Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
душистый, аппетитный, хрустящий, толстокожий.
Глагольный: спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, опахивать.
Учебно-методические комплект, дидактические материалы и оборудование: натуральные фрукты, картинки и муляжи фруктов, книга «Русский язык в картинках» 1 часть, карточки для игры, модели предложения, магнитная доска.
Взаимодействие с родителями: рекомендации по лексической теме в уголке для родителей, сводить ребенка в отдел «Фрукты», рассказать, что готовят из фруктов, совместно приготовить фруктовый салат.
Глагольный: спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, опахивать.
Учебно-методические комплект, дидактические материалы и оборудование: натуральные фрукты, картинки и муляжи фруктов, книга «Русский язык в картинках» 1 часть, карточки для игры, модели предложения, магнитная доска.
Взаимодействие с родителями: рекомендации по лексической теме в уголке для родителей, сводить ребенка в отдел «Фрукты», рассказать, что готовят из фруктов, совместно приготовить фруктовый салат.
Перспективно-тематический план организации совместной деятельности по познавательному и речевому развитию
СЕНТЯ
БРЬ
ЛОГОПЕД
ВОСПИТАТЕЛИ
НОД
Совместная деятельность
III неделя
«Овощи
»
1.
Категория одушевлѐнных и неодушевлѐнных имѐн существительных.
Практическое закрепление постановки вопросов Кто? Что?, понятия «слово».
2.
Практическое усвоение форм словообразования
(уменьшительно- ласкательный суффикс).
- Составление предложений с данными существительными по демонстрации действия
- Собственные имена.
3. Звук А. Буква А.
Звук и буква А.
I.
Рассматривание картин
«В огороде», «Сбор урожая»:
* закрепление названия; внешний вид; вкусовые качества.
* игра «Что как убирают?».
* игра «Что ты приготовишь?».
- Составление рассказа «Уборка урожая» (по вопросам).
Рус.яз., I ч., с.121.
Рус.яз., II ч., с.24-25.
II. Заучивание рус.нар. песни «Иван
– Иван» (п.№7).
Д/и
«Овощной магазин»;
В.Дрязгунова, с.44.
. Д/и «Магазин «Овощи»
- Составление загадок-описаний (начать с литературных). В.Дрязгунова, с.39.
2. Сравнение овощей:
Д/и «Что в мешочках?»
(* одноимѐнные;
* разные).
В.Дрязгунова, с.40.
3. Д/и «Вершки и корешки».
IV неделя
«Фрукты»
1. Практическое усвоение форм словообразования: сущ. ед. и мн.ч. в Им.п. и Род.п.: СЛИВА, СЛИВЫ, СЛИВ.
- Составление предложений по предмету и демонстрации действия.
2. Усвоение рода сущ. Подбор к сущ. притяжат. местоимений МОЙ –МОЯ и согласование их в роде, числе, падеже.
3. Звук У.
Буква У.
Звук и буква У.
I. Д/и «Магазин «Фрукты»:
* закрепление названия; характерных особенностей; вкусовых качеств.
* загадки о фруктах;
* новые названия. В.Дрязгунова, с.44.
II. Рассматривание картины «Сад» и составление рассказа по вопросам воспитателя.
Рус.яз., II ч., с.36037; 94-95.
(или пересказ «Косточка», Л.Толстой).
1. Составление загадок-описаний.
2. Сравнение фруктов (одноимѐнных и разноимѐнных). В.Дрязгунова, с.40.
3. Д/и «Консервный завод». В.Дрязгунова, с.46.
4. Сюжетно-ролевая игра «Овощи – фрукты».
3 Блок. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников с ОВЗ.
Цель дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Организации работы с семьѐй является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Работа с родителями, организованная на базе дошкольной образовательной организации, имеет: дифференцированный подход, учитывает социальный статус, учитывает микроклимат семьи, учитывает родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада, способствует повышению культуры педагогической грамотности семьи.
В ходе сотрудничества с родителями педагоги ДОУ в соответствии с
ФГОС стремятся:
•информировать родителей
(законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о
Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечѐнным в образовательную деятельность;
•обеспечить открытость дошкольного образования;
•создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
•обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится
формирование
родительской
компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.
Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности
взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 15
«автоматизмов» поведения. И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм.
Выделяют
традиционные и нетрадиционные формы.
Организация взаимодействия с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
Направление
деятельности
Задачи
Форма
взаимодействия
Планируемый
результат
Специалист
Диагностическое Углубленное медико- психолого- педагогическое обследование ребенка
Беседы, консультации, совместная деятельность, привлечение узких специалистов
Объективное оценивание родителями ребенка.
Активная позиция родителей в совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, узкие медицинские специалисты
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи
Перечень методических пособий для реализации содержания
адаптированной образовательной программы:
Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», представленная в реестр МОиН РФ, как проект примерной программы, соответствующей ФГОС ДО
«Коррекция нарушений речи.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А.
Миронова, А.В. Лагутина. В.И.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В.
Волосовец, О. П., Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В.
Лопатиной. — СПб.,2014. — 386 с.
Приложение 3
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
1. Целевой раздел
1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех детей с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания образования и социальной адаптации.
Категория воспитанников с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Вследствие этого знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения. Указанные недостатки характерны как для детей с легкой умственной отсталостью, так и для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. У детей с глубокой умственной отсталостью, а также с множественными тяжелыми нарушениями развития, весь процесс познания ими окружающей действительности фактически выведен на формирование условно-рефлекторной деятельности на отдельные объекты.
Развитие психических процессов у детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, а у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушается уже первые ступени познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки
фрагмент адаптированной образовательной программы подготовлен с использованием материалов: МБДОУ «Детский сад № 72 «Дельфиненок» компенсирующей и оздоровительной направленности» г. Железногорска; МБДОУ детский сад № 86 г. Курска
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых детей оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т д.
У детей с легкой умственной отсталостью из всех видов мышления в большей степени нарушено словесно-логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта, у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью преобладает наглядно-действенное мышление, наглядно-образное находится в стадии формирования. У детей с глубокой умственной отсталостью мы можем говорить только о наличии отдельных мыслительных операций, которые в полной мере таковыми не являются, т.к. осуществляются только за счет сопряженной деятельности со взрослым. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью.
Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации воспитанниками с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти детей с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы дошкольников с умственной отсталостью всех степеней проявляются в особенностях внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Для детей с легкой умственной отсталостью объем произвольного внимания в дошкольном возрасте примерно 10 минут, для
У детей с легкой умственной отсталостью из всех видов мышления в большей степени нарушено словесно-логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта, у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью преобладает наглядно-действенное мышление, наглядно-образное находится в стадии формирования. У детей с глубокой умственной отсталостью мы можем говорить только о наличии отдельных мыслительных операций, которые в полной мере таковыми не являются, т.к. осуществляются только за счет сопряженной деятельности со взрослым. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью.
Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации воспитанниками с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти детей с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности нервной системы дошкольников с умственной отсталостью всех степеней проявляются в особенностях внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Для детей с легкой умственной отсталостью объем произвольного внимания в дошкольном возрасте примерно 10 минут, для