Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У больных шизофрений описания часто формальные, т.е. испытуемый не идентифицируется (или плохо идентифицируется) с героями, вместо эмоционального рассказа описывает детали картины (например, обстановку в комнате, одежду).

У страдающих тревожными расстройствами и невротическими состояниями рассказы интимные, содержательные, реакции на картины высокоэмоциональные.

В целом, чтобы работать с этим тестом, исследователю нужно иметь довольно богатый жизненный опыт, высокий интеллект, позволяющий анализировать сюжеты и выделять общее в них, не имея ясных критериев для этого.

Кодовое обозначение таблицы

Описание изображения

Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе

1

Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку.

Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты.

2

Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него.

Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.

3BM

На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер.

Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений.

3GF

Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо.

Депрессивные чувства.

4

Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться.

Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.

5

Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату.

Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.

6ВМ

Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза.

Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын.

6GF

Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту.

Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами.

7ВМ

Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство.

Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола.

7GF

Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону.

Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.

8ВМ

Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции

Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.

8GF

Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство.

Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями.

9ВМ

Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве.

Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.

9GF

Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу.

Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи.

10

Голова женщины на плече мужнины.

Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции.

11

Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.

Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.

12М

Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего.

Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.

12F

Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.

Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.

12BG

Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.

Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.

13MF

Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.

Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).

13В

Мальчик сидит на пороге хижины.

Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.

13G

Девочка поднимается по ступенькам.

Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.

14

Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.

Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.

15

Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.

Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.

16

Чистая белая таблица.

Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.

17ВМ

Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.

Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.

17GF

Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.

Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.

18ВМ

Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.

Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.

18GF

Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.

Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.

19

Смутное изображение хижины, занесенной снегом.

Польза под вопросом.

20

Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.

Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.


6)





Фрустрационный тест Розенцвейга

Проективный рисуночный тест для изучения особенностей поведения человека в ситуациях фрустрации

В нашей стране методика впервые была адаптирована Н. В. Тарабриной (1975) для применения в психиатрической и пси­хотерапевтической практике, но после публикации Методического пособия (1984) она стала использоваться не только в клинике, но и более широко для решения задач психологического консульти­рования, профессионального отбора и др.

Детский вариант методики был предложен С. Розенцвей­гом с соавторами в 1948 году. По данным Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова со ссылкой на С. Розенцвейга (1989), тест приме­ним на детях в возрасте от 4 до 14 лет. Наш опыт работы свиде­тельствует о более узком возрастном диапазоне применимости детского варианта теста. Дети младше 6 лет часто не понимают смысл многих изображенных на рисунках ситуаций. Эксперимен­татору приходится давать дополнительные объяснения, при этом он невольно «предлагает» вполне определенный вариант понимания того, что происходит на картинке, и тем самым задает направле­ние реакции ребенка. В результате выводы, сделанные на осно­ве тестирования, могут не соответствовать реальному спонтан­ному поведению ребенка в ситуациях фрустрации. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разобраться в содержании абсолют­ного большинства ситуаций и дать адекватные ответы. С подрост­ками старше 12 лет возникают проблемы другого рода. Подрост­ки говорят, что им не вспомнить, как ведут себя маленькие дети. Это затрудняет спонтанную идентификацию подростков с персо­нажами картинок, а сама методика кажется им неинтересной.

Таким образом, по нашим данным детский вариант теста С. Розенцвейга может быть адекватно использован на детях в воз­расте 6-12 лет. Подросткам, начиная с 7 класса, следует давать взрослый вариант теста. Взрослый вариант теста следует давать и в том случае, если ребенок младше 12-13 лет, но уже учится в 7 классе. Учащимся вспомогательных школ и коррекционных клас­сов рекомендуется давать взрослый вариант методики с 6 клас­са, так как им к этому времени уже обычно исполняется 13-14 лет из-за четырехлетнего (а не трехлетнего, как в общеобразовательных школах) начального обучения.



Существует подростковый (или молодежный) вариант теста С. Розенцвейга, упоминаемый И. Шванцарой (1978), а также его чешская адаптация. Публикации, касающиеся адаптации моло­дежного варианта теста С. Розенцвейга к российским условиям, отсутствуют.

Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. В левом квадрате в верхней части рисунка всегда написана фра­за, которую один персонаж говорит другому. С его слов ситуация предстает как неприятная либо для всех участников взаимодей­ствия, либо только для того человека, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ и должен придумать испытуемый. Своеобра­зие методики заключается в том, что представленные в ней ситу­ации выглядят крайне неопределенно: изображения - контурные и схематичные, лица и руки персонажей не прорисованы, позы невыразительны. Все это позволяет исключительно широко трак­товать события, происходящие на картинках. Несмотря на впол­не конкретную реплику одного из персонажей, далеко не всегда события воспринимаются испытуемыми как неприятные, часто со­бытия интерпретируются ими как нейтральные, не имеющие ни­какого определенного значения, иногда как забавные или даже радостные, приносящие неожиданное облегчение герою. Что имен­но увидит испытуемый в ситуации, под каким углом зрения воспримет происходящие там события, полностью определяется его индивидуальными особенностями и жизненным опытом.

Существуют ли у каждого человека какие-то устойчивые тен­денции реагировать определенным образом на неожиданно воз­никающие неприятности, или его ответы меняются в зависимос­ти от содержания ситуации, и потому предсказать его поведение практически невозможно? Наблюдения за людьми, а в дальней­шем и конкретные исследования показали, что реакции каждого человека относительно однотипны вне зависимости от того, с ка­кими трудностями или неприятностями он сталкивается, чтобы понять причины подобного поведения, следует обратиться к тео­ретической основе методики С. Розенцвейга.

Само название теста - «Фрустрационный тест» - свидетельствует о том, что основным в нем является понятие фрустрации. Психологический словарь дает следующее опреде­ление фрустрации, которое за последние годы стало наиболее принятым. «Фрустрация (от латинского «1гиз*га1ю» - обман, тщет­ное ожидание, расстройство) - психическое состояние, возника­ющее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятству­ющей достижению цели. Оно проявляется в ощущениях напряже­ния, тревожности, отчаяния, гнева, агрессивных реакциях. Сила эмоциональной реакции зависит от степени значимости блокиру­емого поведения и субъективной «близости» достижения цели» (1985, с. 381). Основной характеристикой фрустрирующей ситуа­ции являются неожиданно возникающие трудности на пути дости­жения цели, препятствующие удовлетворению потребности и субъек­тивно воспринимаемые как непреодолимые. Суть воздействия фру­стрирующей ситуации заключается в том, что она блокирует акти­вированную потребность, препятствует ее удовлетворению.


Однако анализ ситуаций, используемых в тесте С. Розенцвейга, показывает, что его автор вкладывал несколько иной смысл в тер­мин «фрустрация». Он использовал его в более широком понима­нии - как блокировку вообще. Таким образом, к фрустрирующим ситуациям, согласно С. Розенцвейгу, относятся любые вмешатель­ства, ограничения, неожиданно происходящие события, наруша­ющие самоощущение и жизнедеятельность человека.

Ситуации, изображенные на рисунках, Розенцвейг условно подразделял на два типа: «эгоблокинговые», или ситуации препят­ствия (полностью соответствуют принятому определению фруст­рации), и «суперэгоблокинговые», или ситуации обвинения.

К первому типу относятся 16 ситуаций из 24 (№№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11 -15, 18, 20, 22, 23, 24). То, что происходит на картинках, или фраза одного из персонажей обескураживают другого, сбивают его с толку, не позволяют продолжить начатую деятельность, выполнить заду­манное.

В других 8 ситуациях (№№ 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21) глав­ный герой картинки служит объектом обвинения или привлекает­ся к ответственности.

В детском варианте теста к ситуациям пре­пятствия могут быть отнесены 14 картинок (№№ 1, 2, 3, 5, 8, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24), а к ситуациям обвинения 10 картинок (№№ 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 19, 22). Однако ситуации №№ 2, 8 и 16 отличаются специфическим содержанием, которое отсутствует в других «эгоблокинговых» картинках, как детских, так и взрослых. В этих ситуациях ребенка просят поделиться чем-то своим с дру­гими детьми (например, дать на время, пока он сам не играет, свой мячик малышке). Подобные ситуации не содержат обвинения, не препятствуют осуществлению какой либо деятельности, но они могут оказаться неприятными для ребенка, так как затрагивают его чув­ство собственности. При кодировании ответов на эти ситуации возникают определенные трудности, которые будут разобраны от­дельно в главе, посвященной обработке результатов.

В целом ситуации, которые используются в тесте С. Розен­цвейга, могут быть охарактеризованы как обыденные неприят­ности, с которыми взрослые или дети часто, но всегда неожи­данно сталкиваются в своей жизни. Не имеет значения, будем ли мы считать их фрустрирующими ситуациями, которые бло­кируют активированную потребность, или конфликтами, которые возникают при столкновении интересов, или просто неприятно­стями, неожиданно нарушающими нормальное течение событий. Важно то, что они возникают неожиданно, вносят неприятный момент в происходящие события и требуют от главного героя определенных реакций, чтобы адаптироваться к тому, что слу­чилось. Такого рода реакции можно рассматривать как частные случаи, которые охватываются общим понятием психологичес­кого, или эмоционального, стресса.


Как известно, стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Как бы ни различались эти воздействия (простуда, ссора с друзья­ми, неудача в делах), система реакций остается одной и той же. Неприятное событие служит только сигналом к ее запуску. Ста­бильность реакций определяется их биологической приспособи­тельной функцией. Их цель состоит в мобилизации защитных ресурсов организма, подготовке его к функционированию в из­менившихся, неблагоприятных условиях. Этот целостный и устой­чивый комплекс биохимических и психофизиологических изме­нений, возникающий в ответ на любое внезапное нарушение нор­мальной жизнедеятельности организма, получил название общего адаптационного синдрома. Его активизация повышает способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям.

К настоящему времени многими исследованиями достоверно установлено, что одни люди предрасположены к активному, а дру­гие - к пассивному поведению в стрессе. Сам Ганс Селье, осно­воположник теории стресса, связывал это с индивидуальными различиями гормональной продукции в начальной стадии стресс-реакции (1979). Физиологи отмечают, что содержание катехоламинов в крови с высокой вероятностью коррелирует с выражен­ностью эмоциональных переживаний и личностной предрасполо­женностью к ним. Л. А. Китаев-Смык, обобщая данные исследо­ваний, заключает, что «преобладание адреналина по сравнению с норадреналином связано с возникновением реакций тревоги, страха. Напротив, преобладание норадреналина предопределя­ет чувство решительности, гнева» (1983, с. 25). М. Франкенхой-зер называла адреналин «гормоном кролика», а норадреналин - «гормоном льва» (1970). Физиологи показали, что специфика эмо­циональных реакций определяется не только гормонально, но зависит и от особенностей функционирования нервной системы.

Лицам с доминированием симпатических реакций - «симпатотоникам» - более свойственно стеническое, агрессивное пове­дение, тогда как люди с преобладанием парасимпатических ре­акций - «ваготоники» - в таких же ситуациях более склонны к деп­рессии (1975, 1983). В то же время попытки найти какие-либо связи с показателями типов высшей нервной деятельности (по Павло­ву) оказались безуспешными (В. С. Мерлин, 1981). Есть данные об индивидуальной склонности к тем или иным эмоциональным состояниям в зависимости от межполушарной асимметрии «кор­кового торможения», определяемой показателями ЭЭГ. Преоб­ладание торможения альфа-ритма в правом полушарии харак­терно для лиц, склонных к депрессивным реакциям (1983, с. 27).