Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
умеренных и тяжелых умственно отсталых детей 5-7 минут, для детей с глубокой умственной отсталостью – около 2-3 минут.
Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У воспитанников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, что проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для детей с легкой умственной отсталостью характерно либо снижение потребности в речевом общении, либо повышенная навязчивость и зациклинность на одной значимой для ребенка теме. Активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуется как речь, носящая ограниченный бытовой характер, фраза не распространенная, несогласованная. Одна может быть эмоционально окрашенной, в силе того, что дети чаще всего используют шаблоны, которые им дал взрослый. Дети с тяжелой умственной отсталостью могут быть и условно «безречевыми», но в речи могут быть ими использованы простые слова, словоформы. Дети с глубокой умственной отсталостью в речи имею либо только вокализмы, либо сочетания звуков, с помощью которых они могут реагировать на окружающих, однако иногда в речи могут появиться и простые словоформы из нескольких слогов.
Психологические особенности умственно отсталых дошкольников проявляются в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Для многих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерны персеверации эмоций.
Волевая сфера воспитанников с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы дошкольников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: предметная, изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд.
2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной
программы
Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У воспитанников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, что проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Для детей с легкой умственной отсталостью характерно либо снижение потребности в речевом общении, либо повышенная навязчивость и зациклинность на одной значимой для ребенка теме. Активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуется как речь, носящая ограниченный бытовой характер, фраза не распространенная, несогласованная. Одна может быть эмоционально окрашенной, в силе того, что дети чаще всего используют шаблоны, которые им дал взрослый. Дети с тяжелой умственной отсталостью могут быть и условно «безречевыми», но в речи могут быть ими использованы простые слова, словоформы. Дети с глубокой умственной отсталостью в речи имею либо только вокализмы, либо сочетания звуков, с помощью которых они могут реагировать на окружающих, однако иногда в речи могут появиться и простые словоформы из нескольких слогов.
Психологические особенности умственно отсталых дошкольников проявляются в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Для многих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерны персеверации эмоций.
Волевая сфера воспитанников с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.
При проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы дошкольников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: предметная, изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд.
2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной
программы
Цель программы – разностороннее развитие личности ребенка с нарушениями интеллекта с учетом степени интеллектуального нарушения, а также с ориентиром на его особые образовательные потребности с целью его дальнейшей социализации и адаптации в среде сверстников.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы являются:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с умственной отсталостью, их эмоционального благополучия;
обеспечение коррекции нарушения развития у детей с умственной отсталостью;
оказание детям квалифицированной помощи в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
создание условий для всестороннего развития ребенка с умственной отсталостью в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью;
формирование способов усвоения дошкольником с нарушением интеллекта опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
формирование у детей с умственной отсталостью знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной активности, всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
подготовка детей к школьному обучению.
3. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы дошкольного образования
В основу разработки адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы, содержательная характеристика которых подробно раскрыта в содержании данных методических рекомендаций.
В основу разработки и реализации адаптированной образовательной программы заложены следующие принципы:
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью;
принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности и расширение «зоны ближайшего развития» детей с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях различных жизненных ситуациях, что обеспечит готовность воспитанников дошкольной образовательной организации к самостоятельной ориентировке в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
4. Планируемые результаты освоения детьми с умственной отсталостью
адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Планируемые результаты по направлениям проектируются с учетом психолого-педагогических особенностей воспитанников с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также с акцентом на целевые ориентиры определенные в ФГОС дошкольного образования.
Для детей с глубокой умственной отсталостью и множественными тяжелыми нарушениями развития планируемые результаты определяются в соответствии с индивидуально-личностным развитием ребенка, а также с учетом его анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей.
Развитие
речи
(образовательная
область
–
социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- выражать свои просьбы, желания, используя фразу правильной интонационной окраски;
- называть свое имя и фамилию, имена близких родственников, адекватно реагировать на свое имя, откликаться на просьбу;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- понимать содержание прослушанных небольших по объему сказок и рассказов;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- выражать свои просьбы, желания, выполнять ритуальные действия приветствия, прощания используя соответствующие выражения;
- участвовать в ролевых играх;
- удерживаться в ситуации коммуникации и самостоятельно инициировать коммуникацию;
- самостоятельно строить речевое высказывание по теме и в соответствии с ситуацией коммуникации.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- выражать свои просьбы, желания, используя отдельные слова, с возможным добавлением средств невербальной коммуникации в виде жеста;
- называть свое имя и фамилию, имена близких родственников, реагировать на свое имя;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с направляющей помощью взрослого или «на договаривани»;
- понимать обращенную речь;
- участвовать в простых диалогах по темам речевых ситуаций;
- выражать свои просьбы, желания, выполнять ритуальные действия приветствия, прощания используя отдельные слова и/или выражения;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Формирование
элементарных
математических
представлений
(образовательная область – познавательное развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- находить одинаковые предметы по 2 и более признакам;
- объединять и разъединять предметы на множества;
- дифференцировать множества («один», «много», «мало», «пусто») и сравнении множеств (без пересчета, с пересчетом в пределах 5-х);
- различать по величине однородные и разнородные предметы. сравнивать предметы по величине (большой, маленький, средний);
- различать по длине однородные и разнородные предметы, сравнивать предметы по длине (длинный, короткий, средний);
- соотносить геометрические тела с названием «шар», «куб»,
«пирамида»;
- соотносить геометрические тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, пирамида-квадрат);
- определять месторасположение предметов в пространстве в соответствии с вербальной инструкцией;
- уметь перемещать в пространстве предметы в заданном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
- составлять предметы четырех и более частей;
- различать части суток и соотносить их с конкретным видом деятельности самостоятельно.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- находить одинаковые предметы по 1 и 2 признакам;
- дифференцировать множества («один», «много», «пусто») и сравнении множеств (без пересчета, с пересчетом в пределах 3-х);
- различать по величине однородные и разнородные предметы, сравнивать предметы по величине (большой, маленький);
- различать по длине однородные и разнородные предметы, сравнивать предметы по длине (длинный, короткий);
- соотносить геометрические тела с названием «шар», «куб»;
- соотносить геометрические тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг);
- определять месторасположение предметов в пространстве по показу
(«сверху», «снизу», «справа», «слева»);
- уметь перемещать в пространстве предметы в заданном направлении по показу («вверх», «вниз», «вправо», «влево»);
- составлять предметы из 2-х частей;
- различать части суток и соотносить их с конкретным видом деятельности с направляющей и организующей помощью взрослого.
Ознакомление с окружающим миром (образовательная область –
познавательное развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- владеть представлениями о предметах и их назначении, используемых в повседневной жизни;
- самостоятельно узнавать и называть изученные знакомые предметы в окружающем мире;
- относить изученные предметы и объекты к определенным группам с организующей помощью взрослого;
- знать и применять на практике самостоятельно основные правила личной гигиены;
- выполнять задания педагога, понимать и адекватно реагировать на оценку педагога;
- целенаправленно взаимодействовать с изученными предметами и объектами окружающего мира в различных ситуациях.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- владеть представлениями о предметах и их характеристиках, используемых в повседневной жизни;
- узнавать и по возможности называть изученные знакомые предметы в окружающем мире;
- относить изученные предметы и объекты к определенным группам с направляющей помощью взрослого или сопряженно с ним;
- знать и применять на практике под контролем взрослого основные правила личной гигиены;
- выполнять задания под контролем педагога, реагировать на оценку педагога;
- целенаправленно взаимодействовать с изученными предметами и объектами окружающего мира в различных ситуациях, организованных взрослым.
Рисование (образовательная область – художественно-эстетическое
развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- уметь применять приемы работы карандашом, фломастерами и красками (акварель, гуашь);
- правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- уметь следовать при выполнении работы инструкциям педагога;
- уметь доводить начатое дело до конца под контролем взрослого;
- самостоятельно выполнять несложные рисунки под контролем взрослого;
- эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- уметь удерживать в руке карандаши, фломастеры, кисти;
- уметь использовать предметы для рисования по назначению;
- правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе по показу взрослого;
- эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства;
- выполнять несложные рисунки сопряженно со взрослым или по образцу.
Лепка, аппликация, конструирование (образовательная область –
художественно-эстетическое развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на занятия по лепке, аппликации, конструированию;
- правильно применять поделочные материалы в соответствии с инструкцией взрослого;
- знать названия и способы применения инструментов;
- знать и соблюдать на практике правила техники безопасности при работе с инструментами;
- уметь работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; конструировать из бумаги, конструктора -лего, кубиков) в соответствии с заданием;
- самостоятельно выполнять несложные поделки.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- знать названия поделочных материалов, используемых на занятия по лепке, аппликации, конструированию;
- применять поделочные материалы в сопряженной деятельности со взрослым или с его направляющей помощью;
- знать названия и владеть начальными навыками использования инструментов;
- знать и соблюдать на практике правила техники безопасности при работе с инструментами при непосредственном контроле со стороны взрослого;
- уметь работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; конструировать из бумаги, конструктора -лего, кубиков) в соответствии с заданием;
- выполнять несложные поделки сопряженно со взрослым и/или с его направляющей помощью.
Физическая культура (образовательная область – физическое
развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- иметь представления о двигательных действиях;
- знать правила выполнения упражнений;
- уметь выполнять самостоятельно комплексы упражнений по вербальной инструкции;
- знать название, свойства и способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и применять эти знания на практике;