Файл: Содержание курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Переподготовка кадров направлена на освоение рабочими новой профессии. С точки зрения процесса обучения разницы между подготовкой и переподготовкой нет. Переподготовка может осуществляться как на предприятии, так и силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение - увольнение с предприятия). Среди особенностей процесса переподготовки кадров непосредственно на предприятии выделяются следующие:

  • o необходимость в переподготовке вызывается процессами высвобождения работников и их плановое продвижение, внутрифирменная текучесть кадров (в поисках ими лучшей работы, условий труда и т.п.);

  • o переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением работников, а основная ее форма - это обучение смежным и вторым профессиям. Особенно большое распространение освоение вторых и смежных профессий получило в связи с развитием коллективных форм организации труда как важного условия реализации па практике принципа взаимопомощи и взаимозаменяемости;

  • o в контингент обучающихся, охваченных переподготовкой, входят рабочие среднего и старшего возраста, проработавшие определенное время (часто весьма продолжительное) по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Как правило, "багаж" знаний таких обучающихся находится на низком уровне среднего общего образования и отличается давностью лет его получения.

Процесс переподготовки работников обеспечивается:

  • o определением масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

  • o выбором форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

  • o проведением социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбором рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих. Переподготовка должна быть ориентирована на конкретное рабочее место и работника, который планирует его запять.

От уровня профессиональной подготовки рабочих зависят комплектование учебных групп, возможность объединения их с группами рабочих, проходящих первичную подготовку. Объем обучения и конкретизация его форм, как и в случае первичной подготовки, зависят от наличия на предприятии соответствующей учебной базы, материального обеспечения, возможностей предприятия вести эту работ}' на договорной основе со специальными учебными заведениями.


Как правило, переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования служат специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана па предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории. При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (оплата педагогов, учебные расходы, материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников на период обучения.

Повышение квалификации кадров, как и приобретение знаний, навыков и умений, - результат самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации заключается в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно те знания, которые им прежде всего необходимы для их деятельности.

Сигналом к повышению квалификации различных категорий сотрудников служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ и, как следствие, появление брака па производстве, назревание необходимости обеспечения быстрой реализации новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы).

В последнее время в ряде министерств и ведомств получила распространение непрерывная система подготовки и повышения квалификации работников, построенная на обучении рабочих на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Обучение ставит целью предоставить комплекс органически связанных теоретических и практических знаний, призванных помочь работнику овладеть профессией от начального до высшего уровня квалификации.

Количество ступеней обучения в разных отраслях промышленности различно и устанавливается в зависимости от сложности профессии или специальности. Обучение осуществляется по единым для каждой ступени профессии учебным планам и программам и предусматривает наличие единой учебно-программной документации как в профессионально-технических училищах, так и на производстве.



Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия (фирмы), так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации должно быть организовано таким образом, чтобы результатом от этого стал более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда и других составляющих из того, что будет перекрывать издержки.

Программа повышения квалификации и отбор направляемых на учебу лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия (фирмы), с его ориентацией на повышение эффективности. С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используются не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением им собственной квалификации.

Повышение квалификации будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования. Работа по повышению квалификации - составная часть подготовки кадрового резерва, потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия но повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.

Все рассмотренные виды обучения имеют общий процесс организации, который проходит несколько этапов.
9.2 Правовая регламентация видов и форм обучения персонала.
Любое государство заинтересовано в профессионализме его граждан, совершенствовании качества и результативности труда. Для достижения этих целей государством, в лице его полномочных органов, устанавливаются правовые основы, гарантирующие и регулирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то есть - профессиональное обучение.

Профессиональное обучение граждан являются формой реализации их прав на труд, защиту от безработицы и активной политики занятости населения. Безусловно, международно-правовые нормы играют важную роль в механизме правового регулирования трудового законодательства, в том числе и законодательства о профессиональной подготовке и переподготовке.


И эта роль объясняется принципом приоритета норм международного права, который отражен в ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 Трудового кодекса РФ, где сказано: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации». Часть 2 Трудового кодекса РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора». Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты.

Все большую роль в профессиональном обучении работников играют международные организации и, прежде всего, Международная организация труда. Реализация ее рекомендаций является основой унификации и гармонизации национальных систем профессионального обучения и способствует свободному перемещению рабочей силы и реализации права работника на получение работы в соответствии с полученной им квалификацией.

Российская Федерация является участником Конвенции Международной Организации Труда №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня 1975 г.). Действует Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1975г. №150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Как закрепляют указанные международные акты, «государства-Члены должны постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки в своих странах с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности».

Действующее законодательство включает в себя целый комплекс разноуровневых актов, направленных на регулирование деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Правовым актом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории РФ, является Конституция. Именно в статье 43 Конституции сказано, что каждый имеет право на образование.


Основополагающим нормативным актом в сфере профессионального обучения работников является Трудовой кодекс РФ. В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса РФ одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Права, обязанности и ответственность работника и работодателя в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников подробно описаны в разделе IX Трудового кодекса РФ «Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников». Данный раздел содержит в себе нормы, образующие самостоятельный институт российского трудового права, и значение его в условиях рыночной экономики трудно переоценить. На наш взгляд появление данного раздела - это важная и своевременная мера.

В данном разделе Трудового кодекса сказано, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако, в ряде случаев (прямо предусмотренных федеральными законами, иными правовыми актами РФ, например, Законом о государственной гражданской службе , Законом об образовании , Таможенным кодексом (ст. 147) , федеральным законом от 07.08.2001 «Об аудиторской деятельности"» (ст. 15) и др.) работодатель обязан (а не только вправе) проводить повышение квалификации своих работников (если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности, например, работу водителя, работу с подъемными устройствами и т.п.).

В данном разделе получил правовое регулирование (на уровне федерального закона) такой важный институт, как «ученический договор». Он является основанием возникновения между учеником и работодателем ученических отношений, направленных на ускоренное приобретение лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Из всего многообразия федеральных законов, прежде всего, необходимо выделить Закон РФ «Об образовании» 2014 года № 273-ФЗ был принят 29.12.2012 г. Данный законодательный акт закрепляет базисные понятия профессионального обучения, его формы и условия реализации, государственную политику и гарантии, систему и форму получения образования.