Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3.2.2. Психолого-педагогические условия

В зависимости от доступных учащимся видов речевой деятельности работа с вербальным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного варианта осуществляется учителями-предметниками в соответствии с тяжестью проявления и структурой речевого нарушения и в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, участвующего в реализации образовательной программы, осваиваемой учащимся.

Отбор вербального материала для изучения осуществляется в соответствии с целевыми и содержательными установками каждой конкретной дисциплины, а также с учетом речеязыковых возможностей обучающихся.

Предъявление вербального материала осуществляется в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия учащихся и может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач и т.п.) в графический или предметный (схемы, модели и др.).

Изложение обучающимся текстового материала в устной и или письменной форме иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация, восстановление и др.) осуществляется после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы.

Для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа.

При необходимости соблюдения обучающимся по варианту 5.1 специального речевого и голосового режима (при заикании, нарушениях голоса или в иных случаях) в его обеспечении принимают участие все участники образовательного процесса.
2.3.2.3. Финансово-экономические условия

Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ, в том числе обучающихся с ТНР, базируется на нормах закона «Об образовании в Российской Федерации» (п.3 части 1 ст. 8; п. 2 ст. 99) и подходах, прописанных в разделе 3.2.3 Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).

Финансирование реализации АООП ООО обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг, казенного учреждения – на основании бюджетной сметы, в объеме, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласно нормативам обеспечения государственных гарантий.


Нормативы финансирования учитывают вариативные формы получения основного общего образования детьми с ТНР, образовательной организации, сетевые формы реализации АООП ООО, образовательные технологии, специальные условия получения образования обучающимися с ТНР, обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим и иным работникам, осуществляющим деятельность по реализации образовательных программ, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также иные предусмотренные законодательством особенности организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.

Финансовое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ТНР, расходы, необходимые для коррекции нарушений развития и создания специальных условий получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

Финансовое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ТНР не предполагает выхода за рамки установленных параметров финансирования основного общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3.2.4. Материально-технические условия

Помимо метериально-технических условий, перечисленных а ООП ООО необходимо обеспечить:

- технические средства обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;

- специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы;

- при необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной речи) использование альтернативных средств коммуникации;

- контролируемый доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.
2.3.2.5. Информационно-методические условия

Должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и современному состоянию информационно-коммуникационных средств.



  1. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.2)


3.1. Целевой раздел ПАООП ООО для детей с ТНР

3.1.1 Пояснительная записка

Вариант 5.2, предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. Сроки освоения АООП ООО Вариант 2 составляют 5 лет либо 6 лет с 9 классом (дополнительным).

Для обучения по варианту 5.2 зачисляются обучающиеся, основным недостатком которых при первично сохранном интеллекте и слухе является выраженная недостаточность полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:

  1. резистентная к коррекционному воздействию форма общего недоразвития речи, как правило, осложненная органическим поражением центральной нервной системы;

  2. нарушения чтения и нарушения письма;

  3. темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);

  4. нарушения (распад) речи (афазия) и/или выраженные расстройства артикуляции (дизартрия, механическая дислалия), возникшие в результате заболеваний, оперативного вмешательства, травм и др.;

  5. комбинированные нарушения речевого развития (сочетанные проявления).

Наряду с речевыми недостатками у обучающихся с тяжелой речевой патологией также отмечается низкий уровень сформированности ряда универсальных учебных навыков: планирования, регуляции собственного поведения, контроля, которые отмечаются как на уровне речевой, так и учебной деятельности.

Кроме того, для обучающихся подростков с данными формами речевых нарушений характерно:

- несовершенство владения мыслительно-логическими операциями, различная степень недостаточности словесного мышления при достаточном уровне развития наглядно-образного,

- нарушение процесса сохранения заданных вербальных отношений (при зрительном подкреплении дети легче запоминают материал), сужение объема вербальной памяти,

- возможность овладения учащимися абстрактным содержанием учебного материала (например, математических задач) при условии минимизации средств словесного оформления,


- специфичность речемыслительной деятельности, выражающаяся в недостаточности отдельных звеньев исполнительского этапа (вербализация мыслительных операций), нарушении автоматизированности аналитико-синтетического процесса и процесса текущего контроля, избирательности речемыслительных связей,

- необходимость внешне заданных целей и задач деятельности.

Особая группа обучающихся – младшие подростки, перенесшие различные заболевания, оперативные вмешательства, травмы и иные воздействия на головной мозг, которые приводят к изменениям состояния здоровья детей, проявляющимся в распаде речи или расстройствах ее внешней реализации. У данного контингента обучающихся страдают также другие высшие психические функции и поведение в целом, что требует реализации систем восстановительного обучения.

Еще одна категория детей – подростки, которые должны были обучаться по данному варианту программы, но по тем или иным причинам обучавшихся по обычным общеобразовательным программам. У этих обучающихся, как правило, наблюдаются значительные нескомпенсированные пробелы в речевом развитии, а также в освоение общеобразовательных предметов.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие комбинированные нарушения речи, представляющие собой сочетание языкового недоразвития и темпо-ритмических нарушений (заикания) или нарушений голоса, которые нуждаются в комплексной коррекционной работе.
3.1.2. Цели и задачи реализации

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, преодоление недостатков речевой деятельности.

Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования дополняются и расширяются в связи с необходимостью организации коррекционной работы и индивидуализации подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и письменной речи:

  • развитие устной речи при учете степени выраженности нарушения, этиологии речевого нарушения, степени резистентности к коррекционно-развивающему воздействию;

  • формирование и развитие письменной речи с учетом характера и структуры речевых нарушений (замедление процесса овладения чтением, темпа, скорости чтения, устойчивые выраженные трудности понимания прочитанного, самостоятельного текстового анализа) при рациональном сочетании требований к качеству самостоятельных устных и письменных текстов в учебном процессе;

  • расширение коммуникативного опыта, мотивационных, регуляторных и рефлексивных компонентов коммуникативной деятельности.


Данные цели и задачи реализуются посредством: расширения номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации; совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих достаточный уровень владения русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; формирования и развития текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развития умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
3.1.3. Принципы и подходы

Исходя из особенностей проявления речевого нарушения у младших подростков, к особым образовательным потребностям необходимо отнести:

- обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесная взаимосвязь реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы (индивидуальных (групповых) логопедических занятий);

- создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности;

- применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе, компьютерных технологий, учебников, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные коммуникативные стратегии и тактики.

Наряду с принципами и подходами, описанными в ПООП ООО, выделяются следующие положения по учету специальных образовательных потребной обучающихся с ТНР и созданию специальных условий:

а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной речи, уровня сформированности психических функций, удовлетворение особых образовательных потребностей через реализацию индивидуального подхода в соответствии вэтиологией и структурой речевого дефекта ходе освоения ими основной образовательной программы;