Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для воспитания детей с РАС в дошкольной образовательной организации не требуется создание каких-то специфических условий.
Материально-техническая база соответствует указанной в основной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной и реализуемой дошкольной образовательной организацией.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Программно-методическое обеспечение

Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.

Климонтович Е.Ю. Протокол логопедического обследования ребенка //
Аутизм и нарушения развития. – 2005. – № 1. – С. 14–34.

Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). – М.: Сигнал, 2002.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок:
Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.

Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма.
Методическое пособие для родителей / Под ред. Касаткина В.Н. – М., 2006.

Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М.
Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос,
2002.

Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с нем. Клочко Т. – Минск:
БелАПДИ «Открытые двери», 1997.

Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.

Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2)
//Дефектология. 1997. N° 2, 3.

Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушения- ми общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.

Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками //Дефектология.
1997. № 3.

Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Мн., 1997.

Режим дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим дня, как физиологически обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. Для реализации режимных моментов используется гибкий график в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями воспитанников и с учетом психолого-педагогических особенностей, т.е. могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, а также по мере совершенствования профессионального мастерства педагогов и формирования у детей навыков и умений.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников и принципа интеграции образовательных областей и отвечает санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Развивающая среда помещений детского сада должна представлять собой единое образовательное пространство.
В групповых комнатах должно быть предусмотрено гибкое зонирование помещения, которое включает: книжные уголки и библиотеки, физкультурные уголки, уголки развивающих игр, уголки природы, центры экспериментирования, уголки для самостоятельной продуктивной деятельности, необходимое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, музыкальные уголки, уголки театрализованной деятельности, уголки уединения; уголки по ПДД; уголки по нравственно- патриотическому воспитанию и т.д.
В музыкальном зале создаются условия для организации музыкально- ритмической деятельности, занятий, праздников и досугов, а также для осуществления индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы.
Физкультурный зал оснащается спортивным оборудованием и инвентарем.
Предметная среда интерактивного развивающего комплекса коммуникативно-личностной направленности может быть организована по модульному принципу. Деятельность интерактивного развивающего комплекса основана на сенсомоторном развитии дошкольника. В ней должно быть подобрано оборудование для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная).
В зоне психологической разгрузки должны быть представлены диагностический материал и оборудование, фибероптические панели, потолок «Звездное небо», ТСО. Педагог-психолог проводит подгрупповые и индивидуальные релаксационные, тренинговые занятия, осуществляет

психологическое сопровождение педагогического процесса и охрану психического, соматического, социального благополучия воспитанников.
В кабинете учителя-логопеда, в котором также имеются необходимые диагностические материалы и оборудование, осуществляется коррекционно- образовательная работа.
Ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка, существует необходимость предусмотреть и достаточно наполнить предметно- развивающую среду, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную психологическую комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Среда должна быть насыщена объектами, мотивирующими детское познание, которое помогает расширить интересы ребенка. Развивающее содержание выступает в роли естественного фона жизни ребѐнка, предъявляя ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной ситуации обучения.

Приложение 6
Фрагмент адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель программы - обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста 3-7 лет с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями зрения.
Задачи:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности детей с нарушениями зрения, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- создания офтальмологических условий для устранения или смягчения зрительных нарушений у дошкольников, воспитания и обучения с учетом интересов, потребностей и способностей, всестороннего гармоничного развития;
- обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения, новые вариативные формы организации коррекции отклонений зрительного восприятия, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями зрительной патологии.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения
Категория детей с нарушениями зрения достаточно разнообразна: от незначительных степеней миопии и гиперметропии до сочетанных патологий зрительного анализатора, вплоть до полной потери зрения.

фрагмент программы подготовлен с использованием материалов МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 8 г. Липецка


Формирующиеся у детей зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников. Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, увеличении объема внимания. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в до речевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве.
Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение. Голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах познавательной деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Предпосылкой становления личности ребенка является общение. Недостаточная информация о состоянии партнера по общению у детей с нарушением зрения ограничивает возможность контролировать свое поведение.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая.
Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.


В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднѐнность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Особенности взаимодействия и общения. Дети начинают понимать свое отличие от нормально видящих. Уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет контакт с другими людьми. Нарушения зрительного восприятия приводят к своеобразию понимания эмоционального состояния партнера, затрудняют восприятие его внешности, ограничивают возможности получения информации о внешнем облике человека. Дошкольники с патологией зрения хуже владеют невербальными средствами общения, они практически не используют выразительные движения, жесты, мимику. Таким образом, речь для них служит самым важным средством общения, так как невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния они улавливают с трудом.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной
программы воспитанниками с нарушениями зрения


использованы материалы основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ-детский сад компенсирующего вида 369 г. Екатеринбурга