Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.
4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей.
5. Оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Коррекционная работа с умственно отсталыми воспитанниками
проводится в рамках:
― образовательной деятельности через организацию индивидуального и дифференцированного подходов, сниженный темп обучения, структурную простоту содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении;
― совместной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие, логопедические и другие занятия);
― психологического и социально-педагогического сопровождения детей.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья детей с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников с умственной отсталостью;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с умственной отсталостью;
2) мониторинга динамики развития воспитанников, их успешности в освоении адаптированной образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), психолого-педагогический эксперимент, наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, беседы с педагогами и родителями, изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.), оформление документации.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию детей, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения (совместно с педагогами) – по необходимости,
― формирование в группе психологического климата комфортного для всех воспитанников,
― организация совместной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития умственно отсталых дошкольников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ
(методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития детей,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных детей,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребѐнку в освоении адаптированной образовательной программы.
4.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых детей, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
Задачи взаимодействия ДОУ с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей с умственной отсталостью, условий организации разнообразной деятельности в ДОУ и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в семье, с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников с нарушениями интеллекта;


- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в ДОУ условий для разного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ (районе, городе);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку и реализацию работы по социально-педагогическому сопровождению воспитанников, направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах ребенка с умственной отсталостью и его семьи.
3. Организационный раздел
Режимы дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В группах, в которых присутствуют воспитанники с нарушением интеллекта реализуется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья.
Примерный режим дня для детей с умственной отсталостью включает: режимные моменты (утреннюю гимнастику, прием пищи и др.); игровую деятельность; организованную образовательную деятельность; индивидуальную работу со специалистами сопровождения; прогулку; самостоятельную деятельность; совместную деятельность с воспитателем; чтение художественной литературы.


При планировании режима дня для детей с умственной отсталостью может быть увеличено время, отводимое на проведение гигиенических процедур, прием пищи, широкое варьирование организационных форм воспитательно-образовательного процесса.
Перечень специальных образовательных программ, специальных методических пособий и дидактических материалов.
Условия реализации адаптированной образовательной программы для
воспитанников с умственной отсталостью
Материально-техническое
обеспечение адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью соответствует тому, что используется при реализации основной образовательной программы дошкольного образования в конкретной дошкольной образовательной организации, а также удовлетворяет индивидуально-личностные потребности воспитанников с различными степенями интеллектуального нарушения.
Учебно-методическое обеспечение для детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта:
1.
Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.
2.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта
«Коррекционно–развивающее обучение и воспитание», авторами которой являются Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева.
3.
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта (автор Л.М. Шипицина).
4.
Программа «Подготовка глубоко умственно отсталых детей к обучению в школе» (авторы Т.В. Воронецкая, А.Ю. Заровняева, А.И.
Рудштейн, Е.В. Третьякова).
5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. – № 5. – C. 68-72.

Приложение 4
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
I. Целевой раздел
Цель реализации Программы: возможная ранняя коррекция психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
- создать условия для предпосылок эмоционального развития ребенка с детским церебральным параличом;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка;
- формировать у ребенка представления о самом, воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения возможного психофизического развития ребенка с детским церебральным параличом.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа не исключает ее построения на следующих принципах: онтогенетический принцип, принцип развивающего обучения, принцип коррекционной направленности образовательной деятельности, принцип учета ведущего вида деятельности; принцип системности, принцип психологической комфортности, принцип целостности

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Характеристика ребенка с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это одно из заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности.
В зависимости от этиологического фактора и от локализации основных нарушений мозга формируются различные клинические формы заболевания.
Независимо от формы церебрального паралича, у детей наблюдаются психопатоподобные расстройства в виде синдрома психической неустойчивости; дети слабовольны, не собранны, инфантильны, внушаемы.
Эти дети склонны к агрессии и жестокости. Состояние аффекта возникает быстро и по незначительному поводу.
Временами появляется раздражительность, озлобленность, гневливость
При детском церебральном параличе отмечаются и нарушения сенсорного восприятия
- зрительного, слухового, двигательно-

Подробная содержательная характеристика принципиальных положений представлена в методических рекомендациях в главе 1.2.

кинестетического. У большинства детей с церебральным параличом отмечаются глазо-двигательные нарушения, наблюдается косоглазие, снижена острота зрения, встречается ограничение взора вверх, нарушения фиксации взора, плавного прослеживания. В связи с этим старшие дошкольники недостаточно фиксируют взор на занятиях. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения, и дети игнорируют правую или левую половину листа бумаги. При гсмипаретической форме и спастической диплегии возможны оптико-пространственные нарушения, которые проявляются в виде зеркального письма. Такие дети рисуют и пишут левой рукой справа налево. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные нарушения, определяющие специфику психического развития детей.
У большинства детей с церебральным параличом имеются нарушения схемы тела и пространственного восприятия; нарушения речедвигательной функции: наиболее часто встречается спастическая дизартрия, при которой речь ребенка смазанная, не всегда доступна пониманию. Голос у ребенка тихий, прерывистый нарушено дыхание, выдох укорочен, повышено слюноотделение.
Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состояния интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.
Характеристика ребенка с ДЦП. Ребенок 6 лет, ДЦП, ОПГМ, смешанная гидроцефалия, спастический тетрапарез.
Задержка психомоторного и речевого развития. Содружественное сходящееся косоглазие.
Ребѐнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное.
Общение с новыми взрослыми затруднено, устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Интерес к взаимодействию со сверстниками слабый. Объѐм устойчивой работоспособности крайне мал, хаотичен, зависим от настроения. Навыки самообслуживания не сформированы: не умеет самостоятельно принимать пищу, самостоятельно не пользуется туалетом, горшком, раздевается и одевается с помощью взрослого вследствие тяжелой формы ДЦП. Объем внимания низкий, отмечается неустойчивость и истощаемость, быстрая переключаемость.
Процесс запоминания непроизволен. Все виды памяти имеют выраженное сужение. Активно