Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 386с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.
Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред.
С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В. - СПб, 2015.

Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под ред. Филичевой Т.Б.,
Чиркиной Г.В. - М.,2003.

Коррекция нарушений речи: программа / Т. Б. Филичева, Г. В.
Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина. - М., 2011.

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития, авт. Л.Б.Баряева, Санкт-Петербург, 2010.

«Подготовка к школе детей с ЗПР», под редакцией С. Г.
Шевченко .-М.:Школьная пресса, 2003.

Проект программы обучения детей 3-летнего возраста с ЗПР в диагностико-коррекционной группе/под ред. С.Г.Шевченко.

Маркова
Л.С.
Организация коррекционного обучения дошкольников с ЗПР. - М.: Аркти, 2002.

Шашарина Е.В. Обучение детей с ЗПР. - М.: Гном и Д, 2003.

Маркова Л.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М.: АРКТИ, 2002.

Шевченко С.Г. Готовимся к школе. Программно – методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. – М., 1998.

▪ Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная пресса, 2005.
Программно-методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»

А. Н. Герасимова «Тесты для подготовки к школе».

Н.В. Башкирова «Тесты и упражнения для подготовки к школе».

М. Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников».

М. А. Панфилова «Игротерапия общения».
Программно-методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»

М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах».

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
• Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий для работы с детьми 6 - 7
лет с ЗПР – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-
Синтез, 2010.

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий для работы с детьми 6 - 7 лет с ЗПР – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.

С. В. Исханова Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения.

О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе».

С. В. Рябцева «Формирование психологической готовности к школе».

С. Е. Гордеева «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения».

Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Центр Владос, 2014.
Программно-методическое обеспечение образовательной области
«Речевое развитие»

Н. В. Дурова «Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического слуха у дошкольников».

Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков».

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия: конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – М.: Мозаика-Синтез,
2010.

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Фонематика: конспекты занятий для работы с детьми 4-5лет с ЗПР – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. КРО: Подготовка к обучению грамоте: конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.

О. А. Речицкая «Развитие речи у плохо говорящих детей».

В. М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».

О. В. Шемякина «Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет».

Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».

Р.
Г.
Бушлякова
«Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Н. Ю. Костылева «Расскажи и покажи».

А. А. Гуськова «Развитие речедвигательной координации у детей».

Л. А. Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития».

Н. Ю. Дунаева, с. В. Зябликова «Предупреждение ОНР у детей й
3-4 лет».



И. С. Лопухина «Речь. Ритм. Движение».

О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях».

Т. Р. Суздальницкая «Речевой материал по автоматизации звукопроизношения».

Л. Кирий «Логопедические игры для дошкольников».

О. С. Рудик «С детьми играем – речь развиваем. 1-2 части».

Г. Г. Палкина «пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.» / Издательство «Гном».
2013.
Программно-методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»

Е.А. Янушенко «Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года».

Т.Н. Доронова «Развитие детей от 3 до 5 лет в ИЗО деятельности».

Е.А. Янушенко « Сенсорное развитие детей раннего возраста».

О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников».

И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

А. В. Никитина «Рисование веревочкой» / Спб.: КАРО, 2010.
Программно-методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»

Мастюкова Е.М. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР». – М.: АРКТИ, 2002.

О.И. Лазаренко «Артикуляционно – пальчиковая гимнастика».

Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах».

Е.А. Янушенко «Развитие мелкой моторики рук у детей у детей раннего возраста, 1-3 года».

А. С. Галанов «Игры, которые лечат».

Н. В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

О. А. Зажигина «Игры для развития моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Л. П. Воронина, Н. А. Червякова «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» / СПб.: ООО
«Издательство «Детство – Пресс», 2013.
Программно-методическое обеспечение диагностического
обследования

Т. Б. Иванова «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР».

И.Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР».

Т. В. Пятница «Речевые нарушения у детей».

В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
ЗПР. - М., 2002

Приложение 2
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
I. Целевой раздел
Цель: позитивная социализация и всестороннее, целостное развитие личности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи:
- создание условий, способствующих овладению ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
- организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях разработки и уточнения индивидуального образовательного маршрута, а также определение эффективности его реализации;
- преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом;
- формирование у ребенка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие его познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
- обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда, учителя- дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога по развитию основных составляющих развития речи ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия на образовательный процесс;
- организация работы специалистов по обучению родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Планируемые результаты.К планируемым результатам освоения данной
АОП относятся следующие социально-нормативные характеристики
возможных достижений ребенка с тяжелыми нарушениями речи:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;


• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
II.
Содержательный раздел
1 Блок. Содержание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по
образовательным областям.
Образовательная область «Речевое развитие». Развитие словаря.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
(развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). Развитие связной речи.
Формирование коммуникативных навыков. Обучение элементам грамоты.


Образовательная область «Познавательное развитие». Сенсорное развитие. Развитие психических функций. Формирование целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Развитие математических представлений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Восприятие художественной литературы.
Конструктивно-модельная деятельность. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование общепринятых норм поведения. Формирование гендерных и гражданских чувств. Развитие игровой и театрализованной деятельности
(подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). Совместная трудовая деятельность. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Физическое развитие».Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры). Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Направления реализации образовательной области с описанием
вариативных форм, способов, методов и средств реализации основной
образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
Описание образовательной деятельности в старшей группе
Тематика образоват ельной деятельн ости
Образовате льные области
Компетенции ребенка
Продукт образоват ельной деятельно сти
Способы, методы, приемы
Мониторинг
Март-апрель
Весна
«Речевое развитие»,
«Познавате льное развитие»,
«Социальн о- комуникат ивное
Вступать в диалогическо е и монологическ ое общение на основе правильного употребления названий,
Выставка детских работ по теме
Проектные методы: мини- проект
«Пробуждение природы»
Игровые методы: дидактические игры, подвижные
Контент анализ речевого развития(лек сика, составление описательны х рассказов).
Анализ
развитие»,
Художеств енно- эстетическ ое развитие»,
«Физическ ое развитие»
признаков предметов.
Иллюстри ровать дополнять речевой образ, используя, навыки изобрази тельной деятельности.
Проявлять эмоционально е отношение к природе. игры.
ТРИЗ:
Метод
«Системный анализ», метод фокальных объектов
Сочинение рассказов, сказок.
Использование мнемокарт, для закрепления алгоритма.
Составление и отгадывание загадок
(почки, литься, побеги, весна).
Мини- лаборатория: опыты-занятия
(огород на подоконнике) продуктов деятельност и.
Наблюдение в свободном общении.


Взаимодействие специалистов при организации образовательной деятельности
Работа с детьми
Содержание образовательной деятельности
Образов ательна я область
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Педагог- психолог.
Социальный педагог
Учитель- логопед.
Физичес кое развити е
Формирование представлений о понятии «здоровье», о влиянии звуков на органы слуха, о влиянии музыки на здоровье человека.
Формирование представлений о понятии
«здоровье», создание мотивации на занятия физической культурой, здоровый образ жизни.
Формирование представлений о понятии «здоровье», о
Способах сохранения психического здоровья, душевного равновесия.
Формирование представлений о понятии
«здоровье», о влиянии доброжелательных, дружеских отношений на здоровье человека.
Формирование представлений о понятии
«здоровье», создание мотивации на здоровый образ жизни.
Развитие выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений.
Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения в совместной двигательной активности.
Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях.
Социаль но- коммун икативн ое развити е
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в музыкальной игровой деятельности.
Развитие умения соблюдать и устанавливать правила.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в различных играх, соревнованиях.
Развитие умения соблюдать и устанавливать правила.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в различных играх.
Развитие умения соблюдать и устанавливать правила.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в различных играх.
Развитие умения соблюдать и устанавливать правила.
Формирование представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире.
Познава тельное развити е
Расширение кругозора в части музыкального искусства.
Расширение кругозора в части физической культуры и спорта.
Расширение кругозора в части представлений о себе, об окружающем мире.
Расширение кругозора в части представлений о социальном окружении.
Расширение кругозора в части представлений об окружающем мире.

Художе ственно
- эстетиче ское развити е
Приобщение к различным видам искусства
(использование произведений живописи, книжной графики).
Приобщение к различным видам искусства
(использование произведений живописи, скульптуры).
Приобщение к различным видам искусства. Включение продуктивной деятельности
Приобщение к различным видам искусства
(использование произведений живописи, книжной графики).
Включение продуктивной деятельности.
Речевое развити е
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе музыкально- художественной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе двигательной активности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе игровой деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе игровой деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе игровой деятельности.
Работа с педагог ами
Обеспечение единых подходов к музыкальному развитию детей.
Обеспечение единых подходов к физическому развитию детей.
Создание благоприятного климата в коллективе.
Сопровождение развития детей, выпускающихся в школу. Сопровождение инновационной деятельности.
Создание благоприятного климата в коллективе.
Обеспечение единых подходов в коррекционной работе с детьми.
Работа с семьей
Включение родителей в образовательную деятельность.
Включение родителей в образовательную деятельность.
Индивидуальная работа с родителями по проблемам развития ребенка.
Индивидуальна я работа с семьями по соблюдению прав ребенка.
Включение родителей в образовательную деятельность.