Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик на неделю в старшей группе
Де нь н
еде ли
1-я половина дня
2-я половина дня
Коррекционная работа
НОД Культурные практики
Самостоятель ная инициативная деятельность
Коррекционная работа
НОД
Культурные практики
Самостоят ельная инициатив ная деятельнос ть
Название, продолжительность
Продолжител ьность
Название, продолжительность
Продолжи тельность пон еде ль ни к
8.15-8.30
ИКР(индивидуальн о-коррекционная работа) по заданию учителя- логопеда(словарь по теме недели)
(15 минут)
9.50-10.10 коррекционно- развивающее занятие
(по развитию речи)
(20 минут)
11.45-12.05 ИКР (по развитию общей и мелкой моторики)
(20 минут).
10.25
-10.50 музык аль но е з ан ят ие
(
25 м ин ут)
7.45-8.10
Индивидуальные игры воспитателя с детьми (с-р игры; строительно- конструктивная деятельность)
8.20-8.30 утренняя гимнастика
11.15-11.25 трудовые поручения на улице.
11.30-12.00 подвижные игры на прогулке
15.10-15.35
–
ЛФК
16.00-16.15 коррегирующая гимнастика
15.00-15.10 закаливающие процедуры
16.15-16.40-досуг театральная деятельность
17.15-17.45 наблюдение на прогулке
Проектирование содержания и технологий реализации адаптированной образовательной программы по образовательным областям развития
Образовательная область
Задачи
Программы и методические пособия
«Речевое развитие»
Развитие лексико- грамматической стороны речи
Баранников И. Русский язык в картинках. М., 1988г.
Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 1999г.
Герасимова А. Учим глаголы, предлоги, антонимы. М., 2000г.
Дурова Н. От звука к букве. От слова к звуку. Поиграем в слова. М., 2001г.
Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
Жукова Н. Формирование устной речи. М., 1994г.
Крупенчук О. Научите меня говорить правильно. С.-П., 2005г.
Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург. Арго,
1997г.
Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи. М., 1994г.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Описание способов направления и поддержки детской инициативы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15
Мероприятие
по годовому
плану
Направления инициативы
Деятельностные инициативы
Социальные инициативы
Виды
Периодично
сть
Виды
Периодичность
Подготовка и оформление выставок
НОД
(продуктивная деятельность) по желаниям детей
1 раз в месяц Обсуждение темы выставки
1 раз в месяц
Проектная деятельность
Организация мини-проектов, предложенных детьми.
Ход осуществления проекта.
Представление продукта проекта.
1 раз в месяц
1 раз в неделю
Общение по ходу реализации проекта, обмен информацией, помощь.
1 раз в месяц
1 раз в месяц
Творческие мероприятия
НОД по подготовке к праздникам
1 раз в месяц Поздравления к
Дню воспитателя.
1 раз в месяц
2 Блок. Направления и содержание работы по коррекции нарушений развития детей (описание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей)
Описание коррекционно-развивающей работы в содержании адаптированной образовательной программы
Пример 1
Направление
работы
Задача
Планируемые результаты
Содержание (методы,
приемы, условия
реализации)
Специалисты
Коррекционно- развивающее направление
Обогащение словарного запаса пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
НОД, совместная деятельность, индивидуальная образовательная деятельность, использование
ИКТ и мультимедийных технологий.
Мнемотехника, проектная деятельность, целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, чтение художественных произведений, дидактические игры, компьютерные игры, театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах.
Воспитатель
Учитель – логопед
Педагог – психолог
Музыкальный руководитель
Пример 2
Направления коррекционно- развивающей работы с детьми
Интеграция образовательных областей
Деятельность педагогов
Деятельность родителей
Деятельность детей
Диагностика
«Социально- коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Логопед: обследование всех компонентов речи, изучение медицинской документации, беседы наблюдения, изучение результатов продуктивной деятельности детей.
Воспитатель: мониторинг по усвоению программного материала, результаты наблюдений, анализ детских работ.
Инструктор по физ. культуре: наблюдения в процессе физической активности, обследование моторики , координации движений.
Муз.
руководитель:
результаты наблюдений скоординированности и темпа движений, ритма, силы голоса
Анкетирование, соц. опрос, собеседование с целью выяснения анамнеза, возможность присутствия при обследовании.
Вовлечен в игровую и продуктивную деятельность, общение, совместную деятельность со специалистами, педагогами, сверстниками.
Развитие
импрессивной
стороны речи
«Социально- коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Логопед. Рассматривание предметов, картинок и др.
Обыгрывание предметов. Дидактические игры на понимание речи, выполнение инструкций.
Воспитатель. Пополнение словаря по программе дошкольного образования. Чтение худ. литературы.
Рассматривание иллюстраций в книгах, продуктивная деятельность.
Муз. руководитель. Обогащение пассивного словаря специальной терминологией, действия по инструкции.
Инструктор по физ. культуре. Обогащение пассивного словаря спец. терминологией, действия по инструкции
Беседы с ребенком
Чтение худ. литературы с рассматриванием иллюстраций.
Игровая и продуктивная деятельность с ребенком.
Активно вовлечен в слушание художественной литературы, рассматривание иллюстраций к художественной литературе, действия с предметами, продуктивную деятельность
Пример 3
Направления
коррекционной работы
Образовательная
область
Виды деятельности
Содержание
Средства, методы и
приемы
Развитие психологической базы речи
Социально- коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое, физическое развитие
Коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, конструировнаие, изобразительная, музыкальная, двигательная
Развитие: внимания
(распределение, устойчивость, переключаемость, объем); восприятия
(слуховое, зрительное); памяти
(слуховой, зрительной, двигательной); мышления
(наглядно- образного, словесно- логического); воображения.
Наблюдение, рассматривание объектов природы, экскурсии, игры, занимательные упражнения, проблемные ситуации; создание коллекций, ТРИЗ и т.д.
Фрагмент комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы
(подготовительная группа)
Лексическая тема, задачи и содержание работы
Итоговые мероприятия, праздничные даты, традиции
Сентябрь, 1—4-я недели
Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями.
Заполнение речевых карт учителем-логопедом и альбома диагностики индивидуального развития детей воспитателями. Индивидуальные занятия учителя- логопеда с детьми
Праздник «Здравствуй, осень!-. Выставка рисунков «Как я провел лето».
Народный календарь — журавлиный лет
День знаний
Октябрь, 1-я неделя
Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
Создание достаточного словарного запаса Формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного глагольного словаря. Формирование умения образовывать относительные прилагательные. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Формирование умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными; составлять рассказ из четырех простых предложений по картинке. Закрепление навыка мягкого голосоведения, правильного произношения имеющихся звуков в свободной речевой и игровой деятельности. Обучение различению длинных и коротких слов. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование навыков выделения конечных и начальных твердых согласных из трехзвучных слов
Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла
•Новые развивающие сказки» с участием учителя- логопеда, воспитателей, родителей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Народный календарь — Сергий Капустник.
Дань учителя
Октябрь, 2-я неделя
Огород. Овощи.
Расширение объема правильно произносимых существительных и глаголов по теме. Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Расширение понимания простых предлогов и активизация использования их в речи. Развитие ритмичности и выразительности речи. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию укладов шипящих звуков.
Формирование навыков слогового анализа слов. Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи
Коллективная аппликация
«Вот так урожай!»
(совместная деятельность воспитателей с детьми при участии учителя- логопеда).
Народный календарь
—
Покров.
Совместный с родителями субботник по уборке листьев на прогулочном участке.
Изготовление гирлянд и венков из собранных листьев
Октябрь, 3-я неделя
Сад. Фрукты.
Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Обогащение активной речи относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Ознакомление с буквой Б и звуками [б], [б*]-
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование представления о твердости и мягкости согласных звуков. Подготовка к формированию укладов шипящих звуков.
Совершенствование навыков слогового анализа слов. Упражнение э подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных слогов
Выставка рисунков
«Мои любимые фрукты»
(совместное с родителями творчество).
Народный календарь — Ознобицы Чаепитие в родителями «Чай с вареньем»
Октябрь, 4-я неделя
Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Формирование понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование умения составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий.
Обеспечение дальнейшего усвоения и использования некоторых форм словоизменения.
Подготовка к формированию правильных укладов шипящих звуков.
Совершенствование навыков слогового анализа слое. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов. Закрепление представлений о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу; алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок
Инсценировка сказки В. Сутеева •Под грибом» с участием родителей.
Выставка поделок из природного материала, подготовленных с родителями.
Народный календарь — Прасковья Грязнуха
Календарно-перспективное планирование коррекционно-развивающей логопедической работы
(подготовительная группа)
Лексическая тема: Фрукты.
Временной период: сентябрь, IV неделя.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Словарь:
Задачи
Методы и приемы логопедической работы
Планируемые результаты
Коррекционно- образовательные
Коррекционно- развивающие
Коррекционно- воспитательные
Номинативный: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево, садовник урожай, персик, абрикос, виноград, айва, авокадо, хурма, киви, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Предикативный: абрикосовый, яблочный, лимонный, персиковый, виноградный, грушевый, банановый, мандариновый, ананасовый, фруктовый, зрелый,
Способствовать практическому усвоению форм словообразования:
* существительных единственного и множественного числа в Им.п. и Род. п.: слива, сливы, слив;
* закреплению навыка составления предложений по предмету и демонстрации действия.
Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, памяти, внимания, расширять объѐм словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формировать познавательную деятельность, координацию речи с движениями.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия, речевой активности, любви и бережного отношения к природе, воспитывать чувство уважения к людям, работающим в садах, полях, огородах.
Ситуативный разговор «Отгадай, что за фрукт»;
Дид. игра «Слово или предложение»;
Дид. игра
«Что лишнее?»;
Дид игра «Один – много»;
Речевая ситуация
«Продолжи предложение»;
Совместные действия
(физкультурная минутка) «Яблочко»;
Моделирование
«Послушай, напиши прочти».
Усвоен навык словообразования существительных единственного и множественного числа в Им.п. и Род. п.
Закреплен навык составления предложений по предмету и демонстрации действия.