Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- уметь выполнять на время упражнения по вербальной инструкции взрослого;
- понимать и применять на практике правила разнообразных спортивных игр.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
-знать правила выполнения упражнений;
- уметь выполнять различные упражнения по показу взрослого или сопряженно с ним;
- знать название и элементарные способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах деятельности;
- уметь выполнять под счет педагога общеразвивающие упражнения;
- уметь играть в простые спортивные игры под контролем взрослого;
- понимать и применять на практике правила безопасного поведения во время спортивных игр.
Музыка (образовательная область – художественно-эстетическое
развитие).
Ребенок с легкой умственной отсталостью будет:
- проявлять эмоциональный отклик на музыку разных жанров;
- уметь оречевлять свои эмоции при прослушивании музыкальных произведений;
- уметь самостоятельно выполнять простые движения под музыку различных жанров;
- знать названия и узнавать на иллюстрациях музыкальные инструменты, знать их характеристики;
- владеть навыками музицирования на простейших музыкальных инструментах;
- самостоятельно и в хоре исполнять песни из детского репертуара, сопровождая пение музицированием на музыкальных инструментах.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет:
- проявлять эмоциональный отклик на музыку разных жанров с помощью невербальных средств коммуникации и/или речи;
- уметь выполнять простые движения под музыку помощью взрослого или сопряженно с ним;
- знать названия и узнавать музыкальные инструменты;
- владеть навыками элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах;
- уметь в хоре совместно со взрослым исполнять песни из детского репертуара.
2. Содержательный раздел
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с умственной отсталостью в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития:

- формирование представлений о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с умственной отсталостью в систему социальных отношений, осуществляется по направлениям:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения ролевым и театрализованным играм, играм- драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневно включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
Содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:
- прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
- гигиенические навыки: обучение умению выполнять гигиенические процедуры (туалет, мытье рук и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, мыло, салфетка, полотенце, расческа, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
- одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.


Обучение детей с умственной отсталостью элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами:
- организация практической деятельности с целью формирования навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
- ознакомление с трудом взрослых, с ролью труда, воспитания уважения к труду;
- обучение умению называть трудовые действия, профессии, орудия труда;
- обучение уходу за растениями, животными;
- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, изготовление поделок и др.);
- изготовление коллективных работ;
- формирование умений применять поделки в игре.
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности детей с умственной отсталостью обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
Задачи познавательного развития:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Сенсорное развитие – обеспечивает развитие зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое восприятие; формируются представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, стимулирует развитие всех сторон речи. Организация работы по сенсорному развитию предусматривает учѐт психофизических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью. Способы предъявления материала: показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности – направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Образовательная деятельность планируется на доступном материале, чтобы

ребенок мог увидеть результат деятельности; применяются различные формы поощрения дошкольников.
Формирование элементарных математических представлений – обучение умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между разными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении опираются на сохранные анализаторы, используя принципы наглядности, от простого к сложному.
Количественные представления обогащаются в разных видах деятельности.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
- формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Развитие словаря: основа речевого развития. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними.
Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Формирование грамматического строя речи: развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи: развитие диалогической и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения: слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»
Цель - обучение детей созданию творческих работ.
Задача – формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение разных видов художественной деятельности.


Решение общеобразовательных и коррекционных задач стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах творческие способности.
«Художественное творчество»
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность движений, в процессе работы дети знакомятся с разными материалами, свойствами.
Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка, интеллектуальных и речевых возможностей, подбирается разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования
(величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумываются способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбираются соответствующие формы инструкций.
«Музыка». Цель – слушание музыки, пение, выполнение музыкально- ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.
Необходимо уделять внимание способам предъявления звучания муз. инструментов (детям с нарушениями слуха), танцевальных движений, муз. инструментов для игры на них (детям с двигательными нарушениями).
5. Образовательная область «Физическое развитие»
Цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно- пространственной координации.
Задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Коррекционные задачи:
- формирование пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности разных свойств материалов;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально- волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Формы, способы, методы и средства реализации адаптированной
образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей
и интересов


В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые, игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
При проведении подгрупповой образовательной деятельности необходимо соблюдать ряд требований:

в занятии должны участвовать все дети группы (подгруппы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы эмоционального перенапряжения;

каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи – коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;

на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима: строгий регламент времени, недопущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;

занятие должно соответствовать дидактическим требованиям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективной работы;

при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Особенностью образовательной деятельности с детьми с умственной отсталостью является введение пропедевтического периода сроком до 6 месяцев, дающего возможность в элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире.
Реализация программы коррекционной работы с детьми дошкольного
возраста с умственной отсталостью
Задачи коррекционной работы:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии).
3. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом