Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 503
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В VI классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2-4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 1,0–1,5 страницы) формируются и формулируются после предварительного обсуждения.
Впервые в 6 классе ученики начинают осваивать тексты в жанре научного сообщения, оформления деловых бумаг.
Используются различные виды как наглядных, так и вербальных опор, в частности, различные виды планов (вопросный, картинный, в виде повествовательных предложений, опорных слов, денотатный и проч.).
Ученики учатся находить в текстах и практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).На практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия; использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
С этой целью ученикам предлагается на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия и редактирования.
Способность понимать предметное содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них позволяет осваивать подробный и сжатый пересказ (в устной и\или в письменной форме). В качестве основы служат первичные тексты для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов. При этом предусматривается предварительный коллективный разбор текста под руководством учителя.
Владение навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста на данном этапе обучения ограничивается умением составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме.
В ходе уроков развития речи эффективно использовать форму дискуссий, проектов, обсуждений прочитанного, педагогических тренингов. В ходе обсуждений учеников учат создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование).
Эффективны при работе с текстом и такой традиционный вид работы, как работа с деформированным текстом (после предварительного анализа), осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме с учетом структуры нарушения.
Раздел «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:
-
Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. Формирование наиболее распространенных коммуникативных сценариев: знакомство, просьба, несогласие, поздравление и проч. -
Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях. -
Развитие навыков эффективной коммуникации.
На данном этапе обучения возникает необходимость формировать умение вести учебный диалог или полемику. Очень важно сформировать клишированные высказывания, используемые в диалогах (полилогах) подобного рода, позволяющие сохранять достоинство оппонентам.
Продолжается работа по формированию навыков общения в социальных сетях.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
В год – 68 ч.
В неделю – 2 ч., не менее 34 недель
Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | 1 | Язык и речь | Язык как национальное достояние. Значение речи в жизни человека. Устная и письменная речь. Речь литературная и разговорная. Понятие о жанрах: описание, повествование, рассуждение. Понятие и литературных стилях: официально-деловой, научный. От чего зависит выбор стиля. Беседа. |
| 3 | Особенности общения в интернете и социальных сетях. | Способы и сценарии общения в социальных сетях. Приветствие, поздравление, одобрение, несогласие. Речевой этикет в мессенджерах. Правила безопасного поведения в интернете. . Практическая работа. Тренинг |
| 4 | Правила общения со сверстниками и взрослыми. | Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Как начать разговор, продолжить, как закончить общение. Способы прерывания общения, формулировки отказа от общения. Сценарии знакомства, поведения в общественных местах. Решение спорных ситуаций. – тренинг. (Сценарии первично отрабатываются на уроках развития речи и закрепляются в процессе других уроков, внешкольных мероприятий, в повседневной жизни). Способы ведения учебной полемики (не менее 4х реплик). |
| 4 | Виды монологической речи -монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение | Основные признаки данных видов монологической речи. Распознавание видов монологической речи на примере коротких текстов. Составление собственных рассказов заданного жанра. Короткое сочинение заданного жанра на основе коллективного обсуждения. |
| 6 | Основные признаки текста: наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности | Тема и микротема текста; главная мысль текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Последовательность изложения текста. Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова, притяжательные и указательные местоимения, видо-временная соотнесенность глагольных форм); практическое использование при создании собственного текста (устного и письменного). Работа с деформированными текстами. Сопоставление текстовых и нетекстовых отрывков. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме. Объем текстов для анализа не менее150 слов. |
| 6 | План текста | Составление планов текста после предварительного. Разные виды планов (простой, сложный, вопросный, назывной, и др.). Сопоставление планов и текстов. Коррекция планов с опорой на первичный текст, коррекция текста с опорой на данный план. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы. Преобразование содержания научно-учебного текста в таблицу или схему. |
| 12 | Пересказ / изложение текста | Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста. Формулирование вопросов по содержанию текста и ответы на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов). Различные способы компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.). Выборочный пересказ. Творческий пересказ. Объем текста для устного пересказа не менее 110 слов. В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи. |
| 8 | Сочинения (устные и письменные) | После предварительного анализа создание устных или письменных текстов различных функционально-смысловых типов и стилей речи (описание, рассуждение, повествование на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (объем не менее 60 слов); тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0–1,5страницы). Редактирование собственных и чужих текстов. Устные и письменные описания внешности человека, помещения, природы, местности, действия. Составление текстов официально-делового стиля: заявление, расписка, служебная записка. Работа может строиться аналогично работе над изложением. |
| 16 | Лексика | Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы; обобщающие понятия: родо-видовые отношения. Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте. Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении. Использование разных видов лексических словарей. Понятие о словарной статье. Требования к словарной статье. Словообразование и практические навыки словообразовательного и морфемного анализа; выделение производящей основы на практическом материале, использование способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); использование словообразовательных норм русского языка. Практическое владение именами числительными; умение склонять имена числительные; правильно употреблять собирательные имена числительные. Выделение имен числительных в тексте. Практическое владение местоимениями; практическое умение выделять местоимения в текстах, их использование в собственной речи. Роль местоимений в высказывании, практическое умение склонять местоимения (особое внимание употреблению личных местоимений в косвенных падежах с предлогами); правильное употребление местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); Практическое владение причастием как формой глагола; употребление причастия настоящего и прошедшего времени, действительных и страдательных причастий, полных и кратких форм страдательных причастий; склонение причастия; выделение причастного оборота в процессе восприятия текста, осознание разницы в употреблении в речи однокоренных слов типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; умение правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; |
| 2 | Словосочетание | Выделение словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. |
| 6 | Предложение | Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Дифференциация простых предложений и сложных предложений, дифференциация сложных предложений и предложений с однородными членами. Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью – их различение на практическом материале. Перевод предложений с прямой речью в косвенную и обратно. Различные виды сложноподчиненных предложений. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора. |
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 31
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
7 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи:
-
понимать русский язык как развивающееся явление, объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории народапо заданному алгоритму; -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; -
овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей; -
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; -
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; -
коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения (совместное выполнение заданий, обсуждение те, овладение нормами речевого поведения); -
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, план действий; -
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; -
умение работать по плану; -
умение использовать различные способы поиска (с помощью учителя) в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой; -
владение элементарными навыками информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста после предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы; -
создавать тексты изученных стилей и жанров (устно и письменно); -
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); -
владение изучающим видом чтения в соответствии со структурой нарушения; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; -
владение ознакомительным и изучающим видами чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; владеть просмотровым видом чтения.
Предметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
понимать основные морфологические нормы современного русского литературного языка, применять нормы современного русского литературного языка и понимать их изменчивость на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; использовать грамматические словари и справочники в речевой практике; -
понимать текст как речевое произведение, на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; узнавать основные признаки публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), особенности жанров (репортаж, заметка); -
владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; -
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения совершенствовать владение ознакомительным и изучающим видами чтения; владеть просмотровым видом чтения; -
понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 230 слов: после предварительного анализа устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов); -
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120 слов по заданному алгоритму; -
по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания объемом не менее 70 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением; -
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации); -
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); -
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опытна доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4–5 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5–2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); -
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция); -
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного) на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; -
на практическом материале по заданному алгоритму распознавать омонимию слов разных частей речи; понимать особенности употребления омонимов в речи и адекватно использовать их на специально отобранном материале (в процессе практических упражнений); -
практическое знакомство с наречиями: общее грамматическое значение наречий; разряды наречий по значению; словообразование наречий, их роли в речи; практическое использование наречий; практическая тренировка в образовании степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения; -
практическое знакомство со словами категории состояния, их морфологические признаки и роль в речи; -
практическое знакомство с деепричастиями, их признаками; распознавать деепричастный оборот, правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; -
практическое знакомство с производными и составными предлогами, способы их использования в речи; -
Практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных устных и письменных текстах; -
практическое употребление частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской; -
Практическое знакомство с междометиями, понимать и объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; -
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа над словом. Задачами данного направления являются:
-
Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте. -
Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова. -
Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся) -
Формирование внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, умения адекватного использования лексики в структуре текста. -
Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Формирование умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса, и стилистической окраски
В седьмом классе на уроках развития речи учащихся учат понимать обобщенное значение числительных и местоимений, наречий, деепричастий, междометий, частиц, союзов, слов категорий состояния и (до введения терминов), практическим путем опознавать слова с этим значением и изменять их. Кроме того, обучающиеся тренируются использовать данные части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи. Данная работа должна носить опережающий характер, для того чтобы сформировать у детей предварительные знания о семантике изучаемой лексики, относящейся к разным частям речи, а также способа ее употребления.
На данном этапе обучения словарный запас обогащается за счет образных выражений с коннотативным значением: метафорами, сравнениями, фразеологизмами. Основой является программная лексика из различных разделов программы, а также коммуникативно значимые для данного возрастного этапа лексические единицы. Особое внимание уделяется правильному произнесению слов, относящихся к различным частям речи и используемых в различных функциональных стилях, с точки зрения соблюдения правильного ударения.
Продолжается работа по формированию и актуализации вариативного лексикона для реализации коммуникативных социальных контактов, включающее взаимодействие в различных социальных ситуациях, а также в интернет сообществах, при использовании IT технологий.