Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В VI классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2-4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 1,0–1,5 страницы) формируются и формулируются после предварительного обсуждения.

Впервые в 6 классе ученики начинают осваивать тексты в жанре научного сообщения, оформления деловых бумаг.

Используются различные виды как наглядных, так и вербальных опор, в частности, различные виды планов (вопросный, картинный, в виде повествовательных предложений, опорных слов, денотатный и проч.).

Ученики учатся находить в текстах и практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).На практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия; использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

С этой целью ученикам предлагается на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия и редактирования.

Способность понимать предметное содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них позволяет осваивать подробный и сжатый пересказ (в устной и\или в письменной форме). В качестве основы служат первичные тексты для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов. При этом предусматривается предварительный коллективный разбор текста под руководством учителя.

Владение навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста на данном этапе обучения ограничивается умением составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме.


В ходе уроков развития речи эффективно использовать форму дискуссий, проектов, обсуждений прочитанного, педагогических тренингов. В ходе обсуждений учеников учат создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование).

Эффективны при работе с текстом и такой традиционный вид работы, как работа с деформированным текстом (после предварительного анализа), осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме с учетом структуры нарушения.

Раздел «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:

  1. Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. Формирование наиболее распространенных коммуникативных сценариев: знакомство, просьба, несогласие, поздравление и проч.

  2. Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

  3. Развитие навыков эффективной коммуникации.

На данном этапе обучения возникает необходимость формировать умение вести учебный диалог или полемику. Очень важно сформировать клишированные высказывания, используемые в диалогах (полилогах) подобного рода, позволяющие сохранять достоинство оппонентам.

Продолжается работа по формированию навыков общения в социальных сетях.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

В год – 68 ч.

В неделю – 2 ч., не менее 34 недель

Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.



Кол-во часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

1

1

Язык и речь

Язык как национальное достояние. Значение речи в жизни человека. Устная и письменная речь. Речь литературная и разговорная. Понятие о жанрах: описание, повествование, рассуждение. Понятие и литературных стилях: официально-деловой, научный. От чего зависит выбор стиля.

Беседа.




3

Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Способы и сценарии общения в социальных сетях. Приветствие, поздравление, одобрение, несогласие. Речевой этикет в мессенджерах. Правила безопасного поведения в интернете.

. Практическая работа. Тренинг





4

Правила общения со сверстниками и взрослыми.

Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Как начать разговор, продолжить, как закончить общение. Способы прерывания общения, формулировки отказа от общения. Сценарии знакомства, поведения в общественных местах. Решение спорных ситуаций. – тренинг. (Сценарии первично отрабатываются на уроках развития речи и закрепляются в процессе других уроков, внешкольных мероприятий, в повседневной жизни).

Способы ведения учебной полемики (не менее 4х реплик).





4

Виды монологической речи -монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение

Основные признаки данных видов монологической речи. Распознавание видов монологической речи на примере коротких текстов. Составление собственных рассказов заданного жанра. Короткое сочинение заданного жанра на основе коллективного обсуждения.





6

Основные признаки текста: наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности

Тема и микротема текста; главная мысль текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Последовательность изложения текста. Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова, притяжательные и указательные местоимения, видо-временная соотнесенность глагольных форм); практическое использование при создании собственного текста (устного и письменного). Работа с деформированными текстами. Сопоставление текстовых и нетекстовых отрывков. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме. Объем текстов для анализа не менее150 слов.





6

План текста

Составление планов текста после предварительного. Разные виды планов (простой, сложный, вопросный, назывной, и др.). Сопоставление планов и текстов. Коррекция планов с опорой на первичный текст, коррекция текста с опорой на данный план. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы.

Преобразование содержания научно-учебного текста в таблицу или схему.





12

Пересказ / изложение текста

Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста. Формулирование вопросов по содержанию текста и ответы на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов). Различные способы компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.). Выборочный пересказ. Творческий пересказ. Объем текста для устного пересказа не менее 110 слов. В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи.





8

Сочинения (устные и письменные)

После предварительного анализа создание устных или письменных текстов различных функционально-смысловых типов и стилей речи (описание, рассуждение, повествование на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (объем не менее 60 слов); тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0–1,5страницы). Редактирование собственных и чужих текстов.

Устные и письменные описания внешности человека, помещения, природы, местности, действия.

Составление текстов официально-делового стиля: заявление, расписка, служебная записка.

Работа может строиться аналогично работе над изложением.





16

Лексика

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы; обобщающие понятия: родо-видовые отношения.

Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте.

Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении.

Использование разных видов лексических словарей. Понятие о словарной статье. Требования к словарной статье.

Словообразование и практические навыки словообразовательного и морфемного анализа; выделение производящей основы на практическом материале, использование способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); использование словообразовательных норм русского языка.

Практическое владение именами числительными; умение склонять имена числительные; правильно употреблять собирательные имена числительные. Выделение имен числительных в тексте.

Практическое владение местоимениями; практическое умение выделять местоимения в текстах, их использование в собственной речи. Роль местоимений в высказывании, практическое умение склонять местоимения (особое внимание употреблению личных местоимений в косвенных падежах с предлогами); правильное употребление местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);

Практическое владение причастием как формой глагола; употребление причастия настоящего и прошедшего времени, действительных и страдательных причастий, полных и кратких форм страдательных причастий; склонение причастия; выделение причастного оборота в процессе восприятия текста, осознание разницы в употреблении в речи однокоренных слов типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; умение правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.;





2

Словосочетание

Выделение словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании.




6

Предложение

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений.

Дифференциация простых предложений и сложных предложений, дифференциация сложных предложений и предложений с однородными членами. Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью – их различение на практическом материале. Перевод предложений с прямой речью в косвенную и обратно. Различные виды сложноподчиненных предложений. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31



ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

7 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи:

  • понимать русский язык как развивающееся явление, объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории народапо заданному алгоритму;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях.


Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения (совместное выполнение заданий, обсуждение те, овладение нормами речевого поведения);

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, план действий;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • умение работать по плану;

  • умение использовать различные способы поиска (с помощью учителя) в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;

  • владение элементарными навыками информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста после предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы;

  • создавать тексты изученных стилей и жанров (устно и письменно);

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • владение изучающим видом чтения в соответствии со структурой нарушения; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

  • владение ознакомительным и изучающим видами чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; владеть просмотровым видом чтения.



Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • понимать основные морфологические нормы современного русского литературного языка, применять нормы современного русского литературного языка и понимать их изменчивость на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; использовать грамматические словари и справочники в речевой практике;

  • понимать текст как речевое произведение, на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; узнавать основные признаки публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), особенности жанров (репортаж, заметка);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения совершенствовать владение ознакомительным и изучающим видами чтения; владеть просмотровым видом чтения;

  • понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 230 слов: после предварительного анализа устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов);

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120 слов по заданному алгоритму;

  • по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания объемом не менее 70 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

  • участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);

  • распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);

  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опытна доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4–5 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5–2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция);

  • объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • на практическом материале по заданному алгоритму распознавать омонимию слов разных частей речи; понимать особенности употребления омонимов в речи и адекватно использовать их на специально отобранном материале (в процессе практических упражнений);

  • практическое знакомство с наречиями: общее грамматическое значение наречий; разряды наречий по значению; словообразование наречий, их роли в речи; практическое использование наречий; практическая тренировка в образовании степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения;

  • практическое знакомство со словами категории состояния, их морфологические признаки и роль в речи;

  • практическое знакомство с деепричастиями, их признаками; распознавать деепричастный оборот, правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий;

  • практическое знакомство с производными и составными предлогами, способы их использования в речи;

  • Практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных устных и письменных текстах;

  • практическое употребление частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской;

  • Практическое знакомство с междометиями, понимать и объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте.

  2. Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова.

  3. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  4. Формирование внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, умения адекватного использования лексики в структуре текста.

  5. Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Формирование умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса, и стилистической окраски

В седьмом классе на уроках развития речи учащихся учат понимать обобщенное значение числительных и местоимений, наречий, деепричастий, междометий, частиц, союзов, слов категорий состояния и (до введения терминов), практическим путем опознавать слова с этим значением и изменять их. Кроме того, обучающиеся тренируются использовать данные части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи. Данная работа должна носить опережающий характер, для того чтобы сформировать у детей предварительные знания о семантике изучаемой лексики, относящейся к разным частям речи, а также способа ее употребления.

На данном этапе обучения словарный запас обогащается за счет образных выражений с коннотативным значением: метафорами, сравнениями, фразеологизмами. Основой является программная лексика из различных разделов программы, а также коммуникативно значимые для данного возрастного этапа лексические единицы. Особое внимание уделяется правильному произнесению слов, относящихся к различным частям речи и используемых в различных функциональных стилях, с точки зрения соблюдения правильного ударения.

Продолжается работа по формированию и актуализации вариативного лексикона для реализации коммуникативных социальных контактов, включающее взаимодействие в различных социальных ситуациях, а также в интернет сообществах, при использовании IT технологий.