Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные подростки достаточно активны в социальных сетях. Уровень их речевого развития уже позволяет им общаться со сверстниками в виртуальном пространстве. Однако недостаточный уровень владения приемами социального общения делает их уязвимыми для отрицательных реакций на их продукцию. Отсюда появляется необходимость изучения и практического освоения основных правил общения в данных условиях, а также в мессенджерах.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

В год – 68 ч.

В неделю - 2 ч., не менее 34 недель

Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям (триместрам).




Кол-во часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

1

1

Язык и речь

.Беседа. Устная и письменная речь. Понятие о монологической речи и диалоге. Язык как национальное достояние.






3

Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Зачем люди общаются в социальных сетях? Речевой этикет в социальных сетях. Правила размещения информации. Буллинг в социальных сетях и как с ним бороться. Практическая работа. Тренинг





4

Правила общения со сверстниками и взрослыми.

Речевой этикет в устной коммуникации. Как начать разговор, продолжить, как закончить общение. Решение спорных ситуаций. – тренинг.





2

. Виды монологической речи - монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Основные признаки данных видов монологической речи. Распознавание видов монологической речи на примере коротких текстов. Составление собственных рассказов заданного жанра. Короткое сочинение на основе коллективного обсуждения.





4

Основные признаки текста: наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности

Тема и микротема текста; главная мысль текста. Последовательность изложения текста. Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); практическое использование при создании собственного текста (устного и письменного). Работа с деформированными текстами. Сопоставление текстовых и нетекстовых отрывков. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме. Объем текстов для анализа не более 50 слов.





6

План текста

Составление планов текста, коллективно с помощью педагога. Разные виды планов (вопросный, в виде повествовательных предложений, с использование опорных картинок, денотатные и др.). Сопоставление планов и текстов. Коррекция планов с опорой на первичныйтекст, коррекция текста с опорой на данный план. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы.





24

Пересказ / изложение текста

Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста. Формулирование вопросов по содержанию текста и ответы на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов). Различные способы компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.). Выборочный пересказ. Творческий пересказ. В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи.





8

Сочинения

После предварительного анализа создание текстов функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы). Редактирование собственных текстов.

Работа может строится аналогично работе над изложением.





6

Лексика

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Понятие о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы; обобщающие понятия: родо-видовые отношения. Использование разные виды лексических словарей.

Образование и использование слов с суффиксами оценки в собственной речи; образование и практическое использование причастий и деепричастий.





5

Словосочетание

Выделение словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании.





5

Предложение

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений.

Выделение грамматической основы предложения. Дифференциация простых предложений и сложных предложений, дифференциация сложных предложений и предложений с однородными членами. Нахождение в составе текстов предложений с однородными членами и обобщающих слов при них; Практическое знакомство с предложениями, осложненными обращением. Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью – их различение на практическом материале. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора.




ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

6 КЛАСС (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Личностные результаты освоения программы по развитию речи:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях.


Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения (совместное выполнение заданий, обсуждение те, овладение нормами речевого поведения);

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, план действий;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • умение работать по плану;

  • умение использовать различные способы поиска (с помощью учителя) в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • владение изучающим видом чтения в соответствии со структурой нарушения;

  • владение ознакомительным видом чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;



Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • владение различными видами аудирования научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • владение навыками информационной переработки прослушанного и/ или прочитанного текста: после предварительного анализа составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и/ или прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110 слов;

  • создание после предварительного анализа устных монологических высказываний объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

  • владение различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (объем не менее 4 реплик);

  • распознавание текстов разных функциональных разновидностей (повествование, описание); после предварительного анализа характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; знание требований к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализ текстов разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); применение знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; текстов с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2–4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0–1,5 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); умение устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

  • создание текстов в жанре научного сообщения; оформление деловых бумаг (заявление, расписка); осуществление выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • редактирование текстов: сопоставление исходного и отредактированного текстов; редактирование собственных текстов с опорой на знание норм современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение;

  • практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильного точного, уместного и выразительного словоупотребления на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; использование толковых словарей.

  • выделение производящей основы, определение способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);

  • использование словообразовательных норм русского языка;

  • практическое владение именами числительными; умение склонять имена числительные; правильно употреблять собирательные имена числительные;

  • практическое владение местоимениями; умение склонять местоимения; понимать их роль в речи; правильное употребление местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);

  • практическое владение причастием как формой глагола; употребление причастия настоящего и прошедшего времени, действительных и страдательных причастий, полных и кратких форм страдательных причастий; склонение причастия; выделение причастного оборота в процессе восприятия текста, осознание разницы в употреблении в речи однокоренных слов типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; умение правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.;

  • распознание имен числительных, местоимений, причастий;

  • анализ текста с помощью учителя; определение средств связи предложений в тексте, в том числе с использованием притяжательных и указательных местоимений, видо-временной соотнесенности глагольных форм;

  • соблюдение в устной речи и на письме норм современного русского литературного языка на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; соблюдение в устной речи и на письме правил речевого этикета.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание дисциплины связано с решением тех задач, которые определены в программах по предметам «Русский язык» и «Литература» на основной ступени обучения.

Работа реализуется в следующих направлениях: «Работа над словом», «Работа над словосочетанием и предложением» «Работа над текстом», «Виды речевой деятельности и культура речи».

Работа над всеми разделами проводится параллельно, но при необходимости учитель может выделить специальные уроки для работы над одним из разделов.

Работа над словом. Задачами данного направления в VI классе являются:

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте.

  2. Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова.

  3. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  4. Формирование внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, умения адекватного использования лексики в структуре текста.

  5. Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов.

В шестом классе на уроках русского языка будут изучаться числительные и местоимения. На уроках развития в опережающем режиме учащихся учат опознавать числительные, понимать их обобщенное значение, склонять их, кроме того обучающиеся тренируются использовать данные части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи.

На данном этапе обучения словарный запас обогащается за счет образных выражений с коннотативным значением: метафорами, сравнениями, фразеологизмами.

Ученики продолжают учиться различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря и других словарей как в печатном виде, так и в онлайн форме; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, на основе словообразовательного или морфемного анализа). В шестом классе повышается доля самостоятельности при работе со словарями. Однако в этом классе еще сохраняется помощь учителя в виде подсказок. Наводящих вопросов, стимулирующей помощи.


Продолжается работа по совершенствованию навыка распознавания однозначных и многозначных слов, различению прямого и переносного значения слова, распознаванию синонимов, антонимов, омонимом; различению многозначных слов и омонимов; умения характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия. Основой является программная лексика из различных разделов программы.
Раздел «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на работы над формированием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык».

Задачи данного раздела могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Филология».

  2. Развитие навыка установления связей между словами в словосочетаниях и предложениях.

Очень важно продолжать обучать учеников различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в шестом классе, для анализа, составления и преобразований предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью. Ученики на практическом материале закрепляют умения различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные, дифференцировать сложные предложения и предложения с однородными членами предложения, находить предложения с обращением, с прямой речью;

По направлению «Работа над текстом» особое внимание уделяется работе с текстами научно-популярного жанра, а также деловому стилю текстов.

Большое внимание необходимо продолжать уделять развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

Задачами данного раздела являются:

  1. Развитие умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности.

  2. Совершенствование навыков планировать собственные высказывания в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и отбирать адекватно замыслу языковые средства.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.