Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 868

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура активного счета
Наименование и шифр счета
Д ( + )
К ( - )
1. Начальное сальдо (НС)
2. Увеличение средств
ДО (дебетовый оборот)
3. Уменьшение средств
КО (кредитовый оборот)
4. Конечное сальдо
(КС)
КС = НС + ДО - КО
Структура пассивного счета
Наименование и шифр счета
Д ( - )
К ( + )
1. Начальное сальдо (НС)
3. Уменьшение средств
ДО
2. Увеличение средств
КО
4. Конечное сальдо
КС
КС = НС + КО - ДО
Каждая хозяйственная операция записывается в счетах дважды: в
дебет одного счета и в кредит другого в одной и той же сумме, что
называется приемом двойной записи. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирую- щими. Процедура определения счетов, затрагивающих данную операцию с последующим отражением на них сумм производственной операции называется бухгалтерской проводкой.
В том случае, если хозяйственная операция вызывает связь только между двумя хозяйственными счетами (по дебету одного и кредиту друго- го), то такая корреспонденция счетов называется простой счетной фор-
мулой. Если же хозяйственная операция требует отражения в нескольких счетах (например, по дебету одного и по кредиту двух или нескольких счетов), то корреспонденция называется сложной счетной формулой. При составлении сложной счетной формулы принцип двойной записи (равен- ство сумм по кредиту и дебету) не нарушается, т.к. общая сумма записей по нескольким счетам равна записи по одному счету.

186
Балансовые счета (активные и пассивные) дают обобщенные показа- тели о хозяйственных средствах и их источниках, причем отражение ве- дется только в денежном измерении. Эти счета иначе называются синте- тическими, а учет, построенный на основе этих счетов, называется синте- тическим. Детальное подробное отражение учетных данных осуществля- ется на вспомогательных счетах, которые называются аналитическими, а учет, основанный на них, аналитическим. Эти счета служат для детализи- рованной характеристики объектов бухгалтерского учета. Посредством аналитических счетов данные, имеющиеся в синтетических счетах, кон- кретизируются. В аналитическом учете наряду с денежными применяются и натуральные показатели (масса, количество и т.д.).
Синтетические и аналитические учеты при отсутствии ошибок в за- писях должны дать одинаковые результаты. Для сверки записей синтети- ческого и аналитического учета применяется оборотная ведомость. В ней показывают три пары равенства: начальные и конечные остатки и обороты по дебету и кредиту счетов. Оборотная ведомость служит основанием для составления баланса на конец отчетного периода. В ней показывают 3 па- ры равенства:
1. Начальное сальдо соответствует суммам баланса на начало отчет- ного периода.
2. Обороты по дебету и кредиту соответствуют дебетовым и креди- товым оборотам по активным и пассивным счетам.
3. Конечное сальдо активных и пассивных счетов является основа- нием для составления баланса на конец отчетного периода.


187
ЛЕКЦИЯ 21.
УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ В АПТЕКУ
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В аптеке подлежат учету следующие виды товарно-материальных ценностей: товар, лекарственное растительное сырье, вспомогательные материалы, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, ос- новные средства, горючее, топливо, строительные материалы.
Товар (аптечного ассортимента) ‒ это вид товарно-материальных ценностей, который предназначен для реализации из аптеки.
Товар учитывается в аптеке в стоимостном выражении по рознич- ным и оптовым ценам. Медикаменты, подлежащие предметно-количест- венному учету, учитываются кроме того в номенклатурно-количест- венном выражении, различают следующие группы товаров:
1. Лекарственные средства (лекарственные препараты).
2. Медицинские изделия (вата и изделия из ваты, марля и изделия из марли, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больны- ми). Медицинская техника (приборы, аппараты, инструменты и расходные материалы, применяемые для диагностики, лечения, профилактики и сто- матологической помощи населению).
3. Парафармацевтическая продукция (лечебно-косметические това- ры, не предназначенные для декоративных целей; санитарно-гигиени- ческие средства; минеральные воды; диетическое и детское питание; оч- ковая оптика; диагностикумы и реактивы для медицинских, биохимиче- ских и клинических лабораторий; средства для защиты растений от болез- ней и вредителей; средства санитарии для животных).
Для получения товара от поставщика между аптекой и поставщиком оформляется протокол согласования цен, в котором указывается оптовая
(заводская) цена товара и оптово-отпускная цена склада. Протокол оформляется в двух экземплярах (один ‒ аптеке, второй ‒ поставщику).
Товар поступает в аптеку от поставщика с сопроводительными доку- ментами ‒ товарно-транспортными накладными, накладными и др. и сер- тификатами качества.
Для получения товара на складе поставщика представитель аптеки должен предъявить доверенность. Различают следующие виды доверенно- стей:


188
‒ постоянная доверенность (срок действия 1 год) выдается заведую- щему аптекой для получения всех видов ТМЦ, кроме наркотических и ядовитых лекарственных средств и этилового спирта. Постоянная дове- ренность хранится у поставщика. В случае увольнения лица, которому выдана постоянная доверенность, аптека направляет поставщику копию приказа об увольнении для изъятия доверенности;
‒ разовая доверенность для получения ТМЦ (кроме наркотических и ядовитых лекарственных средств и этилового спирта) от поставщика вме- сто заведующего аптекой может быть выдана любому другому работнику аптеки. Срок ее действия 15 дней;
‒ разовая доверенность на получения наркотических лекарственных средств (срок действия 15 дней), ядовитых (срок действия до 1 месяца), этилового спирта (срок действия 1 месяц). Количество указанных веществ в доверенности обязательно должно быть указано прописью. Отпуск ядо- витых и наркотических лекарственных средств производится не- посредственно в отделе ядовитых лекарственных средств аптечного скла- да, в опечатанном виде. При выписывании все доверенности регистриру- ются в Книге учета выданных доверенностей. Приемка товара от постав- щика производится сначала по количеству мест и массе брутто, о чем де- лают отметку на соответствующих документах, возвращаемых экспедито- ру поставщика (товарно-транспортных накладных, накладных и др.).
Подробная приемка товара по количеству единиц и массе нетто, ка- честву осуществляется на месте в аптеке. Состав приемной комиссии оп- ределяется руководителем аптеки до вскрытия тары. В состав приемной комиссии аптеки обычно включаются:
‒ материально-ответственные лица;
‒ представитель поставщика (особенно при обнаружении недостач);
‒ представитель общественности аптеки или местных органов власти
(если присутствие представителя поставщика необязательно или невоз- можно);
‒ представитель незаинтересованной организации (при поступлении товара без сопроводительных документов поставщика).
Список лиц, которые могут быть привлечены к приемке товара в ка- честве представителей общественности, определяется решением профко- ма. В качестве представителей общественности аптеки не могут назна- чаться материально-ответственные лица и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском ТМЦ. Каж- дый представитель общественности может участвовать в приемке товара


189 не более двух раз в месяц. Представителю общественности аптеки и неза- интересованной организации для участи в приемке товара выдается разо- вое удостоверение, заверенное печатью аптеки. На сопроводительных до- кументах приемная комиссия делает пометку о времени начала и оконча- ния приемки товаров.
По окончании приемки материально-ответственное лицо проставля- ет штамп приемки на товарно-транспортной накладной. Штампом прием- ки материально-ответственное лицо подтверждает факт принятия товарно- материальных ценностей на свое ответственное хранение. В штампе при- емки указывается сумма каждого вида поступивших ТМЦ прописью, ста- вится подпись материально-ответственного лица и дата. Штамп приемки хранится у руководителя аптеки. При отсутствии штампа ставят печать аптеки.
На основании штампа приемки производится оприходование товара в товарном отчете аптеки. Для этого в приходной части товарного отчета отдельной строкой по каждой товарно-транспортной накладной простав- ляется сумма поступившего товара в двух ценах ‒ розничной и оптово-от- пускной. Розничные цены на каждую серию поступившего товара фикси- руются в Реестре свободных розничных цен. Все поступившие в аптеку товары приходуются также по группам в Журнале регистрации поступив- ших товаров по группам (в розничных и оптовых ценах).
Поступление лекарственных средств, находящихся на предметно- количественном учете (наркотических, ядовитых, одурманивающих ЛС, спирта этилового), отражается кроме того в количественном выражении в
Журнале учета ядовитых, наркотических, других медикаментов и этило- вого спирта. Документальный учет поступивших товаров в аптеку пред- ставлен на Рис. 1.
Если при приемке товара на железнодорожной или другой станции обнаружено несоответствие количества мест, нарушение целостности упаковки, бой, порча, представитель аптеки обязан потребовать составле- ния коммерческого акта для предъявления иска транспортной организа- ции.

190
----------------
-----------
------------
| Товарно-
|
| Штамп |
| Товарный |
| транспортная -------6| приемки ----------6| отчет |
| накладная
|
| ф. АП-1 |
| аптеки |
| ф. АП-85
|
|
|
| ф. АП-25 |
----------------
-----------
------------
| |
| |
ЛС, находящиеся на
^ ----------------------------------
---------------- предметно-количествен- |
| Журнал | ном учете ^
| регистрации |
----------------------------
| поступления |
| Журнал учета ядовитых, |
| товаров по |
| наркотических других |
| группам в
| | медикаментов и этилового |
| аптеку |
| спирта
|
| ф. АП-5 |
| ф. АП-10
|
……………………… ……………………………
Рис. 1. Учет поступления товаров в аптеку
1. ЛС ‒ лекарственные средства
2. Медицинские изделия.
3. Парафармацевтическая продукция
Коммерческий акт составляется в двух экземплярах под копирку
(один ‒ аптеке, другой ‒ транспортной организации). Если при приемке товара в аптеке обнаружено расхождение между фактическим количе- ством и качеством поступивших ценностей и документальными данными приемная комиссия с участием представителей поставщика, представите- ля общественности от аптеки или представителя местных органов власти оформляет акт об установлении расхождения в качестве и количестве при приемке товара (ф. АП-2) в трех экземплярах: первый в вышестоящую ор- ганизацию или арбитраж, второй ‒ прилагается к товарному отчету апте- ки, третий ‒ направляется поставщику вместе с претензионным письмом и удостоверением представителя от общественности (ф. АП-33). К претен- зии по качеству прилагается также дополнительный акт отбора образцов проб и заключение лаборатории.
Учет претензий, предъявляемых поставщикам за недопоставку, брак и порчу товара, ведется на карточке учета претензий и недостач. В случае


191 обнаружения недостачи при приемке в товарном отчете товар приходуется в полной сумме. В случае поступления в аптеку товара без сопроводи- тельных документов поставщика приемная комиссия с участием предста- вителя незаинтересованной организации оформляет акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. АП-3) в двух экземплярах: первый
- прилагается к товарному отчету материально-ответственного лица, вто- рой - остается у материально-ответственного лица. Товар до получения документов поставщика реализации не подлежит и учитывается как товар, принятый на ответственное хранение.
В случае обнаружения в накладной поставщика арифметической ошибки в подсчете стоимости товара разрешается приходовать товар в исправленной сумме с уведомлением об этом поставщика.
В приходной части товарного отчета отражается не только поступле- ние товаров, но и внутриаптечные операции, вызывающие увеличение то-
варных запасов аптеки.

192
ЛЕКЦИЯ 22.
УЧЕТ ПРОЧИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Помимо товара в аптеке подлежат учету ЛРС, ВМ, тара, горючее и топливо, строительные материалы. К ЛРС относятся лекарственные рас- тения, поступающие в аптеку путем заготовки или закупки от населения и других организаций. ЛРС учитывается в аптеке в номенклатурно- количественно-суммовом выражении по заготовительным ценам.
Приход
Расход
ЛРС принимается в аптеке в высушенном виде. При передаче на склад в накладной указывается заготовительная и оптово-отпускная цена.
При переводе ЛРС в товар в акте отражается заготовительная, оптово- отпускная и розничная цены сырья. На основании акта в "Товарном от- чете" (ф. АП-25) ЛРС списывается в расход по заготовительной цене и од- новременно приходуется по учетной группе "Товар" по розничной и оп- товым ценам. Естественная трата ‒ это усушка, утряска ЛРС в процессе хранения. Нормы естественной траты утверждены в процентах от веса для каждого вида сырья.
В "Товарном отчете аптеки" движение ЛРС отражается в суммовом
(денежном) выражении, а в "Оборотной ведомости по ЛРС" ‒ по каждому наименованию.
Вспомогательные материалы ‒ это вид материальных ценностей, который используется для изготовления, упаковки и оформления ле- карств, обработки аптечной посуды, поддержания санитарного режима в аптеке. Это этикетки, пробки, крышки, капсулы, пакеты бумажные, сигна-