Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристика содержания направлений коррекционной работы

Направление коррекционной работы

Привлекаемые специалисты к реализации данного направления

Деятельность специалистов в рамках данного направления

Ожидаемые результаты коррекционной работы специалистов по выделенным направлениям

Диагностическое

Учитель-логопед

Логопедическое обследование

Анализ педагогической и медицинской документации

Промежуточный мониторинг динамики

Итоговый мониторинг (на конец года)

Входной мониторинг уровня развития устной и письменной речи, заполнение речевых карт, уточнение заключений, выявление резервных возможностей, комплектование групп,

Педагог-психолог

Психологическое обследование

Входной мониторинг уровня развития эмоционально-волевой, личностной сферы, заполнение документации, уточнение заключений, комплектование групп,

Коррекционно-развивающее

Учитель-логопед

1) Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;

2) Составление расписания индивидуальных и групповых занятий;

3) Написание планов индивидуальной работы;

4) Написание рабочих программ;

Позитивная динамика отслеживаемых параметров.

Успешность освоения предметных результатов.

Педагог-психолог

1) Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;

2) Составление расписания индивидуальных и групповых занятий;

3) Написание планов индивидуальной работы;

4) Написание рабочих программ;


Позитивная динамика отслеживаемых параметров.

Успешность освоения предметных результатов.

Консультативно-просветительское направление

Учитель-логопед

Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания и обучения детей с нарушениями речи Консультация, беседа, родительские собрания и т.д.

Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, имеющими нарушения речи Консультация, беседа, МО, педагогическое совещание (соответственно тематике) и т.д.

Помощь родителям (законным представителям) в выборе стратегий воспитания ребёнка с нарушениями речи.

Ознакомление родителей с психолого-педагогическими особенностями младших подростков с ТНР.

Помощь в выборе индивидуально-ориентированных методов и форм работы с обучающимися, имеющими нарушения речи.

Ознакомление педагогов с психолого-педагогическими особенностями логопедических детей







Педагог-психолог

Консультирование педагогов смежных профессий по психолого-педагогическим и социально-личностным особенностям детей с ТНР Консультация, беседа, заседание ПМПк, МО, круглый стол (соответствующая тематика)

Ознакомление коллег с психолого-педагогическими и социально-личностными особенностями обучающихся с нарушениями речи


Организационный раздел содержит описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ТНР


Для реализации требований к ПКР может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов, в зависимости от особенностей и динамики проявления нарушения, в том числе, на временной основе: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).

ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с ТНР в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ТНР.

На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.

На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ТНР; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ТНР.

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ТНР обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.



Взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей) является одним из ключевых условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся.

Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Одним условий успешной образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды, что обеспечивается организацией и соблюдением единого речевого режима.

Это предполагает создание индивидуализированной коррекционно-развивающей коммуникативно ориентированной среды в стенах образовательного учреждения и, по возможности, вне его.

Речевой режим обеспечивается:

• образцовой речью окружающих (педагогов, администрации, сотрудников образовательной организации и др.);

• созданием условий для речевого общения обучающихся с окружающими, целенаправленной организацией коммуникативных ситуаций;

• стимуляцией речевой активности детей и активизацией их речевых возможностей;

• координацией речеязыкового материала, отрабатываемого в учебной и внеучебной работе (словарь, грамматические конструкции, модели текстов и др.), в том числе при проведении режимных и организационных моментов;

• соблюдением единой системы требований к речи и речевому поведению обучающихся, постоянным доброжелательным и тактичным вниманием к качеству речи.

Индивидуализация речевого режима предполагает:

• осведомленность учителей-предметников, других педагогов о речевых возможностях обучающегося, их готовность к оказанию необходимой помощи (дать необходимый речевой образец, подсказать необходимые речевые действия и т.д.);

• индивидуализацию выполняемых обучающимся вербализованных заданий в соответствии со структурой нарушения речи, степенью его проявления, а также изученным программным материалом;


• проведение специальной работы при подготовке к устным публичным выступлениям, включающей отработку текстов в смысловом и произносительном планах, а также формирование мотивации к публичной речи с учетом личностных особенностей обучающегося.

Для полноценного соблюдения речевого режима важно обеспечить полноценное взаимодействие учителей-логопедов, учителей-предметников, других педагогов и специалистов, работающих с ребенком, а также поддерживать заинтересованность родителей в создании благоприятной речевой среды дома.

Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).


Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам), в частности, «Развитие речи»

Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.

В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия»).

Содержание рабочей программы

Логопедическая диагностика предусматривает:

- обследование обучающихся с 1 по 15 сентября (или в течение 2х недель с момента зачисления на обучение) и с 15 по 30 мая;

- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР
, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

-выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

- установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;

- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;