Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
раздевается при помощи взрослого. Мальчик всегда опрятен, аккуратен.
Ребенок ориентируется в пространстве группы и режиме детского сада.
Недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Основные трудности, отмеченные в обучении: имеются трудности в освоении всех разделов образовательной программы.
Моторное развитие: Недостаточный уровень сформированности крупной и мелкой моторики. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и простой речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Координация движений пальцев нарушена.
Физическое развитие: Ребенок может выдержать физические нагрузки, предусмотренные режимом детского учреждения.
Познавательное развитие:
Восприятие: Ниже возрастной нормы. Не точно знает названия и назначение различных предметов, не достаточно развиты соотнящиеся действия.
Память: преобладает смешанная память.
Внимание: не устойчивое. Ребенок часто отвлекается, не доводит начатое дело до конца.
Мышление: Ниже возрастной нормы. Не знает сенсорные эталоны, понятия о пространственных характеристиках (длина, высота, форма) не точные.
Речевое развитие: использует в своей речи простые слова, указательные жесты. Частично понимает инструкции, не понимает глаголы, частично понимает прилагательные. Артикуляция гласных звуков не четкая, слова не внятные. Может повторить звукоподражания. Простой фразы нет.
Особенности деятельности: игра соответствует более раннему возрасту, преобладает манипулятивная игра. Наблюдается неустойчивый интерес к игре и игрушкам. Имеются трудности в конструктивной деятельности.
Особенности эмоционально – волевой сферы: у ребенка преобладает положительное настроение, понимает различные эмоциональные состояния, не всегда умеет сдерживать себя. Ребенок обидчивый.
Отношение к занятиям, их успешность: редко проявляет заинтересованность к различным видам деятельности, не всегда может выполнить начатое дело до конца, часто отвлекается, мешает другим детям, быстро устает. Ребенку необходима частая смена видов деятельности.
Требуется стимулирующая и направляющая помощь.
1.2. Планируемые результаты освоения АОП
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.


К целевым ориентирам дошкольного образования следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу 2015-2016 учебного года:
Социально-коммуникативное развитие. Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, понимает и принимает условную игровую ситуацию, знает нормы и правила поведения соответственно возрасту, умеет адекватно реагировать на запрет, с радостью принимает похвалу, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом; у ребенка есть представления об опасности, он держится за перила, спускаясь с лестницы, не пытается бежать по лестнице; не вырывает у взрослого руку, переходя улицу.
Речевое развитие. Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула; понимает двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые; принимает участие в диалоге; рассказывает простые потешки; общается с помощью предложений состоящих из двух- трех слов; правильно произносит поставленные звуки; не нарушает звуко- слоговую структуру двухсложных слов; не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Познавательное развитие. Ребенок ориентируется в величине, форме и цвете предметов, не допуская при выполнении заданий ошибок, может назвать три-четыре основных цвета и три-четыре формы, не допускает ошибок, подбирая геометрические формы по образцу; без помощи взрослого собирает пирамидку в порядке убывания размеров колец; может соорудить элементарные постройки из четырех-пяти крупных кубиков по образцу и описанию без помощи взрослого, может без помощи взрослого сложить простые предметные картинки из двух-трех частей; способен соотнести предмет, изображенный на картинке, с описанным взрослым действием, этим предметом совершаемым; владеет на уровне импрессивной речи обобщающими понятиями (игрушки, одежда, обувь, посуда), не совершая при их дифференциации ошибок; имеет первичные представления о смене времен года и сезонных изменениях в природе; знает названий нескольких профессий и действий, совершаемых представителями этих профессий; имеет первичные представления о праздниках, принимает посильное участие в их подготовке.
Художественно-эстетическое развитие. Ребенок любит слушать чтение художественных текстов, может сосредоточиться на этой деятельности на


10—15 минут, не отвлекается при этом; договаривает за взрослым слова и словосочетания при чтении стихов, потешек, сказок; пытается сам пересказывать знакомые сказки вслед за взрослым; может показать на иллюстрации героев только что прочитанного литературного про-изведения, любит рассматривать иллюстрации в детских книжках, не отвлекаясь при этом; умеет правильно держать карандаш, кисточку, фломастер; может самостоятельно проводить линии, рисовать кружки, создавать простейшие изображения по образцу, знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы; владеет приемами лепки из пластилина; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, подпевает взрослому, поющему детские песенки; различает звучание звучащих игрушек и музыкальных инструментов.
Физическое развитие. Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места, прыжки с продвижением, в играх, умеет перепрыгивать через шнур, канат, доску шириной 10 см; может влезть на две-три перекладины гимнастической стенки с помощью взрослого; может ходить и бегать на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по кругу, с перешагиванием через предметы, умеет ходить по доске, гимнастической скамейке шириной 15 см; может бросать предметы в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м, сначала одной, потом другой рукой, умет бросать мяч от груди обеими руками; может повторить вслед за взрослым простые движения; умеет выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без предметов; принимает активное участие в организованной взрослым двигательной деятельности, подвижных играх; проявляет активность во время бодрствования, адекватен, доброжелателен, в хорошем настроении; умеет самостоятельно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой и носовым платком, делает это ловко и аккуратно.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с ЗПР в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Область
Задачи образовательной области
Социально-
коммуника
тивное
развитие
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
-формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Познавател
ьное
развитие
- развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Речевое
развитие
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Физическое
развитие
- приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Художестве
нно-
эстетическо
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;


е развитие
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»
Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения ребенка с ЗПР в общественную жизнь.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у ребенка с
ЗПР важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Модули образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формирование общепринятых норм поведения; развитие игровой деятельности: совместная трудовая деятельность; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Формирование общепринятых норм поведения. Формировать навыки адекватного поведения в различных ситуациях, учить детей (ребенка?) быть вежливыми (здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения).
Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим, взрослым и сверстникам. Учить оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх, самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности. Учить уступать друг другу, сообща пользоваться игрушками и книгами. Формирование гендерных и гражданских чувств. Формировать у ребенка образ Я. Формировать начальные сведения о человеке. Формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для мальчиков и девочек.