Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
взаимодействия всего педагогического состава школы, использования зоны ближайшего развития каждого обучающегося, целенаправленной работы по формированию личностных результатов, и социально принятых способов и сценариев общения.
Особенно ценным средством формирования навыков работы в команде является исследовательская проектная деятельность. Однако, в условиях обучения подростков с ТНР необходимо учитывать особенности их познавательной деятельности, состояние планирующей и регулятивной функций речи. Поэтому проектная исследовательская деятельность учащихся должна проходить под контролем учителя с четким планированием этапы работы. Также необходимо тщательно подойти к формированию творческих групп. Возможны два варианта:
Оба варианта имеет свои достоинства и недостатки и могут чередоваться в зависимости от целей и задач воспитания, и социализации, специфики состава класса, должны находиться и инициирование
3.5. Модуль «Самоуправление»
Формирование и поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Процесс формирования детского самоуправления проходит под руководством и контролем со стороны взрослых. Как правило, требуется не один год, чтобы сформировался актив школы (класса), способный выполнять функции самоуправления. Это обусловлено спецификой проявления дефекта. Тем ценнее для процесса воспитания и социализации данное направление работы.
Самоуправление может осуществляться как на школьном уровне, так и на уровне класса. Формы самоуправления, специфика его реализации будет зависеть от традиций школы (школы-интерната), ее местоположения, контингента обучающихся. Непременным условием реализации воспитательного потенциала самоуправления является ротация обучающихся, входящих в актив самоуправления.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
При организации детских общественных объединений необходимо руководствоваться Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5) и Примерной программой воспитания.
Как правило, успешность функционирования детских общественных объединений обучающихся с ТНР обеспечивается их смешанным взросло-детским составом. Взрослые (не обязательно педагоги данной образовательной организации) осуществляют направляющие и контролирующие функции. При условии реализации АООП для детей с ТНР в инклюзивной форме во главе объединения может стоять обучающийся с нормой развития.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Данный модуль очень важен для воспитания и социализации обучающихся с ТНР. Он дает возможность выйти за пределы класса, школы, школы-интерната. Особенно он значим для социализации детей-сирот. Экскурсии могут быть не только в музее, парки, но и магазины, административные учреждения, например, в условиях Москвы в МФЦ (Многофункциональные центры), в кафе. Такие экскурсии позволяют закрепить различные сценарии общения и подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.
При проведении экскурсий, походов полезно привлекать обучающихся более старших классов в качестве помощников педагога. Они помогают сопровождать детей, требующих особого внимания, например, обучающихся, имеющих проблемы с передвижением, гиперактивных обучающихся и др. Такой «патронаж» воспитывает ответственное отношение к поручению, повышает самооценку.
При проведении походов, зимних и летних лагерей, экспедиций также рационально создавать смешанные разновозрастные группы, поручая подросткам сопровождать и обучать походным премудростям обучающихся младших классов.
Одной их эффективных форм воспитания и социализации могут служить «дежурства» за пределами школы, например, во время спектакля в детском театре, в детской библиотеке, на стадионе и проч. Такие дежурства позволяют в практическом общении закреплять навыки общения с различными категориями детей и взрослых, разрешать конфликты словесными методами, формировать инициативу в общении, развивают чувство ответственности за порученное дело, положительно влияют на самооценку подростков.
В данном модуле примерной программы воспитания перечислен ряд видов и форм, которые можно использовать при составлении Программы образовательной организации (класса, группы). Разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, особенности личностных проявлений и характера речевого дефекта коллектива обучающихся.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Важно не только заинтересовать обучающегося с ТНР будущей профессиональной деятельностью, но и помочь ему осознать те возможности и те ограничения, которые накладывает его речевой недостаток на выбор будущей профессии.
Профориентационная работа, помимо прочего, должна быть направлена на формирование мотивации к продолжению обучения, уверенности в достижении планируемых результатов.
Эта работа осуществляется через приведенный в Программе воспитания перечень видов и форм деятельности, который носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал профориентационной работы, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, с учетом специфики проявления ведущего дефекта и сопутствующих нарушений.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, закрепление навыков правильной устной и письменной речи, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках видов и форм деятельности, пе6речень которых приведен в Программе воспитания. Он носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал школьных медиа, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников с учетом специфики проявления ведущего дефекта и сопутствующих недостатков.
Кроме перечисленных видов деятельности в рамках школьных медиа могут создаваться миниспектакли, в том числе, по произведениям, входящим в школьную программу, демонстрироваться эпизоды школьных праздников, отчеты о проделанной работе, посещении музеев и проч. Такие виды деятельности позволяют развивать у обучающихся интонационную выразительность речи, формировать навыки публичных выступлений, мотивировать обучающихся к совершенствованию устной речи.
Необходимым условием при отборе участников на роли «дикторов» необходимо учитывать качества их устной речи. Она должна соответствовать нормативной или быть близкой к нормативной.
При создании печатной продукции (стенгазета, школьная газета, информационные листки и проч.) необходимо следить за соблюдением орфографического режима, отсутствием ошибок. При использовании готового материала (перепечатка из газет, журналов и др.) в ряде случаев необходимо адаптировать материал так, чтобы он был доступен пониманию большинства обучающихся образовательной организации.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, играет большую роль в воспитании и социализации обучающегося с ТНР как за счет содержания, так и внешнего оформления. Приведенный В программе воспитания перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе.
Особое внимание необходимо обратить на использование текстовых материалов. Они должны быть небольшими по объему и доступными по содержанию.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Выделяется несколько аспектов работы:
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности, в приведенном ниже перечне и носит примерный характер. В данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы м учетом контингента родителей):
Управленческий аспект реализуется на групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
Родительский актив класса (класса-группы), участвующие в планировании, согласовании и реализации программы воспитания и социализации обучающихся класса.
Просветительский аспект реализуется на групповом и индивидуальном уровнях, с целью разъяснения родителям особенности формирования личностей подростков на каждом этапе обучения, специфики проявления речевого дефекта и его влияние на другие психические процессы, формирования адекватной оценки достижений и проблем обучающегося, коррекция (при необходимости) уровня ожиданий, уровня претензий родителей по отношению к своему ребенка и к образовательной организации. Могут быть следующие формы и виды деятельности (носят примерный характер):
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, специфики проявления дефекта и сопутствующих ему нарушений, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе, о достижениях и проблемах обучающихся;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
Интеграционный аспект направлен на включение родителей или лиц их заменяющих в процесс воспитания и социализации, укрепление внутрисемейных связей, связей между родителями и сотрудниками образовательной организации. Могут быть использованы следующие виды деятельности:
Особенно ценным средством формирования навыков работы в команде является исследовательская проектная деятельность. Однако, в условиях обучения подростков с ТНР необходимо учитывать особенности их познавательной деятельности, состояние планирующей и регулятивной функций речи. Поэтому проектная исследовательская деятельность учащихся должна проходить под контролем учителя с четким планированием этапы работы. Также необходимо тщательно подойти к формированию творческих групп. Возможны два варианта:
-
В группу отбираются обучающиеся примерно одинакового уровня, что позволяет дифференцировать характер задания, уровень помощи обучающимся в процессе выполнения задания. Все дети работаю на равных. -
В состав группы включаются обучающиеся с разным уровнем подготовки, инициативности, с разными речевыми возможностями. Таким образом в группе появляется лидер или несколько лидеров, которые могут взять на себя роль ведущих в группе. Важно, чтобы остальные участники группы не были пассивными созерцателями
Оба варианта имеет свои достоинства и недостатки и могут чередоваться в зависимости от целей и задач воспитания, и социализации, специфики состава класса, должны находиться и инициирование
3.5. Модуль «Самоуправление»
Формирование и поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Процесс формирования детского самоуправления проходит под руководством и контролем со стороны взрослых. Как правило, требуется не один год, чтобы сформировался актив школы (класса), способный выполнять функции самоуправления. Это обусловлено спецификой проявления дефекта. Тем ценнее для процесса воспитания и социализации данное направление работы.
Самоуправление может осуществляться как на школьном уровне, так и на уровне класса. Формы самоуправления, специфика его реализации будет зависеть от традиций школы (школы-интерната), ее местоположения, контингента обучающихся. Непременным условием реализации воспитательного потенциала самоуправления является ротация обучающихся, входящих в актив самоуправления.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
При организации детских общественных объединений необходимо руководствоваться Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5) и Примерной программой воспитания.
Как правило, успешность функционирования детских общественных объединений обучающихся с ТНР обеспечивается их смешанным взросло-детским составом. Взрослые (не обязательно педагоги данной образовательной организации) осуществляют направляющие и контролирующие функции. При условии реализации АООП для детей с ТНР в инклюзивной форме во главе объединения может стоять обучающийся с нормой развития.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Данный модуль очень важен для воспитания и социализации обучающихся с ТНР. Он дает возможность выйти за пределы класса, школы, школы-интерната. Особенно он значим для социализации детей-сирот. Экскурсии могут быть не только в музее, парки, но и магазины, административные учреждения, например, в условиях Москвы в МФЦ (Многофункциональные центры), в кафе. Такие экскурсии позволяют закрепить различные сценарии общения и подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.
При проведении экскурсий, походов полезно привлекать обучающихся более старших классов в качестве помощников педагога. Они помогают сопровождать детей, требующих особого внимания, например, обучающихся, имеющих проблемы с передвижением, гиперактивных обучающихся и др. Такой «патронаж» воспитывает ответственное отношение к поручению, повышает самооценку.
При проведении походов, зимних и летних лагерей, экспедиций также рационально создавать смешанные разновозрастные группы, поручая подросткам сопровождать и обучать походным премудростям обучающихся младших классов.
Одной их эффективных форм воспитания и социализации могут служить «дежурства» за пределами школы, например, во время спектакля в детском театре, в детской библиотеке, на стадионе и проч. Такие дежурства позволяют в практическом общении закреплять навыки общения с различными категориями детей и взрослых, разрешать конфликты словесными методами, формировать инициативу в общении, развивают чувство ответственности за порученное дело, положительно влияют на самооценку подростков.
В данном модуле примерной программы воспитания перечислен ряд видов и форм, которые можно использовать при составлении Программы образовательной организации (класса, группы). Разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, особенности личностных проявлений и характера речевого дефекта коллектива обучающихся.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Важно не только заинтересовать обучающегося с ТНР будущей профессиональной деятельностью, но и помочь ему осознать те возможности и те ограничения, которые накладывает его речевой недостаток на выбор будущей профессии.
Профориентационная работа, помимо прочего, должна быть направлена на формирование мотивации к продолжению обучения, уверенности в достижении планируемых результатов.
Эта работа осуществляется через приведенный в Программе воспитания перечень видов и форм деятельности, который носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал профориентационной работы, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, с учетом специфики проявления ведущего дефекта и сопутствующих нарушений.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, закрепление навыков правильной устной и письменной речи, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках видов и форм деятельности, пе6речень которых приведен в Программе воспитания. Он носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал школьных медиа, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников с учетом специфики проявления ведущего дефекта и сопутствующих недостатков.
Кроме перечисленных видов деятельности в рамках школьных медиа могут создаваться миниспектакли, в том числе, по произведениям, входящим в школьную программу, демонстрироваться эпизоды школьных праздников, отчеты о проделанной работе, посещении музеев и проч. Такие виды деятельности позволяют развивать у обучающихся интонационную выразительность речи, формировать навыки публичных выступлений, мотивировать обучающихся к совершенствованию устной речи.
Необходимым условием при отборе участников на роли «дикторов» необходимо учитывать качества их устной речи. Она должна соответствовать нормативной или быть близкой к нормативной.
При создании печатной продукции (стенгазета, школьная газета, информационные листки и проч.) необходимо следить за соблюдением орфографического режима, отсутствием ошибок. При использовании готового материала (перепечатка из газет, журналов и др.) в ряде случаев необходимо адаптировать материал так, чтобы он был доступен пониманию большинства обучающихся образовательной организации.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, играет большую роль в воспитании и социализации обучающегося с ТНР как за счет содержания, так и внешнего оформления. Приведенный В программе воспитания перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе.
Особое внимание необходимо обратить на использование текстовых материалов. Они должны быть небольшими по объему и доступными по содержанию.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Выделяется несколько аспектов работы:
-
Управленческий. -
Просветительский. -
Интеграционный.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности, в приведенном ниже перечне и носит примерный характер. В данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы м учетом контингента родителей):
Управленческий аспект реализуется на групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
Родительский актив класса (класса-группы), участвующие в планировании, согласовании и реализации программы воспитания и социализации обучающихся класса.
Просветительский аспект реализуется на групповом и индивидуальном уровнях, с целью разъяснения родителям особенности формирования личностей подростков на каждом этапе обучения, специфики проявления речевого дефекта и его влияние на другие психические процессы, формирования адекватной оценки достижений и проблем обучающегося, коррекция (при необходимости) уровня ожиданий, уровня претензий родителей по отношению к своему ребенка и к образовательной организации. Могут быть следующие формы и виды деятельности (носят примерный характер):
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, специфики проявления дефекта и сопутствующих ему нарушений, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе, о достижениях и проблемах обучающихся;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
Интеграционный аспект направлен на включение родителей или лиц их заменяющих в процесс воспитания и социализации, укрепление внутрисемейных связей, связей между родителями и сотрудниками образовательной организации. Могут быть использованы следующие виды деятельности: