Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установление продуктивного контакта ребенка со сверстниками и взрослыми с учетом ситуации коммуникации;
включение в процесс познания окружающей действительности самостоятельно или с направляющей помощью воспитателя, а также ближайшего социального окружения;
овладение социально-бытовыми навыками в соответствии с возрастом;
освоение навыков выполнения действий на основе вербальной одно- и многоступенчатых инструкций;
осознание себя через использование правильных речевых конструкций, а так же через включение в разнообразные виды деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Для формирования способности детей с аутизмом к адаптации в окружающем мире, предпосылок их эффективного взаимодействия с другими людьми, следует решать определенные образовательные задачи, что является основой дальнейшего успешного развития, обучения и социализации детей с аутизмом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
создать условия для выделения ребенком с РАС себя из окружающей среды;
отработать ситуации допуска другого человека в личное пространство ребенка с РАС;
развивать навыки социального взаимодействия с окружающей действительностью;
формировать способность конструктивно влиять на окружающую среду;
проявлять способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).
Планируемые результаты:
у ребенка будут сформированы представления о собственном теле;
будет формироваться способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем;
у ребенка будет формироваться способность выделять себя в окружающей среде: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими;
будут развиты навыки поведения в различных бытовых ситуациях;
будет сформирована адекватная реакция на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими;
будет развито умения оперировать различными бытовыми
предметами, совместного и самостоятельного их выполнения, способность действовать по образцу;
будет сформировано чувство принадлежности как собственного физического тела, так и принадлежности других предметов и людей и т.д.
Специфика работы с семьей
Существует необходимость нацеливания родителей (законных представителей) на решение задач в условиях семьи по данному направлению:
отслеживание стереотипных проявлений ребенка, придумывание, на что похоже эти действия, обыгрывание их, разворачивание вокруг них игрового сюжета, обогащение стереотипов новыми вариантами движений, вокализации, эмоциональных состояний;
поддерживание элементов общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого;
стимулирование интереса ребенка к внешнему миру;
привлечение внимание ребенка к своим действиям;
активизация тактильного контакта с ребенком;
применять метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок не обращает внимание на взрослого;
стимуляция эмоциональных реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в природной среде
(засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное.
Развитие игровой деятельности ребенка с РАС
С целью развития игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра можно выделить несколько уровней в освоении ребенком игр от пассивного участия и обязательной поддержки взрослого в играх в активном игровом взаимодействии с педагогами и другими детьми.
Задачи:
формировать целенаправленную активность ребенка в разнообразных видах игровой деятельности;
развивать внимательность ребенка с целью удержания социальной роли в игре;
формировать положительный эмоциональный отклик на любую форму взаимодействия с окружающими в игре;
способствовать формированию базового ощущения безопасности и доверия к людям в ходе игровых действий;
способствовать становлению способности к контакту с детьми и взрослыми.
Планируемые результаты. Ребенок в ходе реализации направления будет:
будет сформировано чувство принадлежности как собственного физического тела, так и принадлежности других предметов и людей и т.д.
Специфика работы с семьей
Существует необходимость нацеливания родителей (законных представителей) на решение задач в условиях семьи по данному направлению:
отслеживание стереотипных проявлений ребенка, придумывание, на что похоже эти действия, обыгрывание их, разворачивание вокруг них игрового сюжета, обогащение стереотипов новыми вариантами движений, вокализации, эмоциональных состояний;
поддерживание элементов общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого;
стимулирование интереса ребенка к внешнему миру;
привлечение внимание ребенка к своим действиям;
активизация тактильного контакта с ребенком;
применять метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок не обращает внимание на взрослого;
стимуляция эмоциональных реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в природной среде
(засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное.
Развитие игровой деятельности ребенка с РАС
С целью развития игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра можно выделить несколько уровней в освоении ребенком игр от пассивного участия и обязательной поддержки взрослого в играх в активном игровом взаимодействии с педагогами и другими детьми.
Задачи:
формировать целенаправленную активность ребенка в разнообразных видах игровой деятельности;
развивать внимательность ребенка с целью удержания социальной роли в игре;
формировать положительный эмоциональный отклик на любую форму взаимодействия с окружающими в игре;
способствовать формированию базового ощущения безопасности и доверия к людям в ходе игровых действий;
способствовать становлению способности к контакту с детьми и взрослыми.
Планируемые результаты. Ребенок в ходе реализации направления будет:
проявлять активность и инициативу во взаимодействии со взрослым и детьми
будет нацелен на проявление активности к запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям
(например, стимулирующих межполушарное взаимодействие).
научится переживать эмоциональное единство со всей группой.
развито умение ждать своей очереди, способность передать яркую игрушку
выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым инструкциям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у детей появляются новые возможности регуляции своего поведения.
иметь возможность выступает в роли ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий;
проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глаз с другими людьми и т.д.
Специфика работы с семьей
Перед родителями (законными представителями) по указанному направлению стоят следующие задачи, решение которых приведет к достижению планируемых результатов, в том числе коррекционной работы:
необходимость систематических наблюдений за ребенком с РАС с целью выделения специфических особенностей поведения, а так же определения предвестников ситуаций с повышенных беспокойством ребенка;
необходимость присоединяться к действиям ребенка. Такие действия дают возможность видеть и почувствовать то, что видит и чувствует ребенок при этом;
включение в игру ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием, предоставляя ситуацию, в которой ребенок проявляет себя, положительно эмоциональную окраску и игровой смысл;
для установления зрительного контакта необходимо использовать те предметы, которые действительно интересуют ребенка;
необходимость обогащать сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело различными физическими движениями (развивать крупную моторику, гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия ритмические упражнения, распространять тактильный опыт через естественные материалы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
развивать предпосылки совместной деятельности;
формировать способность к подражанию движений и звуков.
развивать способность подражать части слов и отдельным словам;
расширять активный словарь;
формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании;
развивать умение отвечать на вопросы, используя словосочетание;
развивать способность сочетать предложения, образуя рассказ или комментарий;
обогащать речь эпитетами, метафорами, фразеологизмами.
Планируемые результаты. К концу освоения программы у ребенка будет:
сформирована способность к зрительному контакту во время общения;
развиты начальные невербальные навыки как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
находиться на стадии формирования такие свойства внимания как устойчивость и концентрация;
проявляться способность к любым элементарным вербальным контактам с незначительной помощью со стороны взрослого;
сформированы предпосылки к самостоятельной инициации контакта;
сформирована способность использовать отдельные слова, взгляд и жест с целью привлечь внимание другого человека к предмету интереса;
в словаре проявляться правильное использование личных местоимений;
проявляться навык понимать значение слов и высказываний;
обозначаться способность различать интонацию речевого высказывания;
проявляться способность общаться с определенными правилами социального взаимодействия.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:
родители должны быть нацелены на обогащение активного и пассиного словаря ребенка с РАС, а так же на обогащение чувственного опыта при использовании предметов окружающей действительности;
родители должны обращать внимание на правильность использования лексико-грамматических конструкцій;
ближайшему социальному окружению ребенка с РАС необходимо поддерживать любое проявление контакта с окружающими как вербальное, так и невербальное;
для расширения социальных контактов с ребенком необходимо включать его в разнообразные формы деятельности в условиях семьи и за ее пределами;
необходимо стимулировать ребенка к говорению посредством создания ситуаций. когда ребенок вынужден просить о помощи или удовлетворении своих потребностей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
развивать стремление ребенка исследовать предметы окружающей действительности;
формировать способность к подражательной деятельности с предметами;
развивать способность к восприятию и наблюдению за предметами;
формировать представление о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при обращении с ними, а также об игрушках, их названия и действия с ними;
формировать способность принимать в собственной речи слова, дающие представление о времени (сейчас, потом), величину предметов
(большой, маленький);
развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;
формировать умение различать предметы по величине и форме
(большой, маленький, похожий на куб, шар); группировать подобные и соотносить различные предметы по величине, форме сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.);
формировать способность принимать в собственной речи слова, дающие элементарные представления об ориентировке в пространстве (там, здесь, сюда, туда).
Планируемые результаты. По окончании освоения программы ребенок:
научиться фиксировать взгляд на собеседнике;
будет способен исследовать предметы различными способами: разглядывает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую, убирает два предмета со стола, стучит двумя предметами друг о друга;
научится поворачивает головку в поисках исходного звука;
будет нацелен на расширение ориентации в окружающей среде;
адекватно реагирует на стимуляцию тактильных ощущений с помощью чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой- холодной поверхностями;
научится выполнять скоординированные действия с предметами
(ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.);
научится выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
будет соотносить знакомый объемный предмет с его плоскостным изображением;
научиться действовать по двуступенчатой инструкции взрослого.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:
родителями (законным представителям) необходимо обогащать предметный мир ребенка с РАС и стимулировать его к познавательной активности;
ближайшему социальному окружению необходимо подключать ребенка к совместному познанию окружающей действительности;
для повышения мотивации познания необходимо создавать проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо не только попросить о помощи. Но и использовать свои знания для решения поставленных задач;
с целью увеличения объема представлений о предметах необходимо стимулировать ребенка к полисенсорному восприятию;
для того, чтобы ребенок с РАС научился фиксировать взгляд на собеседнике необходимо не только расширять сферу его социальных контактов, но сферу его вербального взаимодействия и т.д.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
формировать навыки действовать вместе с другими детьми;
развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.
развивать способность всматриваться, рассматривать художественные изображения; повышать устойчивость зрительного внимания;
формировать желание манипулировать с изобразительными материалами (рисовать, лепить, вырезать, наклеивать);
формировать умение эмоционально реагировать на цвет, цветное пятно;
формировать умение правильно издавать звуки с использованием музыкальных инструментов; действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку, звуки и слова;
развивать предпосылки становления образных движений;
формировать умение слушать и реагировать на элементы театрализованной деятельности;
формировать способность к повторению (с помощью педагога) простых театрализованных действий;
формировать представления о свойствах различных материалов
(тесто, глина, бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры).
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:
научится преодолевать гиперфокус внимания, распространять диапазон восприятия сигналов окружающей среды;
будет иметь возможность осуществлять визуальный контакт;
научиться элементарным навыкам полисенсорного восприятия;
будет иметь возможность проявить степень развития сенсомоторных умений и пространственной ориентации;
научится терпимости к звучанию музыки и пения других людей;
научится правильной постановке руки во время рисования;
будет иметь начальные навыки применения мелкомоторных действий и способность осуществлять специфические действия с материалами и инструментами.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:
ребенка необходимо побуждать повторять определенные слова- восклицания, приобщая к музыкально-ритмическим играм-диалогам, к произнесению слов-восклицаний может предшествовать подобное по ритму звучание ударного инструмента, как, например, в песне;
учитывая склонность аутичных детей к стереотипии, стоит с самого начала демонстрировать различные варианты звучания голоса и побуждать детей к тому же подражанию;
во время музыкальных действий может происходить и стимуляция к подражанию простых движений;
отдельно следует работать над становлением чувства ритма и скоординированности у ребенка;
поощрять ребенка (с использованием эмоциональных обращений, музыки и эффекта совместной деятельности) к участию в новых видах изобразительной деятельности и изменениях видов действий; вызвать интерес к различным видам изобразительной деятельности; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности (как к результату, так и к процессу выполнения изображения), используя для этого различные средства;
учить проявлять больше самостоятельности в изобразительной деятельности, уменьшая помощь ребенку;
учить рисовать карандашами, фломастерами предметы круглой формы, используя прием наращивания объема, начиная от центра (баранки, мячи), а также - кистью и краской, используя прием примакивания, рисования всем ворсом кисти;
способствовать дальнейшему развитию умений кинестетического обследования предметов, игрушек и произведений искусства;
по образцу взрослого рисовать пальчиком, карандашами, мелками, оставляя следы образы, привлекать внимание ребенка к продуктам изобразительной деятельности, стремиться вместе дать им название.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;
формировать сенсомоторный опыт;
формировать долокомоторные навыки (прежде позы тела);
развивать способность выполнять сложные произвольные движения;
нацеливать на формирование умения действовать по правилам поочередно;
развивать чувство взаимности в группе;
формировать навыки владения предметами и предметными действиями;
формирование и развитие целенаправленной двигательной активности.
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:
научится самостоятельно или с помощью воспитателя получать и оценивать сенсомоторные ощущения;
научится налаживать тоническую организацию и равновесие;
овладеет несколькими основными локомоторными движениями
(ходьба, лазание, различные виды бега и т.д.);
овладеет способностью к подражанию за движениями взрослого;
научиться получать информацию от различных анализаторов при выполнении физических упражнений
(например, зрительно- пространственная координация при беге);
будет иметь возможность расширить спектр двигательных актов;
будет проявлять способность к произвольным действиям и одновременным разноплановым движениям;
проявлять инициативу к усвоению двигательных алгоритмов
(через имитацию).
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:
формирование способности к занятию поз тела (сидение, стояние на коленях, опираясь на руки или без опоры, стояние на ногах, опираясь на руки или самостоятельно и т.п.) должно в разнообразном образе стимулироваться взрослым;
для того чтобы у ребенка возникла цель (намерение), она должна быть близкой к его потребностям; следует ориентироваться на интересы ребенка;
для ребенка необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;
необходимо использовать сюжетный комментарий, помогающий дольше удерживать внимание ребенка на задании;
для развития совместной деятельности следует начинать не с непосредственно из сложных игр, а с упражнений, которые приучают ребенка учитывать другого;
совместная деятельность не просто предполагает учет другой, но и интеграцию усилий, направленных на достижение общей цели. Для развития навыков в совместной деятельности могут быть использованы следующие подвижные игры.
Развитие социально-бытовых навыков
Задачи:
формировать доступные жизненно-практические умения, овладение которыми необходимо для проявления самостоятельности в бытовых ситуациях;
обучать первичным социально-бытовым умениям (например, брать и держать отдельные предметы: ложку, чашку);
учить выполнять отдельные действия внутри определенной процедуры самообслуживания;
формировать умения принимать помощь взрослого;
учить элементарному самообслуживанию, направленному на повышение самостоятельности детей в типичных бытовых ситуациях;
формировать первичные трудовые умения путем самостоятельного выполнения простых поручений.
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:
знает и занимает определенное место для приема пищи;
выражает просьбу при необходимости посещения туалета, или идет сам;
проявляет положительное отношение к процессу одевания, раздевания;
выражает просьбу (определенным способом) при необходимости посетить туалет;
положительно реагирует на санитарно-гигиенические процедуры;
снимает простые предметы одежды и обуви без застежек;
помогает взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания;
понимает и пытается выполнять доступные поручения.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:
выяснить, какие факторы в окружающей среде влияют на это поведение. Например, что касается вопроса избирательности в еде, то речь идет о запахе, цвете, консистенции блюда, что обычно влияет на вкус ребенка;
обязательно нужно определить, какая именно пища может быть действенным поощрением, которое будет использоваться в качестве вознаграждения в процессе поведенческой терапии. Эти поощрения должны постоянно находиться под контролем взрослого, чтобы ребенок не мог самостоятельно получить к ним доступ;
важен ориентир на гибкую позицию и творческий подход взрослого. И если определенный метод, примененный педагогом, не срабатывает, необходимо использовать другие;
традиционно говорится, что обучать лучше не во время приема пищи (так как эта ситуация уже давно может восприниматься ребенком как таковая, во время которой он сопротивляется, отказывается от еды, и, в конце концов, получает то, что хочет), а во время проведения занятий в виде различных упражнений.