Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • практически владеть видами речи и формами речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный);

  • на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия;

  • использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

  • практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) при создании собственного текста (устного и письменного);

  • владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);

  • владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

  • создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

  • участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

  • представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;

  • осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;

  • после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);

  • после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения;

  • соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

  • различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);

  • распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

  • использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;

  • уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;

  • распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание дисциплины связано с решением тех задач, которые определены в программах по предметам «Русский язык» и «Литература» на основной ступени обучения.

В V классе работа реализуется в следующих направлениях: «Работа над словом», «Работа над словосочетанием и предложением» «Работа над текстом», «Виды речевой деятельности и культура речи».

Работа над всеми разделами проводится параллельно, но при необходимости учитель может выделить специальные уроки для работы над одним из направлений.

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте.

  2. Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова.

  3. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  4. Формирование внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, умения адекватного использования лексики в структуре текста.

На уроках развития в пятом классе обучающиеся тренируются образовывать причастия и деепричастия в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи.

Важное место занимает работа со словарями. Обучающихся учат использовать различные виды лексических словарей, как в печатном варианте, так и on-line.Словари могут использоваться с различными целями, например, использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, на основе словообразовательного или морфемного анализа. На данном этапе обучения работа со словарями проводится коллективно, под руководством учителя. Пятиклассникам необходимо продемонстрировать значимость работы со словарями для учебной деятельности и повседневного общения. Поэтому проводится работа по поиску незнакомых слов в текстах, а также отбор лексики в процессе работы над изложениями и сочинениями с целью наиболее точного выражения замысла.

Программой предусматривается продолжение работы над умением распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия. Таким образом продолжается развитие и совершенствование индивидуального лексикона обучающихся. Эффективность данного направления работы обеспечивается за счет включения изучаемой лексики в структуру речевой деятельности обучающихся.



Наряду с расширением лексической системности в ментальном лексиконе обучающихся в пятом классе продолжается работа по формированию словообразовательного анализа и синтеза, в том числе, за счет использования оценочных средств словообразования, что обеспечивает выразительность и эмоциональную окрашенность речи обучающихся.
Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на начальной ступени работы над формированием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык».

Таким образом, задачи данного направления могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Филология».

  2. Развитие навыка установления связей между словами в словосочетаниях и предложениях.

В ходе практических упражнений учеников обучают распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова. Прежде чем ученики на уроках русского языка познакомятся со средствами связи слов в словосочетании, на уроках развития речи они наблюдают, каким образом осуществляется эта связь, какое из слов является главным, какую форму оно требует от зависимого слова. Наблюдение, лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.

Очень важно продолжать обучать учеников различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в основной школе, для анализа, составления и преобразований предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью. Ученики на практическом материале учатся различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные, дифференцировать сложные предложения и предложения с однородными членами предложения, находить предложения с обращением, с прямой речью;
По направлению «Работа над текстом»
предполагается организация работы по развитию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров. В продолжение работы в начальной школе предлагается уточнить признаки текста, понятие тема текста.

Большое внимание необходимо уделять развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

Задачами данного направления являются:

  1. Развитие умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности.

  2. Совершенствование навыков планировать собственные высказывания в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и отбирать адекватно замыслу языковые средства.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В V классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 0,5–1,0 страницы) формируются и формулируются после предварительного обсуждения.

Используются различные виды как наглядных, так и вербальных опор, в частности, различные виды планов (вопросный, картинный, в виде повествовательных предложений, опорных слов, денотатный и проч.).

Ученики учатся находить в текстах и практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).На практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия; использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

С этой целью ученикам предлагается на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия и редактирования.


На основе составления планов и выделения смысловых частей ученики учатся использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Способность понимать предметное содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них позволяет осваивать подробный и сжатый пересказ (в устной и\или в письменной форме). В качестве основы служат первичные тексты (для пересказа объем текста не менее 100 слов) для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов). При этом предусматривается предварительный коллективный разбор текста под руководством учителя.

Владение навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста на данном этапе обучения ограничивается умением составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме.

В ходе уроков развития речи эффективно использовать форму дискуссий, проектов, обсуждений прочитанного, педагогических тренингов. В ходе обсуждений учеников учат создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование).

Эффективны при работе с текстом и такой традиционный вид работы, как работа с деформированным текстом (после предварительного анализа), осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме с учетом структуры нарушения.

Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:

  1. Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их.

  2. Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

  3. Развитие навыков эффективной коммуникации.

Данный этап возрастного развития детей характеризуется повышенной эмоциональностью, осознания собственного «Я», повышением социальной активности. Поэтому важно учить детей не только приемам реальной социально принятой коммуникации, но и решению конфликтных ситуаций.