Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 476
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся обучения, планирования или изменений, вносимых в коррекционную программу, воспитания и социализации конкретного обучающегося;
участие со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам
и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и социализации обучающихся с ТНР и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов в соответствии с принципами и направлениями, изложенными в Программе воспитания. При подведении итогов учитывается индивидуальная динамика обучающихся за отчетное время. Важно выявлять именно положительную динамику в процессе воспитания и социализации каждого обучающегося, как основу для дальнейшей деятельности.
-
Программа коррекционной работы
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ТНР определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ПКР
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское). При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:
-
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
-
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; -
разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР, методов и приемов обучения, специального дидактического материала; -
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида); -
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР; -
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР; -
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучаемых школьников.
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:
-
принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей; -
принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы; -
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог (специальный психолог), медицинские работники, социальный педагог и др.); -
принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности детей данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций. -
онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся. -
принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР (5.2)
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки, а также сформированы коммуникативные навыки, достаточные для осуществления эффективных социальных контактов.
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с ТНР адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной), а также реализуются путем создания речевого режима.
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
-
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования; -
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ; -
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; -
изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; -
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; -
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; -
мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
-
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ; -
введение специальной дисциплины «Развитие речи» -
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; -
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной и речевой сфер; -
развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; -
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; -
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; -
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; -
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает:
-
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса; -
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ; -
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ; -
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
-
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; -
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ; -
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.