Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
удерживать внимание на чѐм-либо не может, истощается. Легко переключается на незначительные внешние стимулы. Оценка мыслительной деятельности крайне затруднена. Преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Умеет сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету.
Тянет руки и пытается захватить предметы, перекладывает из руки в руку, бросает их.
Вика эмоционально отзывчива на интонацию и музыку разного характера. Предметно-игровые действия сформированы не достаточно: отмечаются некоторые манипуляции, процессуальные действия с игрушкой
(удерживает, размахивает, бросает), пытается подражать действиям взрослого. Имеются любимые игрушки – погремушки, игрушки с музыкальным сопровождением.
Значительно нарушена общая координация движений, ребѐнок самостоятельно не сидит, не стоит, не передвигается, голову держит непродолжительное время. Мелкая моторика не развита.
Эмоционально стабильна, неконфликтна. Ярко проявляет разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривает, стесняется.
Уровень актуального развития 2-3 года.
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения
воспитанником индивидуальной адаптированной программы
Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата являются предпосылкой для формирования у воспитанников целевых ориентиров дошкольного образования.
К этапу завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения

своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
К числу планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата также относятся:

стабильный индекс здоровья;

овладение гигиеническими требованиями к занятиям лечебной физкультурой;

прирост показателей развития основных физических качеств;

коррекция неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника);

нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижение в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии);

преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп;

улучшение подвижности в суставах;

сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства
(кинестезии и тактильных ощущений);

формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп;

формирование вестибулярных реакций.
Результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата определяются в ходе педагогической диагностики, а также врачебным контролем.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений

детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка с целью определения дальнейших перспектив его развития.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом принципа объективности и аутентичной оценки, которые предполагают избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к ребенку. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением в естественной для ребенка среде.
Врачебный контроль предусматривает несколько видов: предварительный, периодический и итоговый. По результатам этого контроля определяется влияние содержания занятий ЛФК на здоровье дошкольника. Он предполагает участие внештатного врача-ортопеда, инструктора ЛФК и инструктора по физической культуре.
На детей с НОДА составляются специальные хронометражные карты
(по Мастюковой Е.М.), где фиксируются состав движений, особенности двигательной деятельности.
II. Содержательный раздел
1.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с
направлениями развития ребенка с ДЦП, представленными в пяти
образовательных областях

.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:

усвоение форм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Овладение речью как средством общения и культуры.
Основные направления реализации образовательной области:

приводится по материалам учебного портала http://www.uchmet.ru

1.
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
2.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
3.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата:

воспитание интереса и потребности детей в трудовой деятельности, активности действий на доступном по двигательным возможностям уровне – самостоятельно, с помощью других детей и взрослых;

развитие двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации;

формирование познавательных и социально значимых мотивов в игровой деятельности;

развитие общественных форм поведения;

развитие у детей творческого отношения к игре (условное преобразование окружающего);

преодоление простого механического действия в игровой деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, формирование познавательных действий, становление сознания.
Задачи:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Основные направления реализации образовательной области:
1.
Приобщение к социокультурным ценностям.
2.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.


3.
Формирование элементарных математических представлений.
4.
Ознакомление с миром природы.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата:

развитие зрительного восприятия: тренировка движения глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его;

тренировка зрительного внимания;

развитие пространственных представлений в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием;

последовательное формирование пространственной дифференциации самого себя, представление о схеме тела, перемещение его в пространстве;

обогащение чувственного и практического опыта детей, развитие их кругозора, активизация мыслительной деятельности и развитие речи.
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Основные направления реализации образовательной области:
1.
Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.
Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.
Формирование грамматического строя речи: морфология; синтаксис; словообразование.
4.
Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
5.
Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(различение звука и слова, нахождение места звук в слове).
Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с нарушением опорно-

двигательного аппарата:

формирование готовности органов артикуляционного аппарата к воспроизведению речи;

развитие силы голоса, его высоты и интонации;

развитие артикуляционных движений и речи;

произнесение тех или иных слов, элементарных фраз.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.
Задачи:

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;

воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей;

развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно
– модельной, музыкальной и др.);

удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Основные направления реализации образовательной области:
1.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
2.
Музыкально-художественная деятельность.
3.
Конструктивно-модельная деятельность.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата:

формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и конструированию; соответствующих мотивов деятельности; стремления к получению результата, потребности в отражении действительности в рисунке, поделке, постройке из различного материала;

обучение детей специфическим приемам рисования, лепки, аппликации и конструирования;

эстетическое воспитание как развитие адекватных реакций на события окружающего и на доступные пониманию произведения искусства;

формирование потребности в изобразительной деятельности, эстетических переживаниях и др.;

развитие основных движений, сенсорных функций и речевой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, физически

совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
Задачи:

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений;

формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности;

развитие способности к самоконтролю и самооценке;

развитие интереса и любви к спорту;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления реализации образовательной области:
1.
Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности.
2.
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3.
Становление ценностей здорового образа жизни.
Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата:

формирование возрастных локомоторных-статических функций;

формирование функций рук: опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной, составляющей двигательную основу манипулятивной деятельности;

проведение упражнений на устранение позотонических реакций и др.;

обучение детей выделению элементарных движений в плечевом, локтевом, лучезарном суставах и по возможности более правильному свободному их выполнению;

развитие координации одновременно выполняемых движений в разных суставах.
В работе по физическому развитию в обязательном порядке учитываются рекомендации врача-ортопеда, индивидуальные показатели и противопоказания по организации двигательной деятельности.
В занятия по физической культуре инструктор включает:

циклические упражнения (ходьба, бег, ползание, лазанье, ходьба на лыжах, оздоровительная ходьба);

прыжки с учетом показаний и противопоказаний врача-ортопеда;

упражнения у стены без плинтуса. Упражнения на равновесие
(статическое и динамическое), упражнения на координацию (зрительно- моторную, слухомоторную);

дыхательные упражнения (статические и динамические);

коррегирующие упражнения для головы и шеи, плечевого пояса и рук, упражнения по развитию тонкой моторики, для туловища, ног и пр.;


специальные подвижные игры коррекционного содержания, подвижные игры на ортопедических мячах;

упражнения на расслабление разных групп мышц из разных исходных положений.
В течение учебного года с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата осуществляются лечебно-профилактические мероприятия.
Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Профессиональная коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования осуществляется в ходе: занятий лечебной физкультурой (ЛФК); лечебного плавания; массажа.
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию интеллектуальной сферы для ребенка с НОДА являются индивидуальные занятия с учителем-дефектологом (логопедом) продолжительностью
10-15 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы.
В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях
(анартрия);

ЛФК (групповые и индивидуальные занятия в целях компенсации дефекта у детей с преимущественно двигательной патологией), которая организуется на фоне массажа, грязе-водолечения, медикаментозного лечения;

индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций;
Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере скорригировать, а иногда и нормализовать речевые возможности детей. В течение всего периода обучения в школе за речевым развитием ребенка должен наблюдать логопед, поддерживая тесный рабочий контакт с учителями, воспитателями и родителями учеников. В ходе коррекционной работы логопед должен решить следующие задачи:

провести первичное обследование каждого ребенка по специальной единой схеме с записью в речевой карте;

составить перспективный план и график логопедических занятий;

провести повторное обследование ребенка (по окончании первой четверти), уточнить логопедический диагноз и график логопедической работы;

выработать логопедический режим для детей, имеющих те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем