Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 863

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202
земплярах под копирку. Второй отрывной экземпляр служит отчетом кас- сира. Подчистки и неоговоренные исправления в книге запрещены. Боль- шая часть расчетов между аптеками и организациями осуществляется без- наличным путем, т.е. перечислением денежных средств со счета пла- тельщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк.
Для хранения денежных средств аптеки открывают счета в банке. Пред- приятиями и учреждениями могут быть открыты счета:
‒ расчетный;
‒ текущий;
‒ субрасчетный;
‒ спецссудный.
Расчетный счет открывается аптеками состоящими на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и наделенными собственными оборот- ными средствами. Текущий и бюджетный счета открываются нехозрас- четными учреждениями и организациями. Деньги на этот счет поступают либо от своего хозрасчетного предприятия, либо госбюджета.
Субрасчетные счета открываются учреждениями нехозрасчетными подразделениями по ходатайству владельца расчетного счета.
Спецссудные счета открываются хозрасчетными аптеками, имею- щими право банковского кредитования. С помощью этих счетов осу- ществляются банковские кредитные операции: предоставление кредитов,
контроль за их использованием, возврат кредитов.
Для открытия счета в банке необходимо предоставить следующие документы:
‒ заявление на открытие счета установленного образца;
‒ копию устава, зарегистрированного в установленном порядке;
‒ банковские карточки с образцами подписей руководителя аптеки и главного бухгалтера;
‒ оттиск печати аптеки.
Право первой подписи на банковских документах принадлежит ру- ководителю аптеки или его заместителю, второй – главному бухгалтеру.
По распоряжению управляющего банком расчетному счету аптеки прис- ваивается номер и заводится лицевой счет для учета движения средств предприятия. В зависимости от характера расчетных операций, от способа организации расчетов, от финансовых отношений между предприятиями принимаются различные формы, которые оговорены в договоре между сторонами. Формы расчета могут быть междугородними (иногородними) или городскими.

203
Основные из них:
‒ акцептная (платежными требованиями);
‒ безакцептная;
‒ платежными поручениями;
‒ расчетными чеками;
‒ расчеты переводами через Минкомсвязи России.
Только иногородние формы расчета: аккредитивная; расчет с помо- щью особых счетов.
Расчеты платежными требованиями или акцептная форма расчета
------------------------
Договор
-------------------------
| Поставщик-получатель -----Товары ------------- Покупатель-плательщик |
------------------------
Работы
---
-------------------------
Платежное | | Оплаченное Услуги |1|
| | требование| | платежное
---
| | на инкассо| | требование
Платежное | |
---
| |
--- требование
| |
|2|
| |
|7| для акцепта | | Акцепт
---
| |
---
---
--- | | ---
| |
|3|
|4|
| | |5|
| |
---
---
| | ---
| |
Платежное требование банку | |
-----------------------------------------------------------------------
| Банк поставщика
----------------------------- Банк покупателя |
------------------------Извещение (авизо) о пере--------------------- числении средств ---
|6|
---
При данной форме расчетов поставщик производит отгрузку товара покупателю, составляет платежное требование и предъявляет вместе с то- варно-транспортными накладными (счетами-фактурами) на отгруженный товар в тот банк, где находится его расчетный счет. Таким образом, пос- тавщик требует произвести расчет, т.е. снять соответствующую сумму де- нег со счета плательщика и зачислить на счет поставщика.
Платежное требование должно содержать дату и номер договора, за- каза, принятого к исполнению, дату отгрузки и способ отгрузки ценнос- тей; перечень и реквизиты документов на их отгрузку; номера их и сум- мы; дату отсылки, вручения предусмотренных договором документов.
В банковской терминологии сдача документов в банк на оплату называется выставить на "инкассо". Акцепт ‒ это согласие покупателя на оплату.


204
Акцепт может быть положительный или отрицательный. При поло- жительном акцепте банк оплачивает платежное требование только при письменном согласии плательщика, при отрицательном ‒ покупатель вы- сылает банку письменное извещение только в случае отказа от акцепта.
Наиболее часто применяют отрицательный акцепт, он значительно сокра- щает документооборот, ускоряет срок оплаты товаров. Срок акцепта при иногородних поставках ‒ 3, при одногородних ‒ 2 дня. Отрицательный акцепт может быть предварительным и последующим. При предваритель- ном акцепте счет оплачивается только по истечении установленного сро- ка, при последующем ‒ в день получения платежных документов банком, но за покупателями сохраняется право отказа в течение всего срока, уста- новленного для акцепта. Отказ от акцепта может быть полным и расчет- ным. Полностью отказаться от акцепта можно:
‒ при поставке недоброкачественного товара;
‒ если товар не был заказан;
‒ при повторной оплате счета;
- при досрочном завозе товара без согласия покупателя и т.д.
Частично отказаться от акцепта можно:
‒ при условии поставки товара сверх заказанных количеств;
‒ при условии наряду с заказанными незаказанных товаров и т.д.
За необоснованный отказ от акцепта покупатель платит штраф. Рас- четы требованиями без акцепта оплачиваются:
‒ за газ, воду, электричество, тепловую энергию, канализацию, теле- фон, почтово-телеграфные услуги;
‒ транспортные расходы.
‒ по исполнительным документам суда и арбитража, органов власти.
Расчеты с помощью платежных поручений
Договор
| Поставщик-получатель --------------------------Покупатель-плательщик|
------------------------
Товары, услуги
-----------------------
|Выписка с р/сч о --- ---
| |
---
|зачислении суммы |5| |1|
---Выписка с | | Платежное |2|
|
---
---
|4|р/сч о спи- | | поручение ---
|
---сании суммы | |
|
| |
------------------------ Платежное поручение -----------------------
|Банк поставщика
-------------
------------- Банк покупателя
|
------------------------
---
-----------------------
|3|
---

205
Расчеты платежными поручениями в отличие от акцептной формы осуществляются по инициативе плательщика. При этом виде расчетов плательщик подает в банк, котором находится его счет платежное поруче- ние. Платежное поручение ‒ это письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет поставщика. Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию с разными кредиторами, с бюджетом по перечисле- нию налогов, органами соцстраха, с работниками при переводе их зарпла- ты на счета в сбербанке. Поручения действительны в течение 10 дней со дня их выписки. В случае расчетов поручениями сокращается время со- вершения и документооборот этой операции.
Чек ‒ это письменное предложение покупателя банку произвести выплату указанной суммы в чеке чекодержателю (получателю средств).
Для получения чековой книжки плательщик предоставляет в банк за- явление. Чеками производят расчет за товары, различные услуги транс- портных организаций. Действителен чек в течение 10 дней со дня выпис- ки, включая день выписки. Различают лимитированные и нелимитирован- ные чековые книжки. Лимитированные книжки представляют собой чеки, сброшюрованные по 10, 20, 25 и 50 листов. Сумма такой книжки имеет определенный лимит, который проставляется на внутренней стороне че- ковой книжки. После выдачи каждого чека на его корешке указывают остаток лимита. Чеки, выписанные сверх установленного лимита, банк не оплачивает как безвалютные. При выдаче организации, учреждению ли- митированной книжки с их расчетного счета списывается соответствую- щая сумма денежных средств. Эти деньги депонируются на специальном счете и по предъявлению чека чекодержателем (поставщиком) списыва- ются с этого счета на счет чекодержателя. Лимиты книжки могут попол- няться до 4-х раз. При закрытии лимитированной книжки оставшаяся часть средств зачисляется на расчетный счет владельца.
Нелимитированные чековые книжки не ограничиваются суммой ли- мита и выдаются аптечным учреждениям, которые кредитуются под рас- четные документы в пути или по спецссудному счету. Срок действия не- лимитированных книжек 1 год. Для расчетов за товары и услуги бюджет- ным аптечным учреждениям могут выдаваться чеки, акцептованные бан- ком. Банк в данном случае гарантирует оплату из ранее депонированных сумм «чековладельца».


206
Аккредитивную форму ‒ применяют только при иногородних расче- тах. Ее осуществляют по договору между поставщиком и покупателем, если поставка носит разовый характер. Расчеты производят по месту нахождения поставщика. Для открытия аккредитива покупатель подает в банк, обслуживающий его, заявление в котором указывает, где, на какую сумму и для какого поставщика открывается аккредитив. Открывается ак- кредитив на сумму на срок до 25 дней, в порядке исключения срок может быть продлен до 45 дней. Оплату с аккредитива осуществляют на основа- нии расчетных документов, переданных в банк поставщиком после от- грузки товара. Наличные деньги с аккредитива не выдают. По истечении определенного срока аккредитив закрывается, оставшиеся на нем деньги возвращаются на расчетный счет аптечного учреждения в отделение бан- ка, его обслуживающее.
В качестве разновидности аккредитивной формы расчетов могут применяться особые счета по грузообороту. Они используются для прове- дения расчетов с иногородними поставщиками по месту их нахождения.
Открываются особые счета по грузообороту за счет собственных средств или за счет ссуд банка. Особые счета применяются для расчетов с не- сколькими поставщиками. При особом счете необходимо присутствие представителя покупателя по месту нахождения поставщиков. Срок осо- бого счета не ограничен. С него могут выдаваться деньги наличными. По- купатель может пополнять особый счет путем перечисления на него денег с расчетного счета или ссуд банка. Если в течение месяца по особому сче- ту не производится операций, он закрывается, остатки денежных средств перечисляются на расчетный счет покупателя.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   26

23.1. Документальный учет безналичных расчетов
Для оплаты отпущенных лечебным учреждениям товаров аптека на основании требований (ф. АП-16) выписывает счета в 4-х экземплярах, ко- торые регистрируются в Реестре выписанных покупателям счетов (ф. АП-
18). Основным документом по учету расчетов с покупателями является
Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (ф. АП-22). В журнале для каждого покупателя отведена отдельная страница (лицевой счет) и на основании каждого отдельного требования отражается стои- мость отпущенных и оплаченных товаров.
В конце месяца на основании данных Журнала учета оптового от- пуска и расчетов с покупателями (ф. АП-22) составляется Оборотная ве- домость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам (ф. АП-23). В

207 оборотной ведомости по каждому покупателю отражается задолженность на начало месяца в пользу аптеки или за аптекой, стоимость отпущенных и оплаченных товаров и определяется дебиторско-кредиторская задол- женность на конец месяца.
Дебиторская задолженность – нам должны,
кредиторская – мы должны.
Документальный учет безналичных расчетов в аптеке представлен на схеме.
Учет безналичных расчетов в аптеке
------------ ------------------------ --------------------------
|Накладная-|
|Журнал учета оптового | |Оборотная ведомость по |
|требование-------отпуска и расчетов с -----лицевым счетам покупате-|
|ф. АП-16 | |покупателями /ф.АП-22/| |лей и прочим расчетам |
------------ ------------------------ | ф.АП-23
|
|
|
--------------------------
|
|
------------
|
| Счет
-- для оплаты
|
|ф. АП-37 -- к отчету |
------------- отпуск товара |
|
|
--------------------------- |
|Реестр выписанных покупа-| |
|телям накладных-требова- ----
|ний (счетов) ф. АП-18
|
---------------------------
В оборотной ведомости по лицевым счетам отражаются также рас- четы за коммунальные услуги (свет, водоснабжение, канализацию), услу- ги связи, вычислительных центров, расчеты с подотчетными лицами.

208
ЛЕКЦИЯ 24.
УЧЕТ ИНВЕНТАРЯ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ,
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ АПТЕКИ
Учет инвентаря. К инвентарю (малоценным и быстроизнашиваю- щимся предметам ‒ МБП) относят предметы труда стоимостью менее 10 тысяч рублей за единицу независимо от срока их полезного использова- ния, а также предметы труда, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости. Это ступки, колбы, мензурки, комп- лекты штангласов, санспецодежда, инвентарь для уборки помещений ап- теки (ведра, тряпкодержатели) и др.
МБП учитываются в аптеке в номенклатурно-количественно- суммовом выражении по учетным ценам. Учет МБП производится на Кар- точках учета малоценных и быстоизнашивающихся предметов. На кар- точках по каждому материально-ответственному лицу отражаются: наименование предмета, номенклатурный номер, дата выдачи в работу, кому выдано, дата возврата и дата списания с указанием документов.
Санспецодежда и спецобувь, выдаваемые работникам аптеки бес- платно, учитываются в личных карточках учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. В соответствии с нормативами ра- ботникам аптек выдаются халаты медицинские и колпачки ‒ три (3) ком- плекта на 24 месяца, а работникам, занятым изготовлением, фасовкой и контролем качества лекарств, кроме того, тапочки кожаные одна (1) пара на 6 месяцев; работникам асептических блоков ‒ шесть (6) халатов и кол- паков и 6 пар бахил хлопчатобумажных на 24 месяца. На каждый предмет санспецодежды несмываемой краской наносят штамп с указанием номера аптеки, года и месяца выдачи. При увольнении работник должен сдать числящуюся за ним спецодежду материально-ответственному лицу апте- ки.
Передача работниками аптеки санспецодежды в стирку и возврат ее отмечается в Ведомости учета приемки и возврата санспецодежды. Спи- сание МБП в результате износа, поломки или утери осуществляется на ос- новании актов на списание.
Различают способы списания МБП в зависимости от их стоимости:
1. МБП стоимостью менее 1/20 установленного лимита при передаче в эксплуатацию списывают в размере 100% стоимости. При этом 100% стоимости МБП относят на издержки обращения аптеки с отражением списания в товарном отчете, но количественный учет МБП сохраняется.


209 2. МБП стоимостью более 1/20 установленного лимита при передаче в эксплуатацию списывают в размере 50% стоимости и остальные 50% при полном износе.
При этом при выдаче в работу 50% стоимости относят на издержки обращения аптеки с отражением списания в товарном отчете, количе- ственный учет сохраняется.
При полном износе остальные 50% стоимости МБП относят на из- держки обращения аптеки с отражением списания в товарном отчете, ко- личественный учет МБП не сохраняется.
Учет основных средств. К основным средствам (ОС) относят имуще- ство стоимостью более 10 тысяч рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев.
Различают следующие классификационные группы основных средств: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты и инвентарь, многолетние насаждения, земельные участки и др.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвен- тарный объект - законченное устройство или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций.
Если объект имеет составные части с разным сроком полезного ис- пользования, то каждая часть учитывается как самостоятельный инвен- тарный объект.
Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом в течение всего его срока нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывающих объектов не могут при- сваиваться вновь поступающим. Арендованные основные средства зна- чатся у арендатора за номерами, присвоенными им арендодателем.
Основные средства оцениваются по первоначальной, восстанови- тельной и остаточной стоимости. Первоначальная (балансовая) стоимость состоит из цены приобретения с включением расходов на доставку, мон- тажные работы и др. Восстановительная стоимость возникает при пере- оценке основных средств.
Остаточная стоимость образуется в результате разницы между пер- воначальной (или восстановительной) стоимостью и суммой начисленно- го износа за срок полезного использования.

210
Основные средства учитываются в аптеке в номенклатурно- количественно-суммовом выражении по первоначальной (или восстанови- тельной стоимости). Учет их осуществляется в крупных аптеках на инвен- тарных карточках, а в небольших ‒ в инвентарной книге. У материально- ответственных лиц имеется Инвентарный список основных средств. При поступлении основных средств в аптеку оформляется "Акт приемки- передачи основных средств".
Списание основных средств осуществляется по причине полной из- ношенности по истечении амортизационного периода на основании "Акта о ликвидации основных средств" по остаточной стоимости. Списание ОС до истечения амортизационного периода при отсутствии виновных лиц производят по остаточной стоимости за счет фонда производственного и социального развития. При обнаружении виновного лица ущерб возмеща- ется за его счет также по остаточной стоимости.
Передача ОС из одного отдела аптеки в другой оформляется Наклад- ной на внутреннее перемещение основных средств (2 экз.), а из аптеки в мелкорозничную сеть ‒ производится по описи (2 экз.)
Все операции по движению основных средств отражаются в Товар- ном отчете аптеки. В конце месяца составляется также "Отчет о движении основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (ф.
АП-56). В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, по- этому аптека должна создать необходимые денежные накопления для за- мены в будущем периоде изношенного оборудования на новое.
Амортизация ‒ это процесс перенесения стоимости изношенной ча- сти основных средств на издержки предприятия (аптеки). Расчет аморти- зационных отчислений по основным средствам производится ежемесячно.
По вновь поступившим основным средствам амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления, по выбывшим - прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Амортизация не начисляется:
‒ по объектам жилого фонда;
‒ по приобретенным изданиям (книгам, брошюрам);
‒ по земельным участкам;
‒ по объектам основных средств, полученным по договорам дарения или безвозмездно в процессе приватизации.
Кроме того, начисление амортизации может быть приостановлено в период проведения работ по восстановлению объекта в течение более чем
12 месяцев и при консервации объекта на срок более трех месяцев.