Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Знакомить с правами и обязанностями детей группы. Формировать первичные представления о своей улице, родном городе, родной стране.
Развитие игровой деятельности. Побуждать детей к активной игровой деятельности. Развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности. Формировать желание объединяться для совместных игр, выполнять в игре определенные правила. Развивать в игре коммуникативные навыки, активное доброжелательное отношение к окружающим. Следует проводить подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Совместная трудовая деятельность. Воспитывать у детей желание принимать участие в трудовой деятельности, готовить материалы к занятиям, помогать накрывать на стол. Формировать навыки самообслуживания, опрятность, аккуратность. Учить убирать за собой игры и игрушки, аккуратно складывать и убирать одежду. Формировать у детей первичные представления о труде взрослых, его роли в общественной жизни и жизни каждого человека. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Формировать у детей навыки безопасного поведения дома и в детском саду.
Расширять представления о правилах дорожного движения и формировать навыки безопасного поведения на улицах города. Формировать у детей навыки безопасного поведения в природе. Закладывать основы безопасного взаимодействия с растениями и животными. Учить понимать простейшие взаимосвязи в природе.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме для людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольника с ЗПР обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: • формирование и совершенствование перцептивных действий; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает реализацию интегрированных программ в соответствии с программой
Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»,
«Развитие элементарных математических представлений.
Модули образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира; сенсорное развитие; развитие элементарных математических представлений; познавательно-исследовательская деятельность
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь
— одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления ребенка с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Учить ребенка названию форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Формировать умение узнавать предметы на ощупь.
Развитие элементарных математических представлений.Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или

предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина.Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слова- ми (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма.Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади
(позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени.Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Познавательно-исследовательская
деятельность.
Формировать полноценное представление о богатстве и многообразии предметного мира.
Знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении (семья, дом, детский сад, родной город, труд взрослых, мир природы). Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке. Обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значимость труда взрослых. Формировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними. Сформировать первичные представления о растениях и частях, из которых они состоят (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик). Познакомить с домашними птицами (петух, курица), животными (кошка, собака, корова, лошадь) и их детенышами, их образом жизни. Учить называть отличительные особенности их внешнего вида.
Сформировать первоначальные представления о диких птицах (ворона, сорока, воробей, голубь, грач), животных (лиса, заяц, медведь, волк), их детенышах, внешнем виде, образе жизни. Сформировать представления о таких насекомых, как бабочка, жук, муравей, стрекоза, муха, комар. Научить узнавать их по внешнему виду. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель:Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Развитие речи как средства общения и культуры.
Задачи развития речи для ребенка с ЗПР:
- формирование экспрессивной и импрессивной стороны каждого из компонентов речи (языка) – фонетического, фонематического, лексического,
процесса словообразования, грамматического, связной речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской литературной речи;
- формирование целостной картины мира;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
Направления работы:
- Совершенствование фонетического компонента речи: обучение правильному звукопроизношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); развитие навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.
- Развитие фонематических процессов: обучение слухо- произносительной дифференциации фонем; фонематическому анализу и синтезу слов; смыслоразличению.
- Развитие лексического компонента речи: совершенствование денотативного, сигнификативного, структурного и прагматического аспектов лексического значения слов; расширение активного и пассивного словаря.
- Формирование процесса словообразования и грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования (приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального и методом сложения основ) и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи включает формирование диалогической и монологической речи.
- Чтение художественной литературы, направленное на формирование навыков восприятия ребенком произведений различных жанров, что способствует развитию творческой деятельности детей через различные виды продуктивной деятельности.
Развитие речи у дошкольника с ЗПР осуществляется во всех видах организованной совместной деятельности педагога и ребенка: игра, занятия по физическому развитию, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыка и др.
Речевое развитие осуществляется в режимных моментах через создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения
(пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур).
Речевое развитие в самостоятельной деятельности ребенка: самостоятельное чтение ребенком коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке,

автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки).
Модули образовательной области «Речевое развитие»: развитие импрессивной речи; развитие экспрессивной речи; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие фонематической системы речи; развитие речевого общения и разговорной диалогической речи.
Развитие импрессивной речи. Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова
(игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин). Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать; большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий).
Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). Формировать различение количественных числительных (один, два, три). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к,- ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет-играют, спит-спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел-сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает-умывает-ся). Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе). Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение вслушиваться в речь.
Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.
Развитие экспрессивной речи. Развитие экспрессивного словаря.
Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.
Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по