Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы будет выполнять.

развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Особенности работы воспитатели и музыкального руководителя
Основными задачами музыкального руководителя и воспитателя являются:

развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико– мелодической стороны;

формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

обогащение словаря дошкольников с речевыми нарушениями по разработанным учителем – логопедом лексическим темам;

развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Большое внимание уделяется развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров.
По мере речевого развития детей усложняется лингвистический материал, который может использовать музыкальный руководитель – от пропевания отдельных гласных звуков до участия детей в театральных инсценировках, играх – драматизациях, музыкальных сказках.
Неотъемлемая часть коррекционной работы – индивидуальные занятия.
В индивидуальной работе с детьми план, содержание, подбор репертуара диктуются индивидуальными особенностями проявления зрительного дефекта, уровнем развития музыкальных умений и речевых навыков каждого ребенка.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);


сохранение и укрепление здоровья путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Особенности работы воспитатели и инструктора по физической
культуре
Инструктор по физической культуре в своей деятельности решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитию пространственно – временной организации движения.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности).
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.
Развитие игровой деятельности
Задачи:

создание условий для развития игровой деятельности детей.



формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

развитие у детей интереса к различным видам игр.

всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре
(эмоционально- нравственное, умственное, физическое, художественно- эстетическое и социально-коммуникативное).

развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Особенности работы воспитателя
Воспитатель должен способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений
(потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
При работе по данному направлению воспитателю необходимо показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
В связи со спецификой нарушения зрения воспитателю необходимо учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Содержание коррекционной работы
Цель коррекционной работы:обеспечение взаимосвязи коррекционно- образовательной и лечебно-восстановительной деятельности по восстановлению нарушенных зрительных функций или их стабилизации, коррекции и компенсации всего хода психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Эта цель достигается при решении следующих задач:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с нарушением зрения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и требованиями врачей- специалистов).


3. Обеспечение оптимальных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса для успешного освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.
4. Оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям), воспитывающим детей с нарушениями зрения.
Система коррекционной работы в предусматривает взаимосвязь трех направлений работы:
1. Организационно-педагогическое направление - включает в себя методическое обеспечение коррекционно- воспитательного процесса, комплектование групп, организацию работы по совершенствованию педагогического мастерства тифлопедагогов, просветительская работа среди воспитателей и родителей, консультационная помощь родителям детей с нарушениями зрения. Вся эта работа осуществляется под руководством заведующего МБДОУ, заместителя заведующего по воспитательно- методической работе.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Его главная задача: защита прав, интересов ребенка; выявление детей, требующих внимания специалистов, консультирование всех участников образовательного процесса, определение направлений взаимодействия специалистов.
2.
Лечебно-восстановительное направление
- включает в специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сѐстрой-ортоптисткой под руководством врача-офтальмолога. Предполагает медицинскую коррекцию, тесно связанную с педагогической. Лечебно-восстановительная работа – это ранняя всесторонняя диагностика зрительных функций, позволяющая выявить степень, характер и причины дефекта. Результативность отслеживается и докладывается на медико-педагогических советах в начале, середине, конце учебного года. В тесном контакте с ними работают тифлопедагог и воспитатель. Врач направляет и контролирует выполнение специфических профилактических мероприятий в ДОУ.
3. Коррекционно-образовательное направление - это комплексное взаимодействие специалистов: учителей – дефектологов, учителей – логопедов и воспитателей, направленное на создание системы комплексной помощи детям с нарушением зрения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


Организация коррекционно-развивающей работы
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе медсестры-ортоптистки, учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов. Режим дня и расписание организованной образовательной деятельности строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания. С целью планирования педагогической деятельности и проектирования образовательного процесса в группах составляется гибкий режим дня, предусматривающий рациональную продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ обусловлена личностно ориентированным подходом ко всем видам детской деятельности, в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей.
При организации образовательной деятельности в ДОУ обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач, осуществляется, исключая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Достичь этой цели позволяет комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности.
Построение всей образовательной деятельности вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
В период адаптации к условиям детского сада дети освобождаются от специально организованной деятельности. Основной познавательной, творческой деятельностью ребенка в этот период является игровая деятельность.
Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом первичных зрительных и вторичных нарушений. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план. Характер лечебно- восстановительной работы обусловлен возрастом детей и патологией.
Дети с нарушением зрения и речи в большинстве случаев не могут полноценно овладевать учебным материалом во фронтальной работе со всей группой. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов зрительного восприятия, внимания, памяти, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью детей. В связи с этим целесообразно проводить занятия учителя-логопеда индивидуально, и некоторые занятия воспитателя по подгруппам.


Условия реализации программы
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, осваивающими Программу в группах компенсирующей направленности, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей. ДОУ предоставляет информацию о программе и ее реализации семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность.
Описание предметно-развивающей среды
Задачами деятельности дошкольной образовательной организации по реализации программы является создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей с различными нарушениями зрения.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого