Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
2) НАПИШИТЕ ПИСЬМО СВОЕМУ ТЕЛУ
4) ПРОСТИТЕ СЕБЕ НЕИДЕАЛЬНОСТЬ
1)Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)
2) Упражнение «Круги опущений»
3) Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции»
4) Упражнение «Телесный диалог с подсознанием»
1)Упражнение «Расслабляющее дыхание»
Многочисленные биохимические и психофизиологические исследования убедительно свидетельствуют о природной предрасположенности человека к тому или иному типу эмоционального реагирования в критических ситуациях, которое во многом предопределяет и характер его дальнейшего поведения. С эмоциональной основой приспособительных реакций связана устойчивость поведенческих паттернов, стабильно воспроизводящихся вне зависимости от конкретного содержания событий,
Однако адаптационное поведение не является полностью врожденным, оно обогащается и изменяется за счет жизненного опыта. Л. А. Китаев-Смык приводит экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что у человека, попадающего в неприятные, но знакомые, стереотипные ситуации, возрастает содержание норадреналина в крови и, соответственно, готовность к реакциям активного типа. Эти эксперименты показывают, что возникновение тех или иных эмоциональных реакций связано не только с природными особенностями индивида, но и с его жизненным опытом. Многолетние исследования, проводимые в Центре подготовки космонавтов, позволили Л. А. Китаеву-Смыку внести существенный вклад в понимание закономерностей формирования и протекания адаптационных реакций человека. Он также обнаруживал устойчивую предрасположенность людей к определен ным типам поведения, но эта предрасположенность во многом зависела от их жизненного опыта.
Он отмечает, что активное реагирование чаще возникает тогда, когда стрессогенная ситуация субъективно возможна, то есть в опыте человека имелись аналогичные прецеденты, достаточные для формирования программы защитного, адаптивного поведения. Пассивное реагирование с большей вероятностью возникает в том случае, когда стрессогенная ситуация беспрецедентна для человека, представляется ему субъективно невозможной. В этом случае включается установка на пережидание неприятностей. При пассивном реагировании Л. А. Китаев-Смык отмечает следующие изменения в характере деятельности человека. Ухудшается его способность к наблюдению и произвольному использованию информации, хранящейся в памяти, снижается значимость полученных инструкций, действия в соответствии с инструкцией произвольно замещаются на другие действия, более удобные для испытуемого, возможно полное отвержение некоторых заданий. Человек избегает действий, требующих волевого напряжения, воспроизводятся только «механически» осуществляемые, привычные движения. Возможны избирательные «защитные» провалы в памяти, периодические «отключения» или полный отказ от деятельности. Состояние ступора является крайним вариантом пассивного реагирования в стрессе.
Яркие примеры пассивного реагирования можно встретить в описаниях поведения операторов в аварийных ситуациях. К. М. Гуревич и В. Ф. Матвеев приводят случай, когда ответственный дежурный крупной ГЭС ушел из операторской, как только начали поступать аварийные сигналы. Он вернулся только через полчаса, когда силами рядовых работников ситуация была стабилизирована. Они также описывают аварию на Московской энергосети, когда один из операторов, получив сообщение о серьезных неполадках, сел в кресло и безмолвно, в полном оцепенении просидел до тех пор, пока другой оператор не ликвидировал аварию.
Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что адаптационное поведение имеет две фазы: «программного реагирования» и последующего «ситуационного реагирования». Начало действия фрустратора автоматически «включает» первую фазу. При этом актуализируется одна из имеющихся наготове программ защитного действия. Она включается посредством эмоциональной активации за счет возникших чувств испуга, гнева, решимости и т. д. В фазе «программного реагирования» в той или иной мере «блокируется» осознание внешней визуальной информации, «сужается» ее восприятие. Возможно, это происходит для избирательного обслуживания программы адаптивного поведения. Для этой фазы характерна избыточная мобилизация энергетических и организационных ресурсов человека.
Вторая фаза - «ситуационное реагирование» - сменяет первую для воссоздания гомеостаза. Характер защитных действий и эмоциональных переживаний в этой фазе зависит от субъективного восприятия человеком эффективности своего поведения. И позитивные, и негативные оценки происходящего стимулируют коррекцию поведения. Тем не менее, нередко поведение человека остается далеко неоптимальным. Дело в том, что для фазы «ситуационного реагирования», как указывает Л. А. Китаев-Смык, характерно снижение сознательного контроля за правильностью и ценностью поступающих извне сигналов. У человека возникает концептуальная модель ситуации, которая подкрепляется за счет избирательной работы памяти и восприятия, облегчающей доступ именно той информации, которая соответствует этой модели. Общий вывод такой, что при кратковременном стрессе, неожиданно возникающих неприятностях «доступность» сознания для поступления объективной информации изменяется. Психологическая установка, изначально свойственная субъекту, облегчает усвоение той информации
, которая подкрепляет эту установку, и препятствует усвоению той информации, которая этой установке противоречит (1983, с. 251-253).
Таким образом, происходит последовательное закрепление определенного типа поведения, нередко вне зависимости от степени его реальной эффективности. Высокая устойчивость такого поведения обеспечивается как за счет природной предрасположенности, так и за счет специфического функционирования познавательных процессов. Человек оказывается не в состоянии контролировать свои действия в фазе «программного реагирования», а дальнейшая их коррекция в фазе «ситуационного реагирования» может быть малоэффективной, если не иллюзорной. Именно поэтому нас иногда так удивляет очевидно нерациональное поведение других людей в конфликтных ситуациях. Нередко нам приходится удивляться и собственным действиям. Наверно, каждый из нас может вспомнить события, после которых он с недоумением спрашивал себя: «И чего это я опять завелся? Ведь я знаю, что это бессмысленно» (или: «И чего это я опять промолчал?»). Спонтанное изменение поведенческого паттерна адаптационного синдрома маловероятно, но при специальном обучении (например, на соответствующих тренингах) возможна оптимизация поведения за счет увеличения вариантов «программного реагирования».
Особый интерес представляют исследования Л. А. Китаева-Смыка, касающиеся изменений характера мышления в стрессе. Он указывает, что наряду с неблагоприятными изменениями могут происходить и значительные улучшения познавательной активности, включая творческие озарения. Встречаются люди, которые именно в критических ситуациях начинают мыслить и действовать эффективно. Л. А. Китаев-Смык пишет, что под влиянием эмоциональных состояний, возникающих в стрессе, всегда происходят изменения в протекании мыслительных процессов. Они могут быть трех типов:
-
Гиперактивизация. -
Активизация. -
«Уход» от мышления.
Гиперактивизация характеризуется появлением навязчивых мыслей, образов, склонности к мнительно настороженному фантазированию, что может быть совершенно несвойственно человеку в обычных ситуациях.
«Уход» от мышления может проявляться в двух вариантах. Во-первых, может возникать «замещающее» мышление: человек переключается на решение проблем, не имеющих отношение к происходящим событиям, или вместо поиска рационального выхода из неприятной ситуации обращается к молитвам или каким-либо другим ритуалам. Второй вариант проявляется снижением интеллектуальной активности в целом. Это состояние ощущается как отсутствие или вялость мыслей, зацикливание на чем-то одном, невозможность сдвинуться с мертвой точки.
Активизация мышления проявляется как прилив умственной энергии, появление уверенности в возможности решения проблемы. Можно выделить два варианта активизации мышления. При первом варианте усиливается интегративное осмысление всей информации, которой располагает субъект. При втором - усиливаются процессы анализа, дезинтеграции, поиска новых информационных источников. В первом случае в сознании формируется сравнительно упрощенное, схематизированное представление о ситуации за счет выделения в ней главных, по мнению человека, аспектов и отсеивания субъективно незначимых. Происшедшее классифицируется, относится к определенному типу, в соответствии с которым из прошлого опыта «выбирается» программа реагирования. Во втором случае ситуация детально анализируется, при этом расширяется объем используемой информации за счет данных, извлекаемых дополнительно из памяти, а также креативно преобразуемых. Тем самым ситуация как бы индивидуализируется, акцентируется внимание на ее особенности и уникальности, что и позволяет найти специфичное для данного случая решение проблемы.
Каждому человеку под влиянием эмоционального включения в неприятную ситуацию устойчиво свойственен тот или иной вариант изменения мышления.
Используя тест С. Розенцвейга, мы регистрируем первую фазу адаптационного поведения - «программное реагирование». Смену
типа реакции в процессе тестирования можно интерпретировать как переход испытуемого ко второй фазе «ситуационного реагирования». Тест С. Розенцвейга содержит произвольный набор ситуаций, который не исчерпывает перечень неприятных событий, возможных в жизни человека, однако это оказывается неважным. Восприятие и эмоциональная оценка происходящего на картинках, «вживание» в ситуации для того, чтобы придумать ответ, невольная идентификация с персонажами, находящимися в состоянии фрустрации, активизирует у испытуемых программные паттерны адаптационного поведения. Поэтому анализ ответов испытуемого позволяет составить адекватное представление о его поведении при реальном столкновении с неприятностями.
Теоретические представления С. Розенцвейга о защитном реагировании в фрустрирующих ситуациях были близки к концепции адаптационного синдрома Г. Селье. С. Розенцвейг выделял три уровня индивидуальной защиты от фрустратора:
-
Клеточный (действие фагоцитов, антител и т. д.). -
Организменный (физиологические изменения в организме, происходящие вслед за возникновением тех или иных эмоций и подготавливающие его к деятельности в неблагоприятных условиях). -
Кортикальный, или личностный (формирование поведенческих реакций).
Методика предназначена для изучения реакций человека, формирующихся на третьем уровне защиты. Эти реакции С. Розенцвейг предлагает классифицировать по трем направлениям и трем типам.
По направлению реакции могут быть:
• Экстрапунитивные - обозначаются символом Е - реакции, направленные вовне (от английского «рипШуе» - карательный). Высказываются негативные эмоции по поводу возникшей ситуации, происходящих событий и причин, их породивших; окружающие люди осуждаются, критикуются, поучаются, высмеиваются либо побуждаются к действиям, при этом от них ожидается помощь советом или решение проблемы. (Все кругом виноваты в этом безобразии, они и должны все исправить.)
-
Интропунитивные - обозначаются символом I - реакции, направленные на себя. Человек считает себя источником неприятностей, признает свою вину, принимает на себя ответственность за исправление ситуации, предлагает решение проблемы сам. Иногда происшествие может интерпретироваться как благо, при этом все случившееся полностью принимается, неудовольствие не высказывается. (Я сам во всем виноват, сам исправлю ситуацию или воспользуюсь ей в своих интересах.) -
Импунитивные - обозначаются символом М – реакции без направления, в «никуда» или отсутствие реакции вообще (от английского «1трипИ:у» - безнаказанность). Ситуация рассматривается как незначительная, неприятности - как несущественные или неизбежные, с которыми все равно ничего не поделаешь. Никто не обвиняется в том, что случилось; высказываются надежды, что со временем все образуется, изменится к лучшему, кто-нибудь поможет. (Ничего не случилось, никто не виноват, ничего не надо делать.)
По типу реакции подразделяются следующим образом:
-
Реакции с фиксацией на препятствии - обозначаются символом
О-D. В реакции содержится эмоциональная оценка того, что произошло, выражается отношение именно к событию, а не к людям. Могут обсуждаться как неприятные, так и приятные или несущественные аспекты ситуации.
Реакции с фиксацией на самозащите – обозначаются символом Е-D. Обсуждаются люди, оказавшиеся в неприятной ситуации. Все высказывания имеют личную направленность: на окружающих или находящихся за пределами ситуации людей, а также на самого себя. Высказывания могут содержать обвинения, поучения, критику, замечания, а также признание собственной вины, оправдания, речь может идти об отсутствии чьей-либо вины вообще.