Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


установление продуктивного контакта ребенка со сверстниками и взрослыми с учетом ситуации коммуникации;

включение в процесс познания окружающей действительности самостоятельно или с направляющей помощью воспитателя, а также ближайшего социального окружения;

овладение социально-бытовыми навыками в соответствии с возрастом;

освоение навыков выполнения действий на основе вербальной одно- и многоступенчатых инструкций;

осознание себя через использование правильных речевых конструкций, а так же через включение в разнообразные виды деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Для формирования способности детей с аутизмом к адаптации в окружающем мире, предпосылок их эффективного взаимодействия с другими людьми, следует решать определенные образовательные задачи, что является основой дальнейшего успешного развития, обучения и социализации детей с аутизмом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:

создать условия для выделения ребенком с РАС себя из окружающей среды;

отработать ситуации допуска другого человека в личное пространство ребенка с РАС;

развивать навыки социального взаимодействия с окружающей действительностью;

формировать способность конструктивно влиять на окружающую среду;

проявлять способность к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).
Планируемые результаты:

у ребенка будут сформированы представления о собственном теле;

будет формироваться способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем;

у ребенка будет формироваться способность выделять себя в окружающей среде: чувствовать собственное тело (незрелую, но, тем не менее, надежную схему тела); выявлять реакции на различные раздражители; уметь выделить из окружающей среды предметы и манипулировать ими;

будут развиты навыки поведения в различных бытовых ситуациях;

будет сформирована адекватная реакция на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими;

будет развито умения оперировать различными бытовыми
предметами, совместного и самостоятельного их выполнения, способность действовать по образцу;

будет сформировано чувство принадлежности как собственного физического тела, так и принадлежности других предметов и людей и т.д.
Специфика работы с семьей
Существует необходимость нацеливания родителей (законных представителей) на решение задач в условиях семьи по данному направлению:

отслеживание стереотипных проявлений ребенка, придумывание, на что похоже эти действия, обыгрывание их, разворачивание вокруг них игрового сюжета, обогащение стереотипов новыми вариантами движений, вокализации, эмоциональных состояний;

поддерживание элементов общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого;

стимулирование интереса ребенка к внешнему миру;

привлечение внимание ребенка к своим действиям;

активизация тактильного контакта с ребенком;

применять метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок не обращает внимание на взрослого;

стимуляция эмоциональных реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочные листья на деревьях, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в природной среде
(засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное.
Развитие игровой деятельности ребенка с РАС
С целью развития игровой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра можно выделить несколько уровней в освоении ребенком игр от пассивного участия и обязательной поддержки взрослого в играх в активном игровом взаимодействии с педагогами и другими детьми.
Задачи:

формировать целенаправленную активность ребенка в разнообразных видах игровой деятельности;

развивать внимательность ребенка с целью удержания социальной роли в игре;

формировать положительный эмоциональный отклик на любую форму взаимодействия с окружающими в игре;

способствовать формированию базового ощущения безопасности и доверия к людям в ходе игровых действий;

способствовать становлению способности к контакту с детьми и взрослыми.
Планируемые результаты. Ребенок в ходе реализации направления будет:



проявлять активность и инициативу во взаимодействии со взрослым и детьми

будет нацелен на проявление активности к запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям
(например, стимулирующих межполушарное взаимодействие).

научится переживать эмоциональное единство со всей группой.

развито умение ждать своей очереди, способность передать яркую игрушку

выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым инструкциям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у детей появляются новые возможности регуляции своего поведения.

иметь возможность выступает в роли ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий;

проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глаз с другими людьми и т.д.
Специфика работы с семьей
Перед родителями (законными представителями) по указанному направлению стоят следующие задачи, решение которых приведет к достижению планируемых результатов, в том числе коррекционной работы:

необходимость систематических наблюдений за ребенком с РАС с целью выделения специфических особенностей поведения, а так же определения предвестников ситуаций с повышенных беспокойством ребенка;

необходимость присоединяться к действиям ребенка. Такие действия дают возможность видеть и почувствовать то, что видит и чувствует ребенок при этом;

включение в игру ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием, предоставляя ситуацию, в которой ребенок проявляет себя, положительно эмоциональную окраску и игровой смысл;

для установления зрительного контакта необходимо использовать те предметы, которые действительно интересуют ребенка;

необходимость обогащать сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело различными физическими движениями (развивать крупную моторику, гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия ритмические упражнения, распространять тактильный опыт через естественные материалы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:

развивать предпосылки совместной деятельности;

формировать способность к подражанию движений и звуков.

развивать способность подражать части слов и отдельным словам;

расширять активный словарь;



формировать способность использовать два знакомых слова в одном высказывании;

развивать умение отвечать на вопросы, используя словосочетание;

развивать способность сочетать предложения, образуя рассказ или комментарий;

обогащать речь эпитетами, метафорами, фразеологизмами.
Планируемые результаты. К концу освоения программы у ребенка будет:

сформирована способность к зрительному контакту во время общения;

развиты начальные невербальные навыки как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

находиться на стадии формирования такие свойства внимания как устойчивость и концентрация;

проявляться способность к любым элементарным вербальным контактам с незначительной помощью со стороны взрослого;

сформированы предпосылки к самостоятельной инициации контакта;

сформирована способность использовать отдельные слова, взгляд и жест с целью привлечь внимание другого человека к предмету интереса;

в словаре проявляться правильное использование личных местоимений;

проявляться навык понимать значение слов и высказываний;

обозначаться способность различать интонацию речевого высказывания;

проявляться способность общаться с определенными правилами социального взаимодействия.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:

родители должны быть нацелены на обогащение активного и пассиного словаря ребенка с РАС, а так же на обогащение чувственного опыта при использовании предметов окружающей действительности;

родители должны обращать внимание на правильность использования лексико-грамматических конструкцій;

ближайшему социальному окружению ребенка с РАС необходимо поддерживать любое проявление контакта с окружающими как вербальное, так и невербальное;

для расширения социальных контактов с ребенком необходимо включать его в разнообразные формы деятельности в условиях семьи и за ее пределами;

необходимо стимулировать ребенка к говорению посредством создания ситуаций. когда ребенок вынужден просить о помощи или удовлетворении своих потребностей.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:

развивать стремление ребенка исследовать предметы окружающей действительности;

формировать способность к подражательной деятельности с предметами;

развивать способность к восприятию и наблюдению за предметами;

формировать представление о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при обращении с ними, а также об игрушках, их названия и действия с ними;

формировать способность принимать в собственной речи слова, дающие представление о времени (сейчас, потом), величину предметов
(большой, маленький);

развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;

формировать умение различать предметы по величине и форме
(большой, маленький, похожий на куб, шар); группировать подобные и соотносить различные предметы по величине, форме сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.);

формировать способность принимать в собственной речи слова, дающие элементарные представления об ориентировке в пространстве (там, здесь, сюда, туда).
Планируемые результаты. По окончании освоения программы ребенок:

научиться фиксировать взгляд на собеседнике;

будет способен исследовать предметы различными способами: разглядывает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую, убирает два предмета со стола, стучит двумя предметами друг о друга;

научится поворачивает головку в поисках исходного звука;

будет нацелен на расширение ориентации в окружающей среде;

адекватно реагирует на стимуляцию тактильных ощущений с помощью чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой- холодной поверхностями;

научится выполнять скоординированные действия с предметами
(ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.);

научится выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

будет соотносить знакомый объемный предмет с его плоскостным изображением;

научиться действовать по двуступенчатой инструкции взрослого.


Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:

родителями (законным представителям) необходимо обогащать предметный мир ребенка с РАС и стимулировать его к познавательной активности;

ближайшему социальному окружению необходимо подключать ребенка к совместному познанию окружающей действительности;

для повышения мотивации познания необходимо создавать проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо не только попросить о помощи. Но и использовать свои знания для решения поставленных задач;

с целью увеличения объема представлений о предметах необходимо стимулировать ребенка к полисенсорному восприятию;

для того, чтобы ребенок с РАС научился фиксировать взгляд на собеседнике необходимо не только расширять сферу его социальных контактов, но сферу его вербального взаимодействия и т.д.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:

формировать навыки действовать вместе с другими детьми;

развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.

развивать способность всматриваться, рассматривать художественные изображения; повышать устойчивость зрительного внимания;

формировать желание манипулировать с изобразительными материалами (рисовать, лепить, вырезать, наклеивать);

формировать умение эмоционально реагировать на цвет, цветное пятно;

формировать умение правильно издавать звуки с использованием музыкальных инструментов; действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку, звуки и слова;

развивать предпосылки становления образных движений;

формировать умение слушать и реагировать на элементы театрализованной деятельности;

формировать способность к повторению (с помощью педагога) простых театрализованных действий;

формировать представления о свойствах различных материалов
(тесто, глина, бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры).
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:

научится преодолевать гиперфокус внимания, распространять диапазон восприятия сигналов окружающей среды;

будет иметь возможность осуществлять визуальный контакт;

научиться элементарным навыкам полисенсорного восприятия;

будет иметь возможность проявить степень развития сенсомоторных умений и пространственной ориентации;


научится терпимости к звучанию музыки и пения других людей;

научится правильной постановке руки во время рисования;

будет иметь начальные навыки применения мелкомоторных действий и способность осуществлять специфические действия с материалами и инструментами.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:

ребенка необходимо побуждать повторять определенные слова- восклицания, приобщая к музыкально-ритмическим играм-диалогам, к произнесению слов-восклицаний может предшествовать подобное по ритму звучание ударного инструмента, как, например, в песне;

учитывая склонность аутичных детей к стереотипии, стоит с самого начала демонстрировать различные варианты звучания голоса и побуждать детей к тому же подражанию;

во время музыкальных действий может происходить и стимуляция к подражанию простых движений;

отдельно следует работать над становлением чувства ритма и скоординированности у ребенка;

поощрять ребенка (с использованием эмоциональных обращений, музыки и эффекта совместной деятельности) к участию в новых видах изобразительной деятельности и изменениях видов действий; вызвать интерес к различным видам изобразительной деятельности; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности (как к результату, так и к процессу выполнения изображения), используя для этого различные средства;

учить проявлять больше самостоятельности в изобразительной деятельности, уменьшая помощь ребенку;

учить рисовать карандашами, фломастерами предметы круглой формы, используя прием наращивания объема, начиная от центра (баранки, мячи), а также - кистью и краской, используя прием примакивания, рисования всем ворсом кисти;

способствовать дальнейшему развитию умений кинестетического обследования предметов, игрушек и произведений искусства;

по образцу взрослого рисовать пальчиком, карандашами, мелками, оставляя следы образы, привлекать внимание ребенка к продуктам изобразительной деятельности, стремиться вместе дать им название.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:

формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;

формировать сенсомоторный опыт;

формировать долокомоторные навыки (прежде позы тела);

развивать способность выполнять сложные произвольные движения;



нацеливать на формирование умения действовать по правилам поочередно;

развивать чувство взаимности в группе;

формировать навыки владения предметами и предметными действиями;

формирование и развитие целенаправленной двигательной активности.
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:

научится самостоятельно или с помощью воспитателя получать и оценивать сенсомоторные ощущения;

научится налаживать тоническую организацию и равновесие;

овладеет несколькими основными локомоторными движениями
(ходьба, лазание, различные виды бега и т.д.);

овладеет способностью к подражанию за движениями взрослого;

научиться получать информацию от различных анализаторов при выполнении физических упражнений
(например, зрительно- пространственная координация при беге);

будет иметь возможность расширить спектр двигательных актов;

будет проявлять способность к произвольным действиям и одновременным разноплановым движениям;

проявлять инициативу к усвоению двигательных алгоритмов
(через имитацию).
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:

формирование способности к занятию поз тела (сидение, стояние на коленях, опираясь на руки или без опоры, стояние на ногах, опираясь на руки или самостоятельно и т.п.) должно в разнообразном образе стимулироваться взрослым;

для того чтобы у ребенка возникла цель (намерение), она должна быть близкой к его потребностям; следует ориентироваться на интересы ребенка;

для ребенка необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия;

необходимо использовать сюжетный комментарий, помогающий дольше удерживать внимание ребенка на задании;

для развития совместной деятельности следует начинать не с непосредственно из сложных игр, а с упражнений, которые приучают ребенка учитывать другого;

совместная деятельность не просто предполагает учет другой, но и интеграцию усилий, направленных на достижение общей цели. Для развития навыков в совместной деятельности могут быть использованы следующие подвижные игры.
Развитие социально-бытовых навыков
Задачи:


формировать доступные жизненно-практические умения, овладение которыми необходимо для проявления самостоятельности в бытовых ситуациях;

обучать первичным социально-бытовым умениям (например, брать и держать отдельные предметы: ложку, чашку);

учить выполнять отдельные действия внутри определенной процедуры самообслуживания;

формировать умения принимать помощь взрослого;

учить элементарному самообслуживанию, направленному на повышение самостоятельности детей в типичных бытовых ситуациях;

формировать первичные трудовые умения путем самостоятельного выполнения простых поручений.
Планируемые результаты.К концу освоения программы ребенок:

знает и занимает определенное место для приема пищи;

выражает просьбу при необходимости посещения туалета, или идет сам;

проявляет положительное отношение к процессу одевания, раздевания;

выражает просьбу (определенным способом) при необходимости посетить туалет;

положительно реагирует на санитарно-гигиенические процедуры;

снимает простые предметы одежды и обуви без застежек;

помогает взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания;

понимает и пытается выполнять доступные поручения.
Специфика работы с семьей
При работе с родителями решается ряд задач:

выяснить, какие факторы в окружающей среде влияют на это поведение. Например, что касается вопроса избирательности в еде, то речь идет о запахе, цвете, консистенции блюда, что обычно влияет на вкус ребенка;

обязательно нужно определить, какая именно пища может быть действенным поощрением, которое будет использоваться в качестве вознаграждения в процессе поведенческой терапии. Эти поощрения должны постоянно находиться под контролем взрослого, чтобы ребенок не мог самостоятельно получить к ним доступ;

важен ориентир на гибкую позицию и творческий подход взрослого. И если определенный метод, примененный педагогом, не срабатывает, необходимо использовать другие;

традиционно говорится, что обучать лучше не во время приема пищи (так как эта ситуация уже давно может восприниматься ребенком как таковая, во время которой он сопротивляется, отказывается от еды, и, в конце концов, получает то, что хочет), а во время проведения занятий в виде различных упражнений.