Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
б) пропедевтическая и коррекционная работа по их дальнейшей интеграции в образовательном учреждении, направленная на развитие коммуникативных навыков и предпосылок усвоения программного материала;
в) реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или минимизации влияния недостатков устной и письменной речи на процесс усвоения основной образовательной программы детей с ТНР с учётом состояния их здоровья и особенностей психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В процессе обучения наряду с общедидактическими принципами реализуются принципы коррекционной педагогики:
-
принцип опоры на сохранные анализаторы, -
комплексного подхода, -
принцип коммуникативной направленности Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению. -
учета операционального состава нарушенных действий. -
принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.
3.1.4.Планируемые результаты освоения
3.1.4.1.Общие положения
Соответствуют ПООП ООО
3.1.4.2. Структура планирумых результатов
Соответствуют ПООП ООО
3.1.4.3. Личностные результаты
Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
-
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях; -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей; -
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к речевому самосовершенствованию.
3.1.4.4. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
-
способность использовать русский и родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; -
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; -
умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой; -
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение); -
создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно); -
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
3.1.4.5.Предметные результаты
дополняются за счет предметных результатов учебных предметов «Развитие речи», «Иностранный язык (английский)», «Адаптивная физкультура»
3.1.4.5.1. Развитие речи
Выпускник научится:
-
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; -
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; -
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; -
адекватно понимать, тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; -
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета в соответствии с его речевыми возможностями; -
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета с учетом уровня его речевых возможностей; -
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка по заданному алгоритму; -
практически владеть различными морфологическими категориями; -
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); -
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; -
находить грамматическую основу предложения; -
распознавать главные и второстепенные члены предложения; -
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; -
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи с учетом уровня речевого развития и структуры речевого дефекта; -
использовать различные словари.
Выпускник получит возможность научиться:
-
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; -
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры по заданному плану; -
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; -
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; -
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.1.4.5.2. Иностранный язык (английский)
Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками в соответствии с уровнем А1 согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Виды речевой деятельности на английском языке у детей с ТНР оцениваются в зависимости от структуры речевого дефекта.
В результате изучения предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне основного общего образования обучающиеся овладеют следующими навыками:
в области речевой компетенции:
рецептивные навыки речи:
аудирование
-
реагировать на инструкции учителя на английском языке во время урока; -
прогнозировать содержание текста по опорным иллюстрациям перед прослушиванием с последующим соотнесением с услышанной информацией. -
понимать тему и факты сообщения; -
понимать последовательность событий; -
принимать участие в художественной проектной деятельности, выполняя устные инструкции учителя с опорой демонстрацию действия; -
использовать контекстную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова (до 1%);
чтение
-
читать изученные слова без анализа звукобуквенного анализа слова с опорой на картинку; -
применять элементы звукобуквенного анализа при чтении знакомых слов; -
применять элементы слогового анализа односложных знакомых слов путем соотнесения конкретных согласных и гласных букв с соответствующими звуками; -
понимать инструкции к заданиям в учебнике и рабочей тетради; -
высказывать предположения о возможном содержании, опираясь на иллюстрации и соотносить прогнозируемую информацию с реальным сюжетом текста; -
понимать основное содержание прочитанного текста; -
извлекать запрашиваемую информацию; -
понимать существенные детали в прочитанном тексте; -
восстанавливать последовательность событий; -
использовать контекстную языковую догадку для понимания незнакомых слов, в частности, похожих по звучанию на слова родного языка;