Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
4. Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
5. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- целенаправленное формирование игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
- ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
6. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутистических проявлений, отклонений в поведении.
7. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
- одной из важнейших задач является формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.
8. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в
коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Коррекционное направление работы педагога-психолога с ребенком с
ЗПР.
Коррекционная работа педагога – психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную и эмоционально – волевую сферу ребенка с ЗПР.
Основной формой являются индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные возможности ребенка.
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы следующие: сенсорное и сенсомоторное развитие; умственное развитие (операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общих интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей (игровой) деятельности возраста; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование педагогом-психологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности ребенка с ОВЗ, предоставления им дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в непосредственно образовательную и совместную деятельность ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком с задержкой
психического развития определяется в соответствии с его образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
Аналитическое направление. Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребѐнка и оценку
Коррекционное направление работы педагога-психолога с ребенком с
ЗПР.
Коррекционная работа педагога – психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную и эмоционально – волевую сферу ребенка с ЗПР.
Основной формой являются индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные возможности ребенка.
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы следующие: сенсорное и сенсомоторное развитие; умственное развитие (операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общих интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей (игровой) деятельности возраста; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование педагогом-психологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности ребенка с ОВЗ, предоставления им дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в непосредственно образовательную и совместную деятельность ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком с задержкой
психического развития определяется в соответствии с его образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.
Аналитическое направление. Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребѐнка и оценку
его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы педагога-психолога проводятся для оказания помощи родителям, воспитателям, администрации детского сада в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Организационно-методическое
направление.
Это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования воспитанников на ПМПК города для выведения нуждающихся воспитанников в специальные (коррекционные) учреждения. Таким образом, в своей работе педагог-психолог активно включается во все сферы образовательного процесса.
Коррекционное направление работы учителя-логопеда с ребенком с
ЗПР.
Основной формой организации работы являются индивидуальные занятия, продолжительность которых зависит от возраста детей.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развивать фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
-уточнять, расширять и обогащать лексический запас;
-формировать грамматический строй речи;
-развивать связную речь;
-развивать коммуникативность, успешность в общении.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.
Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.
При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков
Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы педагога-психолога проводятся для оказания помощи родителям, воспитателям, администрации детского сада в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Организационно-методическое
направление.
Это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования воспитанников на ПМПК города для выведения нуждающихся воспитанников в специальные (коррекционные) учреждения. Таким образом, в своей работе педагог-психолог активно включается во все сферы образовательного процесса.
Коррекционное направление работы учителя-логопеда с ребенком с
ЗПР.
Основной формой организации работы являются индивидуальные занятия, продолжительность которых зависит от возраста детей.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
-устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развивать фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
-уточнять, расширять и обогащать лексический запас;
-формировать грамматический строй речи;
-развивать связную речь;
-развивать коммуникативность, успешность в общении.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.
Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.
При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков
подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога с ребенком
с ЗПР.
Основной формой организации работы являются индивидуальные занятия продолжительность которых зависит от возраста ребенка.
Основным содержанием коррекционно-развивающей работы является: развитие и коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности; преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи планируются с учетом специфики психического развития ребенка с ЗПР, его возраста и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанника:
- формировать предпосылки для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень (школьный), а также социализация ребенка;
- формировать общедеятельностные компоненты познавательной деятельности
(мотивационный, регуляторный, ориентировочно- операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи;
- создавать предпосылки для развития самосознания и самооценки;
- развивать: произвольную регуляцию сенсомоторной активности; память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно- временные представления; интегративные умения; перцептивно- действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно- понятийное мышление.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Распорядок и режим пребывания ребенка с ЗПР в ДОО
Соответствует общему распорядку и режиму дня детей, предусмотренными основной образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41 (Приказ № 108 от 11.08.2014 г.).
Сетка занятий на 2015-2016 учебный год
День недели
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
Понедельник Музыка 9:20 – 9:35
Познавательное развитие
(ФЭМП) 9:45 – 10:00
Занятие с дефектологом 8:50 – 9:05
Занятие с психологом 16:00 – 16:15
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога с ребенком
с ЗПР.
Основной формой организации работы являются индивидуальные занятия продолжительность которых зависит от возраста ребенка.
Основным содержанием коррекционно-развивающей работы является: развитие и коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности; преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи планируются с учетом специфики психического развития ребенка с ЗПР, его возраста и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанника:
- формировать предпосылки для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень (школьный), а также социализация ребенка;
- формировать общедеятельностные компоненты познавательной деятельности
(мотивационный, регуляторный, ориентировочно- операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи;
- создавать предпосылки для развития самосознания и самооценки;
- развивать: произвольную регуляцию сенсомоторной активности; память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно- временные представления; интегративные умения; перцептивно- действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно- понятийное мышление.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Распорядок и режим пребывания ребенка с ЗПР в ДОО
Соответствует общему распорядку и режиму дня детей, предусмотренными основной образовательной программой дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41 (Приказ № 108 от 11.08.2014 г.).
Сетка занятий на 2015-2016 учебный год
День недели
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
Понедельник Музыка 9:20 – 9:35
Познавательное развитие
(ФЭМП) 9:45 – 10:00
Занятие с дефектологом 8:50 – 9:05
Занятие с психологом 16:00 – 16:15
Вторник
Физическая культура 8:55 – 9:10
Лепка/аппликация 9:20 – 9:35
Занятие с логопедом 9:50 – 10:05
Занятие с воспитателем 16:00 – 16:15
Среда
Познавательное развитие (ОМП)
9:00 – 9:15
Физическая культура (на улице)
Занятие с психологом 16:00 – 16:15
Четверг
Рисование 9:00 – 9:15, 9:20 – 9:35
(по подгруппам)
Развитие речи 9:45 – 10:00
Занятие с логопедом 9:25 – 9:40
Занятие с воспитателем 16:00 – 16:15
Пятница
Музыка 8:50 – 9:05
Физическая культура 9:15 – 9:30
Занятие с дефектологом 9:45 – 10:00
3.2. Организация взаимодействия воспитателя и педагогов-
специалистов
Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации адаптированной образовательной программы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Образователь
ные области
Содержание
коррекционно-
развивающей работы
Специалисты,
осуществляющ
ие
коррекционную
и развивающую
работу
Виды деятельности по
осуществлению
коррекции и развития
Социально- коммуникатив ное развитие
Элементарные навыки культуры и поведения.
Навыки невербальной и вербальной коммуникации.
Общение и речевое развитие.
Социально-бытовые навыки.
Воспитатель
Учитель-логопед
Педагог- психолог
Повседневная деятельность, игра, специально- организованные занятия, повседневное общение, обучение родителей невербальным способам коммуникации, организованная педагогом деятельность в режимных моментах
Познавательно е развитие
Знакомство с окружающим миром.
Сенсорное развитие всех видов восприятия.
Создание целостного образа окружающего
Воспитатель
Учитель-логопед
Учитель- дефектолог
Педагог- психолог
Повседневная деятельность, специально- организованные занятия, игры
Речевое развитие
Речевое развитие, вербальная коммуникация
Воспитатель
Учитель-логопед
Учитель- дефектолог
Педагог- психолог
Специально- организованные занятия, повседневное общение, игры
Художественн о-эстетическое развитие
Формирование интереса к творческим видам деятельности.
Обучение способам действий в различных
Музыкальный руководитель
Руководитель
ИЗО-студии
Педагог доп.
Специально организованные занятия.
Организованная педагогом деятельность в режимных моментах.
видах продуктивной деятельности.
Знакомство с различными материалами и способами их использования.
Формирование певческих и музыкально- ритмических навыков образования
Воспитатель
Игры
Физическое развитие
Создание условий, побуждающих к двигательной активности.
Развитие основных двигательных навыков.
Инструктор по физ. культуре
Воспитатель
Игры, специально организованные занятия, организованная педагогом деятельность в режимных моментах
3.3. Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды для ребенка с ЗПР
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать реализацию вариативной части основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации развития.
Для удовлетворения своих потребностей ребѐнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определѐнный момент своего развития. Насыщение окружающей ребенка среды должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно-творческую деятельность как одного ребенка, так и детей группы. Поэтому предметно-развивающая должна приобрести характер интерактивности.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность еѐ преобразования в целом.
3. Доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребѐнка).
Знакомство с различными материалами и способами их использования.
Формирование певческих и музыкально- ритмических навыков образования
Воспитатель
Игры
Физическое развитие
Создание условий, побуждающих к двигательной активности.
Развитие основных двигательных навыков.
Инструктор по физ. культуре
Воспитатель
Игры, специально организованные занятия, организованная педагогом деятельность в режимных моментах
3.3. Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды для ребенка с ЗПР
Предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивать реализацию вариативной части основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации развития.
Для удовлетворения своих потребностей ребѐнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определѐнный момент своего развития. Насыщение окружающей ребенка среды должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно-творческую деятельность как одного ребенка, так и детей группы. Поэтому предметно-развивающая должна приобрести характер интерактивности.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность еѐ преобразования в целом.
3. Доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребѐнка).
4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями.
5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать еѐ интерактивной.
При организации предметно-пространственной среды учитываются условия организованные в ДОО данные авторами Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и программы С.Г
Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР.
В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно- пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса через такие компоненты среды как центры развивающей активности детей.
Пространство группы организовано в виде центров развития, позволяющих ребенку самостоятельной выбирать интересующий их игровой, развивающий материал. Каждый из центров регулярно пополняется материалами и игрушками в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
Центры активности предметно-пространственной среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс.
3.3. Описание материально-технического обеспечения АОП
Соответствует представленному в основной образовательной программе дошкольного образования БМАДОУ ЦРР – д/с № 41 (Приказ № 108 от 11.08.2014 г.).
3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания ребенка с ЗПР
Перечень методических пособий для реализации содержания
адаптированной образовательной программы:
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От Рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 – е изд. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2015.