Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных особенностей объекта, пространственного положения, освещенности, цвета предметов, а также формируется умение выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность обучающихся в выборе тем и их раскрытии, использование оригинальных композиций и техники исполнения.
Декоративное рисование – является одним из видов изобразительного искусства. Источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается природа и национальная культура. Основное назначение декоративного рисования – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.
4. Планирование курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализуется за счет обязательной части учебного плана.
Тематическое планирование для 5, 6 и 7 классов по изобразительному искусству ориентированы на 34 часа в год по 1 часу в неделю.
5. Основное содержание курса
Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.
Ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках, следует считать примерными.
6. Коррекционно-развивающая направленность курса «Изобразительное искусство» реализуется за счет:
- формирования навыка восприятия сложных объектов и явлений, умений их эмоционального оценивания,
- обучения работе с натуральными объектами, разными видами средств рисования и техниками изобразительного искусства, развитии на этой основе сенсорного (зрительного, слухового и осязательного) восприятия и высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение, речь);
- целенаправленного формирования зрительно-пространственного гнозиса, умения узнать и правильно назвать изображённые предметы,
- формированием графомоторных умений, в том числе включением уроков, направленных на обучение и написание печатного шрифта,
- формирования, расширения и координации предметных, пространственных и временных представлений на материале курса;
- специально организованной работой по обогащению словаря учащихся,
- совершенствования связной речи обучающихся, развития разных видов речевой деятельности, формирования коммуникативной культуры;
7. Оценивание результатов освоения программы
Обучающиеся с ТНР по предмету «Изобразительное искусство» аттестовываются по пятибалльной системе оценок. Оценку ученик получает за практическое занятие. Критериями оценивания выступают:
-
композиционное решение: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание); -
владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания; -
общее впечатление от работы; оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа; чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы; аккуратность всей работы.
Оценка работы обучающего с ТНР по данным критериям осуществляется исходя из достижения им оптимальных (лучших для данного ребенка в данных условиях) успехов.
-
Музыка –
Содержание соответствует ПООП ООО
-
Технология
Содержание соответствует ПООП ООО
-
Адаптивная физическая культура
-
Общие сведения о программе
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является составной частью предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».
Согласно требованиям к проведению занятий по физическому воспитанию все обучающиеся должны заниматься физическими упражнениями в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья.
Методика адаптивного физического воспитания имеет ряд существенных отличий от общеобразовательной программы физического воспитания. Это обусловлено специфичными чертами развития как физической, так психической сферы обучающегося с ТНР. Наряду с речевыми нарушениями для обучающихся с ТНР характерны нарушения в развитии двигательной сферы, выражающиеся в виде плохой координации сложных движений,
неуверенности в воспроизведении точности движений, снижении скорости и ловкости, нарушению темпа и ритма их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесным многозадачным инструкциям. Обучающиеся отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, плохо выполняют его составные части.
Трудности вызывают такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Недостаточный самоконтроль при выполнении задания приводит к существенным нарушениям техники выполнения движений. Физические качества школьников с ТНР по сравнению с физическими качествами обучающихся с нормальным речевым развитием отличаются недостаточной ловкостью и быстротой, По силе, гибкости и выносливости существенных различий не отмечается.
Основные подходы к построению и содержанию занятий в рамках уроков АФК определяются специальными принципами работы с обучающимися с ТНР.
-
Цель и задачи реализации программы по предмету
Цель реализации программы – овладение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной сферы, повышение функциональных возможностей основных систем организма, необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся. Достижение такого уровня физического развития и двигательных навыков, который даст возможность вести активный образ жизни, полноценно общаться с другими людьми.
Обеспечение регулярной адекватной состоянию здоровья физической нагрузки, формирование мотивации и привычки к двигательной активности, определение доступного уровня физической активности и поддержание его в течение учебного года являются непременными условиями достижения поставленной цели.
Задачи реализации программы:
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптивной программы по физическому воспитанию предусматривает решение следующих основных задач:
-
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды; -
обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений; -
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; -
формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; -
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; -
развивать социально-коммуникативные умения; -
развивать нравственно-волевые качества; -
создание коррекционно-развивающих условий.
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
-
коррекция и профилактика нарушений двигательных функций и опорно-двигательного аппарата (сколиозы, плоскостопия, нарушение осанки); -
развитие координационных способностей; -
коррекция и компенсация нарушений психомоторики; -
коррекция и компенсация нарушений общей и мелкой моторики; -
коррекция и развитие способности к дифференцированию временных, силовых, пространственных параметров движения; -
формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения физических упражнений; -
совершенствование функции дыхания и темпо-ритмической организации речи в процессе выполнения физических упражнений; -
развитие коммуникативной функции речи при выполнении физических упражнений и в процессе игры; -
совершенствование связной речи в процессе выполнения физических упражнений и в процессе игры; -
формирование двигательных навыков под воздействием регулирующей функции речи.
Принципы реализации программы:
-
программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы; -
необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения; -
информационной компетентности участников образовательного процесса в школе; -
комплексности в реализации коррекционно-образовательного процесса: включение в решение задач программы всех субъектов образовательного пространства.
-
Содержание учебного предмета
Содержание учебной дисциплины АФК имеет модульную структуру, количество которых может быть изменено образовательной организацией – с учётом интересов и способностей обучающихся, запросов их родителей (законных представителей), а также возможностей образовательной организации и региональных особенностей.
Программа по АФК может включать следующие модули:
− модуль «Теория и методика физической культуры и спорта»;
− модуль «Гимнастика»;
− модуль «Лёгкая атлетика»;
− модуль «Лыжная подготовка»;
− модуль «Подвижные и спортивные игры»;
− модуль «Плавание».
Если материально-техническое оснащение образовательной организации или погодные условия в регионе не позволяю реализовать модули «Лыжная подготовка» и «Плавание», то в содержание образования должны быть включены вариативные модули по усмотрению образовательной организации, или должно быть увеличено количество учебных часов на освоение программного материала по другим модулям.
Содержание обучения по программе является вариативным, оно может изменяться в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных характером имеющихся у них нарушений.
Каждое занятие адаптивной физической культурой состоит из трех частей: разминочная, основная и релаксационная часть. Разминочная часть направлена на подготовку мышечно-суставного аппарата обучающихся к активным физическим нагрузкам в основной части урока. Релаксационная часть направлена на восстановление функционального состояния организма после физической нагрузки. В этой части урока АФК предусматривается использование упражнений на расслабление, дыхательных упражнений, стретчинг, организация медленной ходьбы.
Необходимо включать в структуру занятия такие направления как формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Обогащение двигательного опыта обучающихся в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).