Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.
Антология дошкольного образования:
Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2015.
12.
Богославец, Л. Г. Положения, регламентирующие деятельность
ДОО. Книга 1: учебно-методическое пособие / Л. Г. Богославец, О. И.
Давыдова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
13.
Бостельман, А. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6 лет / А. Бостельман, М. Финк. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2015.
14.
Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии: учебно- методическое пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. –
СПб.: Детство- Пресс, 2015. – 288 с.
15.
Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Н. А. Виноградова, Н.
В. Микляева. – М.: Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2007. – 192 с.
16.
Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. –
М.: Педагогика, 1982.
17.
Глазова, И. М. Новые требования к основной программе детского сада [Электронный ресурс] / И. М. Глазова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост.
Т. В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010. – С.38-42. – URL: http://edu.tomsk.ru/tonews/doc/18081001.pdf.
18.
Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКИ, 2004. 80 с.
19.
Доронова, Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов // Дошкольное воспитание. –
2014. – № 1. - С. 49 -55.
20.
Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада: методический материал / под ред. Н. В. Микляевой. – М.:
АРКТИ, 2015. – 224 с.
21.
Короткова, Н. А. Материалы и оборудование для игровой деятельности / Н. А. Короткова // Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Линка-пресс, 2005.
22.
Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2007. - 208с.
23.
Кравцов. Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
24.
Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2012.
25.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.
И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009.
26.
Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций (0–7 лет) / Л. В. Михайлова-Свирская. – М.:
Просвещение, 2014.
27.
Навигатор образовательных программ дошкольного образования
[Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru.
28.
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования // Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс] / АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». –
URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13059.html.
29.
Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС: учебно-методическое пособие / под ред.
О. В. Солнцевой. - СПб: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
30.
Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. / А. Н. Поддъяков – М.: Издательство «Национальное образование»,
2015.
31.
Потапова, О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: методические рекомендации / О. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
32.
Сборник:
Дошкольное образование
– развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб.
№1 / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос.авт. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч»; [под ред. Ходаковой Н. П.]. — М.: Обруч, 2014.
33.
Семаго, М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М. М. Семаго, Н. Я.
Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
34.
Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго, Н.
Я. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
35.
Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС: учебно-методическое пособие/ под ред. О.
В. Солнцевой. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2015.
36.
Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Методическое пособие / О. В. Солодянкина. – М.: Издательство
Аркти, 2006.
37.
Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В. К. Загвоздкина, И.
В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
38.
Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
39.
Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г.
Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. – М.: Просвещение, 2005.
40.
Яковлева, Г. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: метод. рек. руководителям дошкольных образовательных учреждений / Г. В. Яковлева, Т. А. Сваталова, С. Н.
Обухова и др. – Челябинск, Цицеро, 2014. – 125 с.
Приложение 1
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
БМАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №41» реализует адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в возрастной группе от 3 до 4 лет общеобразовательной направленности (далее – АОП).
Основной целью инклюзивной группы дошкольной организации, в которой воспитываются дети с ЗПР, является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
АОП разработана коллективом БМАДОУ № 41 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе «Образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ № 41», базовой частью которой является «Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.,
2015 г.) и с учетом примерных программ:
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общ. ред. Шевченко С.Г. (М., 2003 г.);
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой (СПб., 2010 г.);
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева (СПб., 2015 г.);
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. (М., 2002 г.).
АОП разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития разработан сотрудниками БМАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 41» Березовского ГО (А.Ю.
Мельникова, Е.С. Михайлова, А.В. Голендухина, Е.В. Тухватуллина)
деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования»;
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устава БМАДОУ ЦРР – д/с № 41;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41. Приказ № 108 от 11.08.2014 г.
АОП рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Длительность и результаты освоения программы индивидуальны и зависит от комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
1.1.1. Цели и задачи реализации АОП
Цели:
- образовательным программам дошкольного образования»;
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устава БМАДОУ ЦРР – д/с № 41;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41. Приказ № 108 от 11.08.2014 г.
АОП рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Длительность и результаты освоения программы индивидуальны и зависит от комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
1.1.1. Цели и задачи реализации АОП
Цели:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- создание условий для развития ребенка ЗПР, его адаптации, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности посредством коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы.
Задачи:
• обеспечивать охрану и укрепление здоровья ребенка;
• создавать условия для профилактики негативных тенденций развития ребенка, оказывать ему квалифицированную помощь в освоении образовательной программы;
• предупреждать вторичные отклонения в развитии и трудности в обучении на начальном этапе;
• стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности
(познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
• обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечивать развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечивать условия для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и ребенка с ЗПР.
Задачи коррекционной работы:
• своевременно выявлять и предупреждать речевые и психические нарушения;
• преодолевать недостатки в речевом и интеллектуальном развитии;
• формировать предпосылки для развития высших психических процессов: различных видов внимания, памяти, восприятия, мышления и речи; совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи;
• развивать понимание речи; уточнять, расширять и обогащать лексический запас; развивать связную речь;
• развивать коммуникативные навыки, успешность в общении.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию АОП
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития ребенка с ЗПР, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка.
Организационная структура инклюзивной группы является более сложной, чем структура группы общего типа. Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной помощи ребенку с нарушениями развития.
Содержание программы выстраивается на следующих принципах:
– принцип индивидуального подхода;
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
– принцип социального взаимодействия;
– принцип междисциплинарного подхода;
– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей;
– принцип динамического развития модели детского сада.
Принципы, обеспечивающие коррекционно-развивающие условия:
•
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
•
Принцип единства диагностики и коррекции.
•
Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно- воспитательной работе (проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной – в русле основных видов детской деятельности).
•
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
•
Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
•
Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.
•
Принцип планирования и проведения всех образовательных и
коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации.
•
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития.
Рассматривая психологические особенности детей с ЗПР дошкольного возраста в целом, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики.
У ребенка с ОВЗ, для которого разработана данная АОП, задержка психического развития церебрально-органического генеза. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяется категория детей с преобладанием черт незрелости эмоциональной
сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей.
Данный воспитанник относится к описанной категории, что прослеживается в его психолого-педагогической характеристике на начало
2015-2016 учебного года:
Психолого-педагогическое характеристика ребенка с ЗПР
Фамилия, имя ребенка: (мальчик)
Дата рождения: … декабря 2011 г, возраст: 3 года.
Детский сад посещает с сентября 2014 года.
Посещаемость: стабильная.
Общение со взрослыми и детьми: легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Понимает и отзывается на свое имя. Поведение носит ситуативный характер. Ребенок имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Не всегда может сдерживать себя от недозволенных действий. Ребенок может обижать других детей, обидчивый.
Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире: соответствуют возрастному развитию, осмысленно пользуется предметами личной гигиены. Навыки самообслуживания развиты слабо. Одевается и
•
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации АОП характеристики
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития.
Рассматривая психологические особенности детей с ЗПР дошкольного возраста в целом, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики.
У ребенка с ОВЗ, для которого разработана данная АОП, задержка психического развития церебрально-органического генеза. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяется категория детей с преобладанием черт незрелости эмоциональной
сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей.
Данный воспитанник относится к описанной категории, что прослеживается в его психолого-педагогической характеристике на начало
2015-2016 учебного года:
Психолого-педагогическое характеристика ребенка с ЗПР
Фамилия, имя ребенка: (мальчик)
Дата рождения: … декабря 2011 г, возраст: 3 года.
Детский сад посещает с сентября 2014 года.
Посещаемость: стабильная.
Общение со взрослыми и детьми: легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Понимает и отзывается на свое имя. Поведение носит ситуативный характер. Ребенок имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Не всегда может сдерживать себя от недозволенных действий. Ребенок может обижать других детей, обидчивый.
Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире: соответствуют возрастному развитию, осмысленно пользуется предметами личной гигиены. Навыки самообслуживания развиты слабо. Одевается и