Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


продуктивные навыки речи:

говорение

(прогнозирование результатов практического овладения диалогической и монологической речью зависит от структуры речевого дефекта)

диалогическая форма речи

  1. вести диалог этикетного характера в типичных бытовых и учебных ситуациях;

  2. запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

  3. обращаться с просьбой и выражать отказ ее выполнить;


речевое поведение

  1. соблюдать очередность при обмене репликами в процессе речевого взаимодействия;

  2. использовать ситуацию речевого общения для понимания общего смысла происходящего;

  3. использовать соответствующие речевому этикету изучаемого языка реплики-реакции на приветствие, благодарность, извинение, представление, поздравление;

  4. участвовать в ролевой игре согласно предложенной ситуации для речевого взаимодействия;


монологическая форма речи

  1. составлять краткие рассказы по изучаемой тематике;

  2. составлять голосовые сообщения в соответствии с тематикой изучаемого раздела;

  3. высказывать свое мнение по содержанию прослушанного или прочитанного;

  4. составлять описание картинки;

  5. составлять описание персонажа;

  6. передавать содержание услышанного или прочитанного текста;

  7. составлять и записывать фрагменты для коллективного видео блога;


письмо

  1. писать полупечатным шрифтом буквы алфавита английского языка;

  2. выполнять списывание слов и выражений, соблюдая графическую точность;

  3. заполнять пропущенные слова в тексте;

  4. выписывать слова и словосочетания из текста;

  5. дополнять предложения;

  6. подписывать тетрадь, указывать номер класса и школы;

  7. соблюдать пунктуационные правила оформления повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения;

  8. составлять описание картины;

  9. составлять электронные письма по изучаемым темам;

  10. составлять презентации по изучаемым темам;


фонетический уровень языка:

(прогнозирование результатов практического овладения произносительными навыками зависит от структуры речевого дефекта)

владеть следующими произносительными навыками:

  1. стремиться к разборчивому произношению слов в речевом потоке с учетом особенностей фонетического членения англоязычной речи;

  2. корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;



в области межкультурной компетенции:

использовать в речи и письменных текстах полученную информацию:

  1. о правилах речевого этикета в формулах вежливости;

  2. об организации учебного процесса в Великобритании;

  3. о знаменательных датах и их праздновании;

  4. о досуге в стране изучаемого языка;

  5. об особенностях городской жизни в Великобритании;

  6. о Британской кухне;

  7. о культуре и безопасности поведения в цифровом пространстве;

  8. об известных личностях в России и англоязычных странах;

  9. об особенностях культуры России и страны изучаемого языка;

  10. об известных писателях России и Великобритании;

  11. о культурных стереотипах разных стран.

3.1.4.5.3. «Адаптивная физическая культура»

Целевым ориентиром освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи учебного предмета «Адаптивная физическая культура» является всестороннее развитие личности обучающихся, формирование осознанного отношения к своим силам, развитие основных физических качеств, компенсация нарушенных функций организма. Результатом освоения программы по адаптивной физической культуре являются предметные, метапредметные и личностные результаты освоения программы по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Предметные результаты освоения программного материала каждым обучающимся могут определяться индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, особенностей развития моторики и состояния здоровья, а также с учетом речевых возможностей обучающихся, и имеющихся у них ограничений.

Теоретические знания должны иметь определённую целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревновательной деятельности, а также носить прикладной характер в повседневной двигательной деятельности.


      1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

Система оценки должна быть персонифицирована в соответствии с тяжестью нарушения, его нозологии и особенностям проявления в речевой деятельности.

Оценивание устных ответов осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и др.).



Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.

В зависимости от доступных учащимся видов речевой деятельности работа с вербальным материалом в процессе оценивания может варьироваться. Выбор конкретного варианта осуществляется учителями-предметниками в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума и в соответствии с тяжестью проявления и структурой речевого дефекта.

Отбор вербального материала для контрольных и проверочных работ осуществляется в соответствии с целевыми и содержательными установками каждой конкретной дисциплины, а также с учетом речеязыковых возможностей обучающихся.

Предъявление вербального материала осуществляется в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия учащихся и может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач и т.п.) в графический или предметный (схемы, модели и др.).

Изложение обучающимся текстового материала в устной и или письменной форме иные виды работы с текстом (редактирование, трансформация, восстановление и др.) осуществляется после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные образцы.

Все виды языкового анализа и описание его результатов осуществляются по заданному алгоритму с возможной опорой на схему.

Для заикающихся детей целесообразным является увеличение времени для устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа.

Всеми участниками образовательного процесса осуществляется организация и соблюдение речевого режима, являющегося обязательным для обучения детей по варианту 5.2. Это относится и тем случаям, когда обучающимся необходим специальный речевой и голосовой режим (при заикании, нарушениях голоса или в иных случаях).

    1. Содержательный раздел

      1. Программа развития универсальных учебных действий

Соответствуют ПООП ООО

3.2.2.Примерные программы учебных предметов

3.2.2.1. Русский язык

1. Общие сведения о роли и месте учебного предмета

Изучение курса русского языка школьниками с тяжелыми нарушениями речи является одним из ключевых компонентов системы обучения, направленной на формирование их языковой личности, способной реализовать себя в различных жизненных условиях и социально-коммуникативных ситуациях. Языковая личность формируется в процессе уровневого развития, которое обеспечивается приобретением речевого опыта и формированием системы знаний о языке, расширением кругозора и коммуникативного потенциала и т.д.


Реализация учебного курса определяется специфичностью усвоения языка обучающимися с нарушениями речи, необходимостью выстраиванию взаимосвязи между процессом освоения русского языка и развития речи школьников, между содержанием учебного предмета и коррекционных занятий. Систематическое изучение курса русского определяет возможность осознанного выбора языковых средства для выражения внеязыкового содержания.

2. Задачи изучения курса

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;

  • развитие всех видов речевой деятельности и их компонентов;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования на основе осознания функций языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, формирование метаязыковых способностей, обеспечивающих аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов, и жанров;

3. Основные подходы к реализации курса

Продуктивность специального обучения русскому языку детей с нарушениями речи обеспечивается следующими факторами:

  • опора на динамический подход с позиций развития ребенка (Л.С. Выготский), позволяющий оценить последствия речевого нарушения, организовать целостное многофакторное воздействие на личность обучающегося, в первую очередь в ее языковом проявлении;

  • отбор технологий специального обучения языку с ориентацией не только на характер и структуру нарушения речи, но и с учетом существующих связей между всеми компонентами развития языковой личности — речевого, когнитивного, мотивационного;

  • систематизация и организация языкового материала с ориентацией на его практическое освоение в различных видах деятельности;

  • использование семантико-функционального, а не формального способа организации языкового материала, что обусловлено необходимостью движения не от формы к значению, а от представлений, смысла к его материально-языковому выражению;

  • реализация дифференцированного подхода к изучению разных аспектов языка;

  • соблюдение последовательности изучения и введения в речь языкового материала в соответствии с закономерностями, которые свойственны процессу становления и развития языковой личности;

  • использование специальных приемов и средств, обеспечивающих мотивацию и активизацию речевой деятельности;

  • высокая степень индивидуализации обучения.


Учет актуального и ориентация на потенциальный уровни развития языковой личности ребенка с нарушениями речи позволяет прогнозировать результаты обучения русскому языку, определять структуру и содержание используемого языкового материала на всех ступенях образования, обеспечить преемственность логопедического воздействия на разных возрастных этапах.

4. Планирование курса

Учебный предмет «Русский язык» реализуется за счет обязательной части учебного плана.

Классы

Объем учебного времени

5-й

204 ч. (6 ч. в неделю)

6-й

170 ч (5 ч. в неделю)

7-й

136 ч (4 ч. в неделю)

8-й

136ч (4 ч. в неделю)

9-й

136ч (4 ч. в неделю)

9-й дополнительный

136ч (4 ч. в неделю)