Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Основное содержание курса

Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.

9 дополнительный класс отводится на повторение наиболее сложных для обучающихся вопросов курса и подготовку к ГИА.

6. Предметные результаты

Результаты от 5 к 9 классу формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет). Итоговые результаты шестого года обучения (9 дополнительный класс) включают в себя все результаты, достигнутые ранее и необходимые для успешного прохождения ГИА.
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

  • иметь представление о богатстве и выразительности русского языка, о важности соблюдения в устной речи и на письме норм современного русского литературного языка;

  • различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;

  • распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;

  • использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

  • после предварительного анализа распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);

  • владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • с помощь учителя осуществлять изучающее чтение или аудирование текстов (в зависимости от структуры дефекта);

  • понимать содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 100 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 60 слов; для сжатого изложения – не менее 70 слов);

  • с помощью учителя анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; распознавать тексты различных функциональных разновидностей;

  • с помощью учителя осуществлять информационную переработку прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 60 слов после предварительного анализа;

  • создавать по заданному алгоритму устные монологические высказывания объемом не менее 20 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

  • участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

  • представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;

  • осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;

  • после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,3–0,5 страницы);

  • после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения;

  • соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

  • по заданному алгоритму характеризовать звук как единицу языка, раскрывать смыслоразличительную роль звука; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь представление о свойствах русского ударения, изменении звуков в речевом потоке, делить слова на слоги;

  • различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;

  • распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

  • иметь представление об орфографии как системе правил написания слов, использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;

  • применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ыи после ц;

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

  • с помощью учителя различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);

  • с помощью учителя распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

  • проводить лексический анализ слова с опорой на схему;

  • применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне;

  • использовать разные виды лексических словарей и иметь представление об их роли в овладении словарным богатством родного языка;

  • характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

  • распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука) в частотных случаях;

  • проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё-о после шипящих в корне слова;

  • уместно использовать слова с частотными суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы);

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;

  • соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, ое (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик - (-щик-); -ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- –-зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных);

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, правописания имен прилагательных (безударных окончаний, ое после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными);

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);

  • проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов с опорой на план анализа;

  • применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне;

  • с помощью учителя распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;

  • осознавать пунктуацию как систему правил расстановки знаков препинания, раскрывать назначение пунктуации на основе конкретных образцов;

  • соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;

  • с опорой на схему проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;

  • применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения (в том числе во время списывания текста объемом 60-70 слов; словарного диктанта объемом 10-15 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 70-80 слов, содержащего не более 8 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 3 слов с непроверяемыми написаниями).



Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

  • понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, значение понятия «литературный язык»;

  • объяснять разницу между понятиями «язык» и «речь» по заданному алгоритму;

  • владеть доступными способами информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении: после предварительного анализа составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 90 слов; для сжатого изложения – не менее 100 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и/ или прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы по заданному образцу;

  • распознавать тексты разных функциональных разновидностей (повествование, описание); после предварительного анализа характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; иметь представление о требованиях к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать по заданному алгоритму тексты разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2–4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5 – 1,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

  • по заданному алгоритму редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • распознавать изученные орфограммы; по заданному алгоритму проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

  • распознавать признаки фразеологизмов, объяснять их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; использовать толковые словари.

  • распознавать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);

  • по заданному алгоритму выделять производящую основу, определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); с помощью учителя проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;

  • использовать словообразовательные нормы русского языка;

  • характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

  • характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, нормы ударения (в рамках изученного); различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имён прилагательных;

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имен числительных по значению, по строению; уметь склонять имена числительные, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи, употребления в научных текстах, деловой речи; правильно употреблять собирательные имена числительные в заданном контексте; соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе ь в именах числительных;

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение местоимения; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения; словообразования, синтаксических функций, роли в речи; на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений, правописания корня с чередованием а//о –кос-−-кас-, гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;

  • по заданному алгоритму определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; иметь представление о возможности использования личных глаголы в безличном значении;

  • по заданному алгоритму характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, после предварительного анализа объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; осознавать разницу в употреблении в речи однокоренных слов типа «висящийвисячий», «горящийгорячий», причастия с суффиксом –ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ. в заданном контексте; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);

  • распознавать имена числительные, местоимения, причастия в типичном употреблении;

  • с опорой на план проводить морфологический анализ имен числительных, местоимений, причастий;

  • применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • с опорой на план проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • проводить анализ текста с помощью учителя; с помощью учителя определять средства связи предложений в тексте, в том числе с использованием притяжательных и указательных местоимений, видовременной соотнесенности глагольных форм;

  • соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения (в том числе во время списывания текста объемом 80 -90 слов; словарного диктанта объемом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 80 -90 слов, содержащего не более 10 орфограмм, 3–4 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.



Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

  • понимать русский язык как развивающееся явление, объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории народа по заданному алгоритму;

  • понимать основные морфологические нормы современного русского литературного языка, применять нормы современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения и иметь представление об их изменчивости; с помощью учителя использовать грамматические словари и справочники в учебных целях;

  • понимать текст как речевое произведение, на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; по заданному алгоритму определять особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка);

  • понимать содержание прослушанных и / или прочитанных публицистических текстов, адаптированных в лексическом и грамматическом отношениях, (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 180 слов: после предварительного анализа устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста, не менее 100 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 110 слов);

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношениях, после предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и / или прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы по образцу;

  • по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания объемом не менее 40 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением, подготовленным с помощью учителя;

  • участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы объемом не менее 2 реплик и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);

  • распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); иметь представление об особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи, структурные особенности текста-рассуждения;

  • анализировать тексты разных стилей и жанров (интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа по заданному алгоритму и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опытна доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4-5 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0 – 1,3 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

  • по заданному алгоритму анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношениях, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;

  • с помощью учителя редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова;

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;

  • объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • иметь представление о метафоре, олицетворении, эпитете, гиперболе, литоте;

  • по заданному алгоритму характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи;

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, постановки в них ударения, правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на и ; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о – е после шипящих в суффиксах наречий, е и и в приставках не- и ни- наречий);

  • по заданному алгоритму определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую роль и роль в речи;

  • по заданному алгоритму характеризовать деепричастия как форму глагола, выделять признаки глагола и наречия в деепричастии; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; распознавать деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, объяснять роль деепричастия в предложении; правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами в заданном контексте; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; соблюдать нормы правописания деепричастий (гласные в суффиксах деепричастий, слитное и раздельное написание не с деепричастиями);

  • по заданному алгоритму давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

  • по заданному алгоритму характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги; соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правописания производных предлогов;

  • по заданному алгоритму характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союза в тексте, в том числе как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях; знаков препинания в предложениях с союзом и;

  • по заданному алгоритму характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской в заданном контексте; соблюдать нормы правописания частиц не и ни, формообразующих частиц;

  • по заданному алгоритму характеризовать междометия как часть речи, различать группы междометий по значению; иметь представление о роли междометий в речи, особенностях звукоподражательных слов и их употреблении в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления междометий в предложении;

  • по заданному алгоритму распознавать наречия, слова категории состояния, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить их морфологический анализ; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 80 – 90 слов; словарного диктанта объемом 20-25 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 90 – 100 слов, содержащего не более 15 орфограмм, 4–5 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.



Предметные результаты по итогам четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

  • характеризовать русский язык как один из индоевропейских языков, как язык из числа славянских языков по заданному алгоритму;

  • владеть различными видами аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; понимать содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 230 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов, адаптированных в лексическом и грамматическом отношениях, различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 150 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 160 слов);

  • после предварительного анализа создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5–6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,3 – 2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

  • по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика); оформлять деловые бумаги; создавать тексты публицистических жанров на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму характеризовать особенности официально-делового стиля речи и научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи (реферат, доклад на научную тему), с помощью учителя выявлять сочетание различных стилей в тексте, средства связи предложений в тексте;

  • использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров, адаптированных в лексическом и грамматическом отношениях; применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

  • по заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; с помощью учителя выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний;

  • по заданному алгоритму характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; иметь представление о функциях знаков препинания, применять основные правила пунктуации в русском языке.

  • по заданному алгоритму распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями и вставными конструкциями, междометиями; применять нормы построения простого предложения, иметь представление об инверсии;

  • по заданному алгоритму характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; применять нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим, нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не тольконо и, кактак; нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; понимать особенности употребления в речи разных типов сочетания однородных членов;

  • по заданному алгоритму различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;

  • по заданному алгоритму характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет;

  • по заданному алгоритму различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями; применять нормы обособления вводных слов, предложений и вставных конструкций, обращений и междометий; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, иметь представление об их функциях; помощью учителя выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений;

  • по заданному алгоритму распознавать сложные предложения; конструкции с чужой речью;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; иметь представление об использовании в текстах публицистического стиля риторического восклицания, вопросно-ответной формы;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по количеству грамматических основ; выделять подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинствоменьшинство, количественными сочетаниями; применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым; по заданному алгоритму распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; с помощью учителя выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; иметь представление об особенностях употребления односоставных предложений в речи;

  • применять нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);

  • проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 100 – 120 слов; словарного диктанта объемом 25 – 30 слов; диктанта на основе связного текста, адаптированного в лексическом и грамматическом отношении, объемом 100 – 120 слов, содержащего не более 17 орфограмм, 8 пунктограмм и не более 8 слов с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; по заданному алгоритму объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.



Предметные результаты по итогам пятого (или шестого, при необходимости) года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

  • по заданному алгоритму характеризовать русский язык как национальный язык русского народа; иметь представление о русском языке как форме выражения национальной культуры; объяснять роль русского языка в современном мире;

  • понимать содержание прослушанных и/ или прочитанных текстов, адаптированных в лексическом и грамматическом отношениях, различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 200 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 240 слов).

  • извлекать информацию из различных источников, при необходимости пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов по заданному алгоритму (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия); использовать при создании собственного текста по заданному алгоритму разные функционально-смысловые типы речи, иметь представление о закономерностях их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать по заданному алгоритму нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; иметь представление об особенностях употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;

  • создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5-2 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составлять тезисы, конспект, рецензию, реферат по заданному алгоритму;

  • распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение) с помощью учителя;

  • проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму распознавать виды сложносочиненных предложений; характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; иметь представление о грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение);

  • по заданному алгоритму распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, различать подчинительные союзы и союзные слова; различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; иметь представление о грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи; применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

  • по заданному алгоритму распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; иметь представление о грамматической синонимии бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

  • по заданному алгоритму распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

  • по заданному алгоритму распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании;

  • проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике слов на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 120 - 140 слов; словарного диктанта объемом 30 – 35 слов; диктанта на основе адаптированного в лексическом и грамматическом отношении связного текста объемом 120 - 140 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями).