Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы образовательной деятельности с детьми по оказанию квалифицированной
коррекции специалистами детского сада
Форма образовательной
деятельности с детьми
Специалист
Периодичность
Фронтальные коррекционные занятия с детьми
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно расписания
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Индивидуальные занятия по коррекции нарушений личностной сферы
Педагог-психолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Индивидуальная коррекционная работа
Воспитатели групп комбинированной направленности, компенсирующей
Ежедневно по тетрадям взаимодействия
«Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме.
2.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при организации работы с детьми с ЗПР. В функциональные обязанности учителя-дефектолога входит:
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников;
- обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта;
- комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
- работа в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами дошкольной образовательной организации.
Совместно с воспитателями группы для детей с ОВЗ учитель- дефектолог работает над стимуляцией познавательной активности и совершенствованием ориентировочно-исследовательской деятельности; развитием общей и ручной моторики; обогащением сенсорного опыта ребенка и развитием всех видов восприятия и др.
Взаимодействие также основывается на принципе комплексно- тематического планирования и интеграции образовательных областей.
3. Деятельность педагога-психолога. Деятельность психолога строится по следующим направлениям:
- диагностическая работа: изучение социально-эмоционального развития детей; оценка коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
- коррекционно-развивающая работа: подгрупповые занятия; индивидуальная работа для выявления потенциальных возможностей детей;
- психологическое сопровождение: способствовать развитию эмпатийных проявлений; побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности; формировать произвольность всех психических процессов; способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
Педагог-психолог информирует воспитателей о результатах обследований ребѐнка и проводит индивидуальные консультации с рекомендациями по коррекции выявленных проблем.
4. Роль других специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников) в коррекционно- образовательной деятельности.
- медицинские работники:участвуют в выяснении анамнеза ребенка; дают родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролируют своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий;
- инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит
Библиографический список
Нормативные правовые документы и программно-методические материалы
1.
Об утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 //
ГАРАНТ Информационно-правовой портал: комп. справ. правовая система
[Электронный ресурс]
/
Компания
«Гарант».
–
URL: http://ivo.garant.ru/document?id=70314724&byPara=1&sub=1.
2.
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г.
№ 08-5
«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
4.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
5.
Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382
«О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
8.
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования».
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Научная и методическая литература
коррекции специалистами детского сада
Форма образовательной
деятельности с детьми
Специалист
Периодичность
Фронтальные коррекционные занятия с детьми
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно расписания
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Индивидуальные занятия по коррекции нарушений личностной сферы
Педагог-психолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Индивидуальная коррекционная работа
Воспитатели групп комбинированной направленности, компенсирующей
Ежедневно по тетрадям взаимодействия
направленности
Дистанционные формы
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Взаимодействие специалистов МАДОУ №2
1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя- логопеда и воспитателей групп, дети которых посещают логопедические занятия, осуществляется в следующих направлениях: диагностико-профилактическое; коррекционно-развивающее; информационно-методическое.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно- логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации осуществляется следующим образом: учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Вся работа в группах основывается на комплексно-тематическом принципе. Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне непосредственно образовательной деятельности. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.
Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и
Дистанционные формы
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Согласно циклограммы рабочего времени
Взаимодействие специалистов МАДОУ №2
1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя- логопеда и воспитателей групп, дети которых посещают логопедические занятия, осуществляется в следующих направлениях: диагностико-профилактическое; коррекционно-развивающее; информационно-методическое.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно- логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации осуществляется следующим образом: учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Вся работа в группах основывается на комплексно-тематическом принципе. Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне непосредственно образовательной деятельности. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.
Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и
«Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме.
2.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при организации работы с детьми с ЗПР. В функциональные обязанности учителя-дефектолога входит:
- осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников;
- обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта;
- комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
- работа в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами дошкольной образовательной организации.
Совместно с воспитателями группы для детей с ОВЗ учитель- дефектолог работает над стимуляцией познавательной активности и совершенствованием ориентировочно-исследовательской деятельности; развитием общей и ручной моторики; обогащением сенсорного опыта ребенка и развитием всех видов восприятия и др.
Взаимодействие также основывается на принципе комплексно- тематического планирования и интеграции образовательных областей.
3. Деятельность педагога-психолога. Деятельность психолога строится по следующим направлениям:
- диагностическая работа: изучение социально-эмоционального развития детей; оценка коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
- коррекционно-развивающая работа: подгрупповые занятия; индивидуальная работа для выявления потенциальных возможностей детей;
- психологическое сопровождение: способствовать развитию эмпатийных проявлений; побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности; формировать произвольность всех психических процессов; способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
Педагог-психолог информирует воспитателей о результатах обследований ребѐнка и проводит индивидуальные консультации с рекомендациями по коррекции выявленных проблем.
4. Роль других специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников) в коррекционно- образовательной деятельности.
- медицинские работники:участвуют в выяснении анамнеза ребенка; дают родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролируют своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий;
- инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит
коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений.
Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка;
- музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д.
Все специалисты дошкольной образовательной организации участвуют в составлении индивидуальной адаптированной программы ребенка с ОВЗ, тем самым обеспечивая комплексность решения коррекционно- развивыающих задач.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником
Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически- ориентированных навыков.
3 Блок. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников с ОВЗ.
Наполнение данного блока может быть разным в зависимости от цели и задач, которые ставит АОП в рамках работы с родителями, но необходимо показать, что родители являются полноправными участниками образовательных отношений.
Таблица 14
Организация взаимодействия с родителями воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
Направление
деятельности
Задачи
Форма
взаимодействия
Планируемый
результат
Специалист
2.3.
Организационный раздел адаптированной образовательной
программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организационный раздел должен содержать:
- материально-техническое обеспечение Программы;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- распорядок и /или режим дня;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной
Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка;
- музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д.
Все специалисты дошкольной образовательной организации участвуют в составлении индивидуальной адаптированной программы ребенка с ОВЗ, тем самым обеспечивая комплексность решения коррекционно- развивыающих задач.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником
Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически- ориентированных навыков.
3 Блок. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников с ОВЗ.
Наполнение данного блока может быть разным в зависимости от цели и задач, которые ставит АОП в рамках работы с родителями, но необходимо показать, что родители являются полноправными участниками образовательных отношений.
Таблица 14
Организация взаимодействия с родителями воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
Направление
деятельности
Задачи
Форма
взаимодействия
Планируемый
результат
Специалист
2.3.
Организационный раздел адаптированной образовательной
программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организационный раздел должен содержать:
- материально-техническое обеспечение Программы;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- распорядок и /или режим дня;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Данный раздел можно оформить в виде таблиц, которые представлены ниже.
Таблица 15
Описание материально-технического обеспечения адаптированной образовательной
программы
Наличие помещений разного назначения
Характеристика
Наличие групповых помещений
Количество и соответствие СанПиН и так далее
Таблица 16
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Вид
Наименование
Учебно-методическое обеспечение
(например, педагогической, психологической, логопедической диагностики), работы с родителями и так далее.
Если речь идет о методической литературе, необходимо записывать все входные данные.
В структуре таблицы можно взять за основание образовательные области и так далее, с учетом обеспечения АОП методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и /или режим дня.
Адаптация режима дня осуществляется в соответствии с СанПин и в основной образовательной программой дошкольного образования: режим работы дошкольной образовательной организации; особенности организации образовательной деятельности в группах разной направленности, с учетом времени на коррекционную работу.
Можно разработать циклограмму на конкретного ребенка с ОВЗ с учетом всех требований к объему образовательной нагрузки.
В соответствии с ФГОС ДОО в организационном разделе программы должны быть представлены особенности организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов ее организации.
Желательно все материалы распределять по зонам в определенном порядке: сенсорная; математическая; речевая; хозяйственная, содержащая материалы, необходимые для упражнений в практической жизни, творческая, содержит оборудование и материалы для развития творчества
Данный раздел можно оформить в виде таблиц, которые представлены ниже.
Таблица 15
Описание материально-технического обеспечения адаптированной образовательной
программы
Наличие помещений разного назначения
Характеристика
Наличие групповых помещений
Количество и соответствие СанПиН и так далее
Таблица 16
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Вид
Наименование
Учебно-методическое обеспечение
(например, педагогической, психологической, логопедической диагностики), работы с родителями и так далее.
Если речь идет о методической литературе, необходимо записывать все входные данные.
В структуре таблицы можно взять за основание образовательные области и так далее, с учетом обеспечения АОП методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и /или режим дня.
Адаптация режима дня осуществляется в соответствии с СанПин и в основной образовательной программой дошкольного образования: режим работы дошкольной образовательной организации; особенности организации образовательной деятельности в группах разной направленности, с учетом времени на коррекционную работу.
Можно разработать циклограмму на конкретного ребенка с ОВЗ с учетом всех требований к объему образовательной нагрузки.
В соответствии с ФГОС ДОО в организационном разделе программы должны быть представлены особенности организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов ее организации.
Желательно все материалы распределять по зонам в определенном порядке: сенсорная; математическая; речевая; хозяйственная, содержащая материалы, необходимые для упражнений в практической жизни, творческая, содержит оборудование и материалы для развития творчества
в разных направлениях: музыкальное, слуховое, ручной труд, изодеятельность, театральная деятельность.
Внутри каждой зоны материал располагается в соответствии с принципом
«от простого к сложному», но все материалы связаны между собой.
Материалы в каждой зоне отвечают следующим требованиям: соответствие возрасту, силе, росту ребенка; эстетичность; привлекательность; все оборудование к одному упражнению должно быть выполнено в одной цветовой гамме; все материалы, с которыми проводится основная работа в единичном экземпляре, при необходимости можно устанавливать очередность.
Преимущество отдается дидактически апробированным материалам, например, блоки Дьениша, монессори-материал и так далее.
Таблица 17
Описание особенностей организации развивающей предметно-
пространственной среды
Наличие специально оборудованного пространства для самостоятельной деятельности детей
Перечень основного оборудования
Частота обновления
Основания для обновления
Можно раскрыть по зонам, имеющимся в группе
Проектируя и реализуя АОП для ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, прежде всего, необходимо исходить из особенностей его психофизического развития, его потенциальных возможностей, обеспечивая тем самым права на получение образования и его дальнейшую успешную социализацию.
Содержание АОП должно раскрывать, каким образом происходит адаптация основного содержания образования для определенных категорий детей с ОВЗ и показать интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность специалистов дошкольной образовательной организации.
Таким образом, представленные выше подходы к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы подготовлены с учетом современного теоретического обоснования и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной образовательной программы.
В приложениях представлены фрагменты адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии.
Внутри каждой зоны материал располагается в соответствии с принципом
«от простого к сложному», но все материалы связаны между собой.
Материалы в каждой зоне отвечают следующим требованиям: соответствие возрасту, силе, росту ребенка; эстетичность; привлекательность; все оборудование к одному упражнению должно быть выполнено в одной цветовой гамме; все материалы, с которыми проводится основная работа в единичном экземпляре, при необходимости можно устанавливать очередность.
Преимущество отдается дидактически апробированным материалам, например, блоки Дьениша, монессори-материал и так далее.
Таблица 17
Описание особенностей организации развивающей предметно-
пространственной среды
Наличие специально оборудованного пространства для самостоятельной деятельности детей
Перечень основного оборудования
Частота обновления
Основания для обновления
Можно раскрыть по зонам, имеющимся в группе
Проектируя и реализуя АОП для ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, прежде всего, необходимо исходить из особенностей его психофизического развития, его потенциальных возможностей, обеспечивая тем самым права на получение образования и его дальнейшую успешную социализацию.
Содержание АОП должно раскрывать, каким образом происходит адаптация основного содержания образования для определенных категорий детей с ОВЗ и показать интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность специалистов дошкольной образовательной организации.
Таким образом, представленные выше подходы к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы подготовлены с учетом современного теоретического обоснования и требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной образовательной программы.
В приложениях представлены фрагменты адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с различными типами нарушений в развитии.
Библиографический список
Нормативные правовые документы и программно-методические материалы
1.
Об утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 //
ГАРАНТ Информационно-правовой портал: комп. справ. правовая система
[Электронный ресурс]
/
Компания
«Гарант».
–
URL: http://ivo.garant.ru/document?id=70314724&byPara=1&sub=1.
2.
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
3.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 г.
№ 08-5
«О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
4.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
5.
Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382
«О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
6.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
8.
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования».
9.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Научная и методическая литература