Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
2) НАПИШИТЕ ПИСЬМО СВОЕМУ ТЕЛУ
4) ПРОСТИТЕ СЕБЕ НЕИДЕАЛЬНОСТЬ
1)Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)
2) Упражнение «Круги опущений»
3) Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции»
4) Упражнение «Телесный диалог с подсознанием»
1)Упражнение «Расслабляющее дыхание»
• Реакции с фиксацией на разрешении ситуации - обозначаются символом М-Р. Предпринимаются самостоятельные попытки преобразовать ситуацию, ищется рациональный способ разрешения проблемы или конфликта. Человек может обращаться за советом или помощью к окружающим, требовать от них решения проблемы, предлагать совместно обсудить ситуацию и прийти к компромиссу, выражать надежду на то, что со временем все изменится к лучшему.
При сочетании трех направлений с тремя типами реакций получается девять основных (и два дополнительных) варианта реагирования испытуемого в ситуациях фрустрации. Дополнительные варианты характеризуют самозащитные реакции: Е (Е с подчеркиванием) - человек отрицает свою вину, выражает убежденность в неправомерности высказанных в его адрес обвинений, 1 (I с подчеркиванием) - человек признает свою вину, но отрицает дурные мотивы своего поведения и приводит смягчающие вину обстоятельства. Все эти варианты представлены в таблице Приложения 1.
Помимо анализа реакций испытуемого по направленности и типу, С. Розенцвейг предлагает оценивать степень их стандартности с помощью показателя «групповой конформности» (обозначаемого символом ССР). Этот показатель используется для оценки социальной адаптированности индивида.
Таким образом, в своей методике С. Розенцвейг предложил своеобразный, эффективный в практическом использовании вариант систематизации основных типов стресс-реагирования, выделенных в многочисленных психофизиологических экспериментах. Предложенное им разделение реакций по направлениям позволяет сделать выводы:
- об индивидуальной чувствительности человека к стрессу, связанной с индивидуальной оценкой событий. Если события воспринимаются в качестве фрустрирующих, тогда появляются
реакции направления Е и I. Если события не воспринимаются как фрустрирующие, то появляются реакции направления М;
- о характере реагирования человека в ситуации фрустрации (направление Е соответствует активному поведению в стрессе, внешне агрессивному способу реагирования, направление I отражает пассивное поведение в стрессе, склонность к самообвинениям и депрессии).
Разделение реакций по типу также позволяет получить важную информацию о специфике стресс-реагирования человека. Степень дезорганизации деятельности (эмоциональная хаотичность, ригидность, ступор) характеризуется реагированием по типу О-D. Индивидуальная подверженность стрессу, связанная с повышенными чувствительностью и впечатлительностью как устойчивыми свойствами личности, замеряется количеством реакций самозащитного типа Е-D. Рациональное поведение в стрессе описывается двумя показателями теста: поиском решения возникшей проблемы (реакции по типу М-Р) или использование привычного (стандартного) поведенческого репертуара, стремлением действовать, как все (ССР).
Инструкция для взрослых (и подростков)
Перед Вами набор из 24 карточек с рисунками, на которых между двумя или тремя людьми что-то происходит. Наверху в левом квадрате написано то, что говорит один из персонажей. Вам нужно придумать, что в этой ситуации может ответить ему другой человек, над которым изображен пустой квадрат.
Ответы следует вписывать в строчки бланка ответов, соответствующие порядковым номерам картинок (или в правые пустые квадраты прямо на карточке, или сообщать мне вслух - в зависимости от выбранного варианта тестирования). Записывайте (или говорите) первое, что приходит Вам в голову.
Длинные ответы придумывать не надо. Достаточно одного предложения или даже одного слова.
Отвечать надо обязательно прямой речью, то есть Вам надо придумать то, что человек скажет в данной ситуации. Нельзя говорить о том, что человек сделает (например, расстроится, отойдет, промолчит, повесит трубку и пр.).
Нельзя давать шутливые ответы. Возможно, в аналогичной ситуации Вы бы и отшутились. Но сейчас Вам надо придумать слова, которые может сказать человек, относящийся к происходящему на картинке серьезно.
Ответы нужно придумать ко всем картинкам, не пропустив и не оставив без ответа ни одной.
Если Вам все понятно, можно приступать к работе. Время работы не ограничивается, но желательно отвечать быстро, долго не раздумывая над формулировкой фразы. Если по ходу работы у Вас будут возникать вопросы, следует обратиться к экспериментатору.
Дополнительные инструкции для взрослых (и подростков)
Дополнительные инструкции даются только в том случае, если У испытуемых возникнут соответствующие вопросы.
Часто испытуемые спрашивают, как следует отвечать: так, как они ответили бы сами в данной ситуации, или так, как обычно отвечают люди. Испытуемым нужно сказать, что это не имеет осо бого значения. Однако следует добавить, что на картинках могут встретиться такие ситуации, в которых они никогда не были и вряд ли окажутся, поэтому будет не известно, как бы они поступили и что сказали в данном случае. Следовательно, им все равно придется придумывать ответы. При этом можно еще раз напомнить испытуемым, что они должны придумывать ответы за человека, который все происходящее на картинках воспринимает серьезно и шутить не склонен.
Такое пояснение действует успокаивающе и снимает настороженность перед очевидной проективностью теста. Человек начинает чувствовать себя свободнее и дает более спонтанные ответы.
Проведенные нами специальные исследования показали, что действительно не имеет значения, отвечает ли человек так, как сказал бы он сам, или придумывает, что могут ответить другие люди. В данном исследовании испытуемые получали задание придумать два ответа. Первый - как бы они ответили сами, второй - как вообще отвечают люди в таких ситуациях. По содержанию ответы обычно различались, а по типу реакций были идентичны. Коэффициент корреляции между двумя вариантами выполнения теста превышал 0,9.
Иногда испытуемые спрашивают, можно ли отвечать вопросом на вопрос. Да, так отвечать можно.
Испытуемые могут спросить, что делать, если их ответ не помещается на строчке бланка. Скажите им, что можно дописать ответ сверху, но в дальнейшем надо стараться отвечать короче.
Некоторые картинки вызывают типичные вопросы у испытуемых.
Картинка №3: «А они знакомы?» - Все равно. Как хотите.
Картинка №5: «Это магазин или ремонтная мастерская?»
- Все равно. Как хотите.
Картинка №16: «Тут что, авария какая-нибудь?» - Да, наверно. Картинка №18: «Это книжный магазин или газетный киоск?»
- Все равно. Как хотите.
Картинка №20: «А что здесь происходит?» - Двое (изображенные справа) зашли в ресторан и, танцуя, заметили там свою приятельницу. Это изображено слева. Они сели на свое место, и женщина сказала: «Я бы хотела знать, почему она нас не пригласила?» Что ей ответит мужчина?
Если испытуемые записывали свои ответы самостоятельно, по окончании работы необходимо проверить, не остались ли какие-либо ситуации без ответа. Если есть пропуски, следует попросить испытуемого дописать ответы для пропущенных ситуаций. Необходимо следить за тем, правильно ли испытуемый понимает содержание картинок. Если по ответу видно, что это не так, нужно, объяснив содержание картинки, попросить испытуемого ответить заново. Объяснять содержание ситуации надо по возможности нейтрально, чтобы не подтолкнуть испытуемого к тому или иному ответу. Объяснение не должно содержать никаких оценок происходящих на картинках событий. При групповом тестировании отследить правильность понимания ситуации очень сложно, поэтому следует буквально интерпретировать тот ответ, который записан, исходя из того смысла, который в него вложил испытуемый.
Инструкция для детей
Перед тобой карточки с картинками. На них нарисованы дети или дети и взрослые, которые о чем-то разговаривают. То, что говорит один из детей или взрослый, написано наверху в левом квадрате. Посмотри, что происходит на картинке, и придумай, что может сказать в ответ ребенок, над которым нарисован пустой квадрат. Нужно придумать то, что он скажет. Нельзя ответить, что он уйдет или обидится. Нельзя давать шутливые ответы. Постарайся придумать, что могут сказать мальчик или девочка, если ко всему, что происходит на картинке, они относятся серьезно. Не надо придумывать длинные ответы. Хватит одного предложения или даже одного слова. Если будет непонятно, что нарисовано, или не разобрать, что написано, не стесняйся, спрашивай. Вот картинки, можешь начинать. Как тебе кажется, что девочка ответит маме?»
На вопросы детей по поводу содержания картинок следует отвечать осторожно и неопределенно («А как тебе кажется?», «Посмотри, что они делают», «Наверно, так и есть»), подводя их к тому, чтобы они сами решили, что происходит на картинке. Даже если ребенок интерпретирует картинку не совсем так, как Вы ее понимаете, следует согласиться с тем, что он говорит, и записать его ответ.
В целом содержание всех картинок дети понимают правильно, кроме ситуации №13. Часто они ошибочно воспринимают происходящее там, как игру в прятки, пятнашки или казаки-разбойники. В этих случаях дети отвечают: «А в следующий раз я тебя поймаю», - или дают ответы, близкие к этому по смыслу. За адекватностью понимания смысла ситуации №13 необходимо следить. Если Вы работаете с группой, надо обязательно просматривать ответы детей на эту картинку. Заметив непонимание, следует объяснить, что ребята рвали яблоки, одного из них поймали, а другие убегают. (Нельзя говорить, что ребята воровали яблоки.) После пояснения, следует попросить ребенка ответить на картинку еще раз.
Иногда в ответах на тест ребенок демонстрирует хорошее, вежливое поведение, что не соответствует его реальному поведению в действительности (об этом экспериментатору может быть известно со слов родителей, педагогов или из собственного опыта общения с ребенком). В этих случаях нельзя ставить под сомнение ответы ребенка и пытаться повлиять на него таким образом, чтобы он вел себя более «естественно». Следует буквально записывать ответы ребенка и интерпретировать их без всякой коррекции. Изменение обычного поведения ребенка во время тестирования может означать следующее. В обычной жизни ситуации, когда он доставляет неприятности окружающим, даже если его при этом ругают, не являются для него стрессовыми. Это для него - нормальный образ жизни, другого он просто не знает. Тестирование как новая, неожиданная ситуация с непонятным исходом субъективно воспринимается ребенком как стрессовая, фрустрирующая, поэтому его поведение меняется. Если ребенок ведет себя конструктивно в ситуации тестирования, то это свидетельствует о возможностях социальной коррекции. Конкретную программу рабо-оебенком следует разрабатывать, исходя из результатов тестирования в зависимости от того, что характерно для его адаптационной стратегии.
Пои тестировании, если это возможно, следует фиксировать пантомимические реакции ребенка, вопросы, которые он задает, и комментарии, которыми он сопровождает свою работу. Дополнительная информация такого рода позволяет точнее интерпретировать ответы ребенка и повышает надежность итоговых выводов Ответы ребенка необходимо записывать быстро, чтобы ему не приходилось долго ждать. Тестирование должно проводиться в форме непрерывной беседы, иначе ребенок теряет интерес к работе. Ему становится скучно, он начинает отвлекаться, отвечать невпопад, ориентируясь не на картинку, а на последующие фантазии по ее поводу, или приводить какие-нибудь случаи из своей жизни. Если экспериментатор очень медленно записывает ответы, ребенок вообще может расхотеть работать.
Разговаривать с ребенком надо доброжелательно и спокойно, нельзя критиковать его поведение, формулировки ответов, манеру произношения. Ответы ребенка следует записывать точно, тем же «корявым», на наш взгляд, языком, которым он говорит. Не надо пытаться литературно передать смысл его высказываний