессов, использования компьютерных возможностей для этих целей, а также математических основ для расчета экономических показателей рентабельности производства стекла. Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. В методике проведения экскурсии выделяют три блока: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной): изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения, определение цели, задач и содержания экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание учителю химии следует уделить подготовке специалистов, которые проведут учебную экскурсию: заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся. Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40–45 мин до 2–2,5 ч (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью, содержанием, возрастом учащихся. Однако, какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя или экскурсовода активизировать познавательный интерес учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисковую деятельность. Будет полезным, если во время экскурсии ученики сделают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель вместе с учащимися обобщает,
систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме (разделу), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления, намечает предварительные оценки учащихся и творческие задания для них. Последние могут быть такими: написать отчет согласно выданному учителем перед экскурсией заданию, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п.