Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Основная форма организации учебного занятия: урок. Используются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные виды работы.
Основным типом урока является комбинированный.
4. Планирование курса
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется за счет обязательной части учебного плана.
В рамках адаптированной образовательной программы для детей с ТНР на изучение курса в 8 классе отводится по 1 час в неделю, из расчёта 34 учебные недели в год.
-
Основное содержание курса
Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.
-
Коррекционно-развивающая направленность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» достигается за счет:
-
развития речемыслительной деятельности в процессе установления причинно-следственных связей между фактами, поступками и их последствиями, овладения умениями сопоставлять, классифицировать, анализировать, делать выводы, прогнозировать развитие ситуации; -
привлечения междисциплинарных связей с курсами физики, химии, литературы, обществознания, биологии, физической культуры; -
формирования, расширения и координации предметных, пространственных и временных представлений на материале курса; -
специального структурирования и анализа изучаемого материала (выделение существенных признаков изучаемых фактов и установление их взаимосвязи), -
формирования познавательной деятельности в ходе выполнения практических заданий: умения выделять и осознавать учебную задачу, строить и оречевлять план действий, актуализировать свои знания, подбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку действий; -
дополнительного инструктирования в ходе учебной деятельности; -
стимулирования учебной деятельности: поощрение, ситуация успеха, побуждение к активному труду, эмоциональный комфорт, доброжелательность на уроке; -
использования специальных приемов и средств обучения, приемов анализа и презентации текстового материала, обеспечивающих реализацию метода «обходных путей», коррекционного воздействия на речевую деятельность, повышение контроля за устной и письменной речью; -
моделирования различных коммуникативных ситуаций, требующих применения знаний о безопасности жизнедеятельности; формирование умений полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
7. Оценивание результатов освоения программы
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа.
Нормы оценок за устный ответ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Примечание
-
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. -
Оценивание устных ответов осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и др.).
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Примечание.
-
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. -
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. -
Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках физики. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, допускается наличие 1 исправления при условии повторной записи корректного ответа. -
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. -
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
-
Программа воспитания и социализации
Пояснительная записка
Примерная программа воспитания и социализации является обязательной частью адаптированных основных образовательных программ основной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2).
Основание для ее разработки является примерная программа воспитания, одобренная решением федерального одобренная учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Далее Программа воспитания.
Назначение примерной программы воспитания и социализации для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее программа воспитания и социализации для детей с ТНР) – помочь образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы основного общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – школы, школы-интернаты) по варианту 5.2 создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре примерной программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное развитие обучающихся, коррекция недостатков рече-языкового и коммуникативного развития, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России
и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам
и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС и в АООП ОО для детей с ТНР: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к общению, познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочие программы воспитания и социализации образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела, в которые вносятся следующие добавления и изменения:
В Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса и процесса социализации», размещается информация о личностных, психологических и речевых особенностях обучающихся с ТНР, а также об организационной форме обучения: инклюзивное, отдельный класс, школа, школа-интернат, режим работы (школа полного дня, школа-интернат с пяти- шестидневным режимом работы, круглогодичным пребыванием, другое). Здесь может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания и социализации.
В разделе «Цель и задачи воспитания и социализации», Выделяются специфические задачи:
-
Задачи, направленные на формирование социально-положительной коммуникации -
Задачи, направленные на включение обучающегося в социум за стенами школы (школы-интерната); -
Задачи, решение которых обеспечивает успешное вербальное взаимодействие с участниками общения в школе, работу в команде -
Задачи, направленные на речевое развитие и совершенствование умений использования вербальных средств общения для формулирования и выражения собственных мыслей.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»,
Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в нее те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный и социализирующий потенциал с учетом специальных потребностей обучающихся, имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.