Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Реакции с фиксацией на разрешении ситуации - обозначаются символом М-Р. Предпринимаются самостоятельные попытки преобразовать ситуацию, ищется рациональный способ разрешения проблемы или конфликта. Человек может обращаться за советом или помощью к окружающим, требовать от них решения проблемы, предлагать совместно обсудить ситуацию и прийти к компромиссу, выражать надежду на то, что со временем все из­менится к лучшему.

При сочетании трех направлений с тремя типами реакций получается девять основных (и два дополнительных) варианта реагирования испытуемого в ситуациях фрустрации. Дополни­тельные варианты характеризуют самозащитные реакции: Е (Е с подчеркиванием) - человек отрицает свою вину, выражает убеж­денность в неправомерности высказанных в его адрес обвине­ний, 1 (I с подчеркиванием) - человек признает свою вину, но от­рицает дурные мотивы своего поведения и приводит смягчаю­щие вину обстоятельства. Все эти варианты представлены в таб­лице Приложения 1.

Помимо анализа реакций испытуемого по направленности и типу, С. Розенцвейг предлагает оценивать степень их стандар­тности с помощью показателя «групповой конформности» (обо­значаемого символом ССР). Этот показатель используется для оценки социальной адаптированности индивида.

Таким образом, в своей методике С. Розенцвейг предложил своеобразный, эффективный в практическом использовании ва­риант систематизации основных типов стресс-реагирования, выделенных в многочисленных психофизиологических экспери­ментах. Предложенное им разделение реакций по направлениям позволяет сделать выводы:

- об индивидуальной чувствительности человека к стрессу, связанной с индивидуальной оценкой событий. Если события воспринимаются в качестве фрустрирующих, тогда появляются

реакции направления Е и I. Если события не воспринимаются как фрустрирующие, то появляются реакции направления М;

- о характере реагирования человека в ситуации фрустра­ции (направление Е соответствует активному поведению в стрессе, внешне агрессивному способу реагирования, направление I от­ражает пассивное поведение в стрессе, склонность к самообви­нениям и депрессии).

Разделение реакций по типу также позволяет получить важ­ную информацию о специфике стресс-реагирования человека. Степень дезорганизации деятельности (эмоциональная хаотич­ность, ригидность, ступор) характеризуется реагированием по типу О-D. Индивидуальная подверженность стрессу, связанная с по­вышенными чувствительностью и впечатлительностью как устой­чивыми свойствами личности, замеряется количеством реакций самозащитного типа Е-D. Рациональное поведение в стрессе опи­сывается двумя показателями теста: поиском решения возник­шей проблемы (реакции по типу М-Р) или использование привыч­ного (стандартного) поведенческого репертуара, стремлением действовать, как все (ССР).


Инструкция для взрослых (и подростков)

Перед Вами набор из 24 карточек с рисунками, на которых между двумя или тремя людьми что-то происходит. Наверху в левом квадрате написано то, что говорит один из персонажей. Вам нужно придумать, что в этой ситуации может ответить ему другой человек, над которым изображен пустой квадрат.

Ответы следует вписывать в строчки бланка ответов, соот­ветствующие порядковым номерам картинок (или в правые пус­тые квадраты прямо на карточке, или сообщать мне вслух - в за­висимости от выбранного варианта тестирования). Записывайте (или говорите) первое, что приходит Вам в голову.

Длинные ответы придумывать не надо. Достаточно одного предложения или даже одного слова.

Отвечать надо обязательно прямой речью, то есть Вам надо придумать то, что человек скажет в данной ситуации. Нельзя го­ворить о том, что человек сделает (например, расстроится, отой­дет, промолчит, повесит трубку и пр.).

Нельзя давать шутливые ответы. Возможно, в аналогичной ситуации Вы бы и отшутились. Но сейчас Вам надо придумать слова, которые может сказать человек, относящийся к происходящему на картинке серьезно.

Ответы нужно придумать ко всем картинкам, не пропустив и не оставив без ответа ни одной.

Если Вам все понятно, можно приступать к работе. Время ра­боты не ограничивается, но желательно отвечать быстро, долго не раздумывая над формулировкой фразы. Если по ходу работы у Вас будут возникать вопросы, следует обратиться к экспериментатору.

Дополнительные инструкции для взрослых (и подростков)

Дополнительные инструкции даются только в том случае, если У испытуемых возникнут соответствующие вопросы.

Часто испытуемые спрашивают, как следует отвечать: так, как они ответили бы сами в данной ситуации, или так, как обычно от­вечают люди. Испытуемым нужно сказать, что это не имеет осо бого значения. Однако следует добавить, что на картинках могут встретиться такие ситуации, в которых они никогда не были и вряд ли окажутся, поэтому будет не известно, как бы они поступили и что сказали в данном случае. Следовательно, им все равно при­дется придумывать ответы. При этом можно еще раз напомнить испытуемым, что они должны придумывать ответы за человека, который все происходящее на картинках воспринимает серьез­но и шутить не склонен.

Такое пояснение действует успокаивающе и снимает насторо­женность перед очевидной проективностью теста. Человек начина­ет чувствовать себя свободнее и дает более спонтанные ответы.

Проведенные нами специальные исследования показали, что дей­ствительно не имеет значения, отвечает ли человек так, как сказал бы он сам, или придумывает, что могут ответить другие люди. В данном исследовании испытуемые получали задание придумать два отве­та. Первый - как бы они ответили сами, второй - как вообще отве­чают люди в таких ситуациях. По содержанию ответы обычно разли­чались, а по типу реакций были идентичны. Коэффициент корреля­ции между двумя вариантами выполнения теста превышал 0,9.

Иногда испытуемые спрашивают, можно ли отвечать вопро­сом на вопрос. Да, так отвечать можно.

Испытуемые могут спросить, что делать, если их ответ не помещается на строчке бланка. Скажите им, что можно дописать ответ сверху, но в дальнейшем надо стараться отвечать короче.

Некоторые картинки вызывают типичные вопросы у испытуемых.

Картинка №3: «А они знакомы?» - Все равно. Как хотите.

Картинка №5: «Это магазин или ремонтная мастерская?»

- Все равно. Как хотите.

Картинка №16: «Тут что, авария какая-нибудь?» - Да, наверно. Картинка №18: «Это книжный магазин или газетный киоск?»

- Все равно. Как хотите.

Картинка №20: «А что здесь происходит?» - Двое (изобра­женные справа) зашли в ресторан и, танцуя, заметили там свою приятельницу. Это изображено слева. Они сели на свое место, и женщина сказала: «Я бы хотела знать, поче­му она нас не пригласила?» Что ей ответит мужчина?

Если испытуемые записывали свои ответы самостоятельно, по окончании работы необходимо проверить, не остались ли ка­кие-либо ситуации без ответа. Если есть пропуски, следует попросить испытуемого дописать ответы для пропущенных ситуаций. Необ­ходимо следить за тем, правильно ли испытуемый понимает со­держание картинок. Если по ответу видно, что это не так, нужно, объяснив содержание картинки, попросить испытуемого ответить заново. Объяснять содержание ситуации надо по возможности ней­трально, чтобы не подтолкнуть испытуемого к тому или иному от­вету. Объяснение не должно содержать никаких оценок происхо­дящих на картинках событий. При групповом тестировании отсле­дить правильность понимания ситуации очень сложно, поэтому сле­дует буквально интерпретировать тот ответ, который записан, ис­ходя из того смысла, который в него вложил испытуемый.

Инструкция для детей

Перед тобой карточки с картинками. На них нарисованы дети или дети и взрослые, которые о чем-то разговаривают. То, что говорит один из детей или взрослый, написано наверху в левом квадрате. Посмотри, что происходит на картинке, и придумай, что может сказать в ответ ребенок, над которым нарисован пус­той квадрат. Нужно придумать то, что он скажет. Нельзя отве­тить, что он уйдет или обидится. Нельзя давать шутливые отве­ты. Постарайся придумать, что могут сказать мальчик или де­вочка, если ко всему, что происходит на картинке, они относят­ся серьезно. Не надо придумывать длинные ответы. Хватит од­ного предложения или даже одного слова. Если будет непонят­но, что нарисовано, или не разобрать, что написано, не стесняйся, спрашивай. Вот картинки, можешь начинать. Как тебе кажется, что девочка ответит маме?»


На вопросы детей по поводу содержания картинок следует от­вечать осторожно и неопределенно («А как тебе кажется?», «Посмотри, что они делают», «Наверно, так и есть»), подводя их к тому, чтобы они сами решили, что происходит на картинке. Даже если ребенок интерпретирует картинку не совсем так, как Вы ее понимаете, сле­дует согласиться с тем, что он говорит, и записать его ответ.

В целом содержание всех картинок дети понимают правиль­но, кроме ситуации №13. Часто они ошибочно воспринимают про­исходящее там, как игру в прятки, пятнашки или казаки-разбойни­ки. В этих случаях дети отвечают: «А в следующий раз я тебя пой­маю», - или дают ответы, близкие к этому по смыслу. За адекватно­стью понимания смысла ситуации №13 необходимо следить. Если Вы работаете с группой, надо обязательно просматривать ответы детей на эту картинку. Заметив непонимание, следует объяснить, что ре­бята рвали яблоки, одного из них поймали, а другие убегают. (Нельзя говорить, что ребята воровали яблоки.) После пояснения, следует попросить ребенка ответить на картинку еще раз.

Иногда в ответах на тест ребенок демонстрирует хорошее, вежливое поведение, что не соответствует его реальному пове­дению в действительности (об этом экспериментатору может быть известно со слов родителей, педагогов или из собственного опыта общения с ребенком). В этих случаях нельзя ставить под сомне­ние ответы ребенка и пытаться повлиять на него таким образом, чтобы он вел себя более «естественно». Следует буквально запи­сывать ответы ребенка и интерпретировать их без всякой коррек­ции. Изменение обычного поведения ребенка во время тестиро­вания может означать следующее. В обычной жизни ситуации, когда он доставляет неприятности окружающим, даже если его при этом ругают, не являются для него стрессовыми. Это для него - нор­мальный образ жизни, другого он просто не знает. Тестирование как новая, неожиданная ситуация с непонятным исходом субъек­тивно воспринимается ребенком как стрессовая, фрустрирующая, поэтому его поведение меняется. Если ребенок ведет себя кон­структивно в ситуации тестирования, то это свидетельствует о возможностях социальной коррекции. Конкретную программу рабо-оебенком следует разрабатывать, исходя из результатов те­стирования в зависимости от того, что характерно для его адап­тационной стратегии.

Пои тестировании, если это возможно, следует фиксировать пантомимические реакции ребенка, вопросы, которые он задает, и комментарии, которыми он сопровождает свою работу. Допол­нительная информация такого рода позволяет точнее интерпре­тировать ответы ребенка и повышает надежность итоговых выво­дов Ответы ребенка необходимо записывать быстро, чтобы ему не приходилось долго ждать. Тестирование должно проводиться в форме непрерывной беседы, иначе ребенок теряет интерес к ра­боте. Ему становится скучно, он начинает отвлекаться, отвечать невпопад, ориентируясь не на картинку, а на последующие фанта­зии по ее поводу, или приводить какие-нибудь случаи из своей жизни. Если экспериментатор очень медленно записывает ответы, ребенок вообще может расхотеть работать.


Разговаривать с ребенком надо доброжелательно и спокой­но, нельзя критиковать его поведение, формулировки ответов, манеру произношения. Ответы ребенка следует записывать точно, тем же «корявым», на наш взгляд, языком, которым он говорит. Не надо пытаться литературно передать смысл его высказываний