Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для детей 4 лет

Ребенок проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков.

Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.

Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.

Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.

Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности

Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями

Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками

самообслуживания: умывания, одевания.

Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.

Способен не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.

Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Для детей 5 лет

Дошкольник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;


Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы,

Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Владеет элементарными навыками самообслуживания;

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов изображения;
Для детей 6 лет

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской

литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории.

Знает элементарные правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе и соблюдает их.

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнений

Самостоятельно выбирает и использует разнообразные изобразительные материалы и техники для создания выразительного образа.

Развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.
Для детей 7 лет
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования определены в соответствии с ФГОС независимо от форм реализации образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и дошкольной образовательной организации, реализующей программу.
Планируемые результаты коррекционной работы

В результате коррекционной работы дети научатся:

иметь представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования;

замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов;

осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями коррекционной лечебно-восстановительной работы;

ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обаятельных и осязательных органов чувств;

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы, правильно произносить все звуки;

изменению слов и их сочетаний в предложении, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

различать и определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова, выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах, односложных словах;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
Система оценки результатов освоения программы
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть

использованы материалы основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 21 комбинированного вида г. Ломоносов

использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
В начале учебного года данные обследования заносятся в речевую карту ребенка. В конце учебного года в целях выявления динамики речевого развития данные обследования фиксируются в протоколе ПМПк.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы
Программы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее— образовательные области): социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения,

использованы материалы МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 8 г.
Липецка и МАДОУ-детский сад компенсирующего вида 369г. Екатеринбурга

нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации задач данной образовательной области у детей с нарушением зрения формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с нарушением зрения общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с нарушением зрения в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений проводится повседневно и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
Особенности работы воспитателя
Развитие речи в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда
Воспитатель наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

создание дополнительных условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие.
Одним из основных коррекционных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:

развитие познавательного интереса у ребенка, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование у ребенка первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

формирование элементарных экологических представлений.
Особенности работы воспитателя
Основную массу времени по указанному направлению воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений
(в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам. Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа – стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:

развитие у ребенка мотива на свободное общение с взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Нацеливание детей на восприятие художественной литература.


Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Особенности работы воспитателя
Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления.
При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.).
Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей.

развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть