Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения
(я, мы, ты, вы, он, она, они). Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий
(хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, нога- ноги). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах
(беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, - ечк, -ен, -ят). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят). Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали). Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.
Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою.
Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик.
Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.).
Развитие фонематической системы речи. Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] – не [а], [у] – [а], [и] – [у], [э] – [о], [и] – [о], [э]– [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]-[о]. Учить дифференцировать

согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]-[н], [м]-[т], [п]-[г] и т. п. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска). Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Развитие фонетической стороны языка. Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф’],
[в], [в’], [б], [б’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.,
Айрис ПРЕСС, 2009). Воспитывать правильный, умеренный темп речи.
Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи.
Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.
2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Основная задача – формирование у ребенка эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у ребенка с ЗПР сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы с ребенком с ЗПР:
Художественное творчество.Основная цель – обучение ребенка созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих его психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.


Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
Модули образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: восприятие художественной литературы; конструктивно- модельная деятельность; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальное развитие (слушание, музыкально-ритмические движения. пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Восприятие художественной литературы. Вырабатывать правильное отношение к книге и чтению, воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Воспитывать навык слушания, формировать эмоциональный отклик на содержание произведений. Учить понимать вопросы по прочитанному и отвечать на них. Учить договаривать слова и фразы в отрывках из знакомых произведений, пересказывать с помощью взрослого и со зрительной опорой знакомые сказки. Формировать навык рассматривания иллюстраций, учить соотносить их с текстом.
Конструктивно-модельная деятельность. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2–4 части с разными видами разрезов). Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками, конструкторами) и пальчиковой гимнастике. Обучать играм со строительным материалом. Учить сооружать несложные постройки по образцу и представлению, воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Обучать составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепить навыки работы ведущей рукой в направлении слева направо.
Изобразительная деятельность. Развивать восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Формировать умение отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
Накапливать впечатления о произведениях народно-прикладного искусства.
Воспитывать эстетический вкус.
Рисование. Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее. Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга.
Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий.
Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции. Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту.


Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации. Побуждать к отражению в аппликации простых предметов и явлений. Учить работать с кистью и клеем аккуратно. Формировать умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой. Учить создавать различные композиции из готовых форм, чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма. Учить пользоваться ножницами, осваивать все видов прямых разрезов.
Лепка. Воспитывать интерес к лепке. Формировать приемы лепки: раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка и скатывание маленьких шариков, вдавливание шара пальцами внутрь для получения полой формы. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Формировать умение лепить фрукты круглой формы, птичку из двух шариков, улитку путем сворачивания столбика.
Музыкальное развитие. Развивать музыкальные и творческие способности. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Формировать начала музыкальной культуры.
Слушание. Обучать слушанию и пониманию музыки разных жанров
(марша, танца, песни), разного характера (веселая, бодрая, нежная и т.п.).
Учить слушать музыкальное произведение до конца; узнавать его, определять характер музыки, понимать содержание. Формировать умение слышать двухчастную форму пьесы. Развивать звуковысотный слух
(способность различать звуки по высоте). Формировать умение различать силу звучания (громкие и тихие звуки). Формировать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов
(погремушек, колокольчиков, бубна, барабана, дудочки, свистка, металлофона и др.).
Музыкально – ритмические движения. Развивать умение выполнять танцевальные движения, согласовывая их с музыкой, ее характером, темпом и тембром. Приучать начинать движение после вступления и заканчивать его вместе с музыкой. Совершенствовать естественные движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, прямой галоп). Развивать моторную координацию, учить ориентироваться в пространстве. Формировать умение собираться в круг, в хороводе двигаться по кругу, взявшись за руки. Развивать умение ритмично выполнять танцевальные движения: кружение, пружинку, притопывание, прихлопывание, «фонарики». Учить самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии. Воспитывать чувство ритма, выразительность движений, умение выполнять движения в общем для всех темпе. Формировать умение передавать в движении характерные особенности музыкально-игрового образа («Медведь идет»,
«Зайчики прыгают», «Птички летают», «Птички клюют зернышки», «Лиса крадется» и т. п.).
Пение. Формировать у ребенка речевое подражание, певческие навыки:

учить начинать петь вместе с педагогом после окончания вступления, петь с точной интонацией с музыкальным сопровождением и без него, правильно брать дыхание; ритмично исполнять песни. Упражнять в пении гласных и их слияний, слогов с простыми согласными звуками. Обучать пению попевок, содержащих звукоподражания. Развивать диафрагмальное дыхание, модуляцию голоса, плавность, интонационную выразительность, произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата, петь естественным голосом без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си).
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить ребенка с некоторыми детскими музыкальными инструментами и их звучанием.
Формировать простейшие приемы игры на них. Развивать чувство ритма.
Побуждать ребенка воспроизводить простейшие ритмические рисунки на детских ударных инструментах (погремушках, бубне).
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

развитие речи посредством движения;

формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально- волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

формировать желание улучшать свои личностные качества.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу