Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
Модули образовательной области «Физическое развитие»: овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни; физическая культура
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Формировать первичные представления о здоровом образе жизни (питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках).
Физическая
культура.
Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья, закаливания организма. Формировать правильную осанку. Проводить профилактику плоскостопия. Развивать такие физические качества как выносливость, быстроту, силу, координацию движений. Формировать и совершенствовать двигательные умения с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. Учить выполнять движения не только по демонстрации, но и по указанию.
Основные движения. Ходьба и бег. Обучать ходьбе и бегу на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по кругу, с изменением направления, врассыпную, змейкой, по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по шнуру. Прыжки. Обучать прыжкам на носках двух ног, прыжкам с продвижением, с поворотом; перепрыгиванию через шнур
(d=3см), через канат (d=5см), доску (ширина – 10см). Закрепить навык приземления на полусогнутые ноги. Обучать спрыгиванию, запрыгиванию на гимнастический поролоновый мат (h=5см). Совершенствовать навык устойчивого приземления при прыжках в длину, при спрыгивании с мата, при выполнении прыжков в подвижных играх и игровых упражнениях.
Бросание, ловля, метание. Обучать катанию мяча в ворота. Формировать умение ловить и бросать мяч двумя руками, бросать мяч вдаль из-за головы, в горизонтальную цель, через веревку, от груди, маленького мяча ведущей рукой. Ползание и лазание. Упражнять в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях. Обучать лазанию на вторую ступеньку гимнастической стенки. Формировать умение лазания по гимнастической стенке, по наклонной лесенке. Обучать ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки.
Упражнения в равновесии, упражнения на координацию движений.
Способствовать формированию четкости и точности движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Для совершенствования координации движений использовать комбинации различных движений.
Учить ходить по прямой ограниченной дорожке, доске, гимнастической скамейке шириной 15–25 см. Учить ходить между предметами, с перешагиванием через предметы. Учить выполнять медленное кружение в обе стороны.
Строевые упражнения. Обучать построению в шеренгу, в колонну по одному, по двое, в круг, в рассыпную.
Общеразвивающие упражнения. Формировать умение выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, с предметами и без предметов. Учить поднимать прямые руки вверх, вперед, в стороны и опускать их. Учить перекладывать предметы из рук в руку перед собой, над головой, предавать мяч друг другу над головой. Учить, лежа на спине, попеременно поднимать и опускать ноги. Формировать умение ставить ногу на носок и пятку вперед, назад, в сторону, подниматься на носки. Учить приседать, держась за опору, и без нее.
Подвижные игры. Развивать двигательную активность, координацию движений, ловкость, самостоятельность, инициативность, творчество.
Формировать умение играть в подвижные игры с правилами, взаимодействовать, ладить в таких играх.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации АОП
Формы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка
С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в дошкольной образовательной организации создан психолого- медико-педагогический консилиум. Содержание и регламент деятельности специалистов консилиума представлен в локальных нормативных документах образовательной организации.
Формы работы с ребенком с ЗПР при реализации адаптированной
образовательной программы.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая является ведущей и в образовании ребенка с
ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольником с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с воспитанником, имеющим задержку психического развития, планируются и проводятся:
- учителем-дефектологом
(подбираются для ребѐнка индивидуально в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка) - во время коррекционно-развивающих занятий;
- учителем-логопедом (подбираются для ребѐнка индивидуально в соответствии с его речевым заключением и степенью усвоения учебного материала) - во время коррекционно-развивающих логопедических занятий;
- педагогом-психологом (подбираются для ребѐнка индивидуально в
соответствии с актуальным уровнем развития ребенка) - в течение дня и во время коррекционно-развивающих занятий;
- воспитателем группы (по рекомендациям учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога) - в течение дня;
- родителями (законными представителями) ребѐнка в домашних условиях (по рекомендациям учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога) - ежедневно.
Основными формами образовательной деятельности являются:
• игровые образовательные ситуации (ИОС) и развивающие ситуации на игровой основе, организуемые с воспитанниками среднего возраста;
• учебно-игровые занятия (УИЗ), проводимые с воспитанниками старшего возраста.
Все ИОС и УИЗ носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и заданиями.
Основными формами организации образовательной деятельности являются:
- фронтальные ИОС или УИЗ, проводимые с группой воспитанников;
- подгрупповые ИОС или УИЗ, проводимые с подгруппой воспитанников в количестве не более 6 человек;
- индивидуальные ИОС или УИЗ, проводимые с воспитанником на основании индивидуальных образовательных задач.
Фронтальная форма организации образовательной деятельности применяется при проведении занятий педагогами общеразвивающего направления
(воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по изо-деятельности) по учебному плану.
Подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем - дефектологом, учителем-логопедом и с педагогом-психологом проводятся по плану учителя-дефектолога, учителя-логопеда или педагога- психолога.
Формы работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной группе
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
Специально подготовленные педагогами (учителем-дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно- развивающей направленности для ребенка с задержкой психического развития, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания дошкольника, структуру дефекта, возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника
- воспитателем группы (по рекомендациям учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога) - в течение дня;
- родителями (законными представителями) ребѐнка в домашних условиях (по рекомендациям учителя-дефектолога, учителя – логопеда, педагога-психолога) - ежедневно.
Основными формами образовательной деятельности являются:
• игровые образовательные ситуации (ИОС) и развивающие ситуации на игровой основе, организуемые с воспитанниками среднего возраста;
• учебно-игровые занятия (УИЗ), проводимые с воспитанниками старшего возраста.
Все ИОС и УИЗ носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и заданиями.
Основными формами организации образовательной деятельности являются:
- фронтальные ИОС или УИЗ, проводимые с группой воспитанников;
- подгрупповые ИОС или УИЗ, проводимые с подгруппой воспитанников в количестве не более 6 человек;
- индивидуальные ИОС или УИЗ, проводимые с воспитанником на основании индивидуальных образовательных задач.
Фронтальная форма организации образовательной деятельности применяется при проведении занятий педагогами общеразвивающего направления
(воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по изо-деятельности) по учебному плану.
Подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем - дефектологом, учителем-логопедом и с педагогом-психологом проводятся по плану учителя-дефектолога, учителя-логопеда или педагога- психолога.
Формы работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной группе
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
Специально подготовленные педагогами (учителем-дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно- развивающей направленности для ребенка с задержкой психического развития, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания дошкольника, структуру дефекта, возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника
моментов совместной деятельности, на основе формирования и развития межиндивидуальных связей.
Самостоятельная деятельность ребенка
Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение его адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
При создании условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей. В том числе ребенка с ЗПР применяются технологии и формы совместной деятельности, которые описаны в основной образовательной программе дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41 (Приказ № 108 от 11.08.2014 г.).
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей
воспитанника – ребенка с ОВЗ
Система работы с родителями.
Цель взаимодействия специалистов дошкольной образовательной
организации и семьи – активное участие родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Функцииработы ДОО с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого- педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительские собрания, родительский комитет.
Задачи:
1.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.
Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.
Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
• специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции ДОУ.
4.
Создать условия для участия родителей
(законных
Самостоятельная деятельность ребенка
Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение его адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
При создании условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей. В том числе ребенка с ЗПР применяются технологии и формы совместной деятельности, которые описаны в основной образовательной программе дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41 (Приказ № 108 от 11.08.2014 г.).
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей
воспитанника – ребенка с ОВЗ
Система работы с родителями.
Цель взаимодействия специалистов дошкольной образовательной
организации и семьи – активное участие родителей в педагогическом процессе, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Функцииработы ДОО с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого- педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительские собрания, родительский комитет.
Задачи:
1.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.
Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.
Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
• специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции ДОУ.
4.
Создать условия для участия родителей
(законных
представителей) в образовательной деятельности.
5.
Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ОП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечѐнным в образовательную деятельность.
6.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7.
Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанника с ОВЗ:
1) Индивидуальные консультации узких специалистов (учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в месяц.
2)
Посещение коррекционно-развивающих занятий - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
3)
Посещение открытых мероприятий в группе - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
4)
Участие в групповых тематических консультациях, проводимых узкими специалистами и воспитателями группы - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
5)
Участие в родительских собраниях - по плану.
Взаимодействие педагогов с родителями как обязательное условие успешной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.
2.5. Содержание коррекционно-развивающей работы специалистов
с ребенком с ОВЗ (ЗПР)
Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется педагогами-специалистами (учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог) на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОО.
Коррекционно-развивающая работы с ребенком с ЗПР направлена на:
1.
Комплексное исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи ребенка, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
5.
Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ОП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечѐнным в образовательную деятельность.
6.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7.
Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанника с ОВЗ:
1) Индивидуальные консультации узких специалистов (учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в месяц.
2)
Посещение коррекционно-развивающих занятий - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
3)
Посещение открытых мероприятий в группе - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
4)
Участие в групповых тематических консультациях, проводимых узкими специалистами и воспитателями группы - по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
5)
Участие в родительских собраниях - по плану.
Взаимодействие педагогов с родителями как обязательное условие успешной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.
2.5. Содержание коррекционно-развивающей работы специалистов
с ребенком с ОВЗ (ЗПР)
Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляется педагогами-специалистами (учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог) на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОО.
Коррекционно-развивающая работы с ребенком с ЗПР направлена на:
1.
Комплексное исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи ребенка, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций: