Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
2) НАПИШИТЕ ПИСЬМО СВОЕМУ ТЕЛУ
4) ПРОСТИТЕ СЕБЕ НЕИДЕАЛЬНОСТЬ
1)Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)
2) Упражнение «Круги опущений»
3) Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции»
4) Упражнение «Телесный диалог с подсознанием»
1)Упражнение «Расслабляющее дыхание»
У больных шизофрений описания часто формальные, т.е. испытуемый не идентифицируется (или плохо идентифицируется) с героями, вместо эмоционального рассказа описывает детали картины (например, обстановку в комнате, одежду).
У страдающих тревожными расстройствами и невротическими состояниями рассказы интимные, содержательные, реакции на картины высокоэмоциональные.
В целом, чтобы работать с этим тестом, исследователю нужно иметь довольно богатый жизненный опыт, высокий интеллект, позволяющий анализировать сюжеты и выделять общее в них, не имея ясных критериев для этого.
Кодовое обозначение таблицы | Описание изображения | Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе |
1 | Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку. | Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты. |
2 | Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. | Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением. |
3BM | На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер. | Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений. |
3GF | Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. | Депрессивные чувства. |
4 | Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться. | Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности. |
5 | Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. | Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз. |
6ВМ | Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. | Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын. |
6GF | Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту. | Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами. |
7ВМ | Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство. | Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола. |
7GF | Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону. | Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной. |
8ВМ | Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции | Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии. |
8GF | Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство. | Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями. |
9ВМ | Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве. | Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения. |
9GF | Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу. | Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи. |
10 | Голова женщины на плече мужнины. | Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции. |
11 | Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона. | Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон. |
12М | Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего. | Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту. |
12F | Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой. | Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь. |
12BG | Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет. | Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций. |
13MF | Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура. | Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин). |
13В | Мальчик сидит на пороге хижины. | Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна. |
13G | Девочка поднимается по ступенькам. | Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ. |
14 | Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема. | Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности. |
15 | Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил. | Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства. |
16 | Чистая белая таблица. | Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей. |
17ВМ | Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату. | Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела. |
17GF | Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки. | Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин. |
18ВМ | Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны. | Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке. |
18GF | Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы. | Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью. |
19 | Смутное изображение хижины, занесенной снегом. | Польза под вопросом. |
20 | Одинокая мужская фигура ночью у фонаря. | Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно. |
6)
Фрустрационный тест Розенцвейга
Проективный рисуночный тест для изучения особенностей поведения человека в ситуациях фрустрации
В нашей стране методика впервые была адаптирована Н. В. Тарабриной (1975) для применения в психиатрической и психотерапевтической практике, но после публикации Методического пособия (1984) она стала использоваться не только в клинике, но и более широко для решения задач психологического консультирования, профессионального отбора и др.
Детский вариант методики был предложен С. Розенцвейгом с соавторами в 1948 году. По данным Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова со ссылкой на С. Розенцвейга (1989), тест применим на детях в возрасте от 4 до 14 лет. Наш опыт работы свидетельствует о более узком возрастном диапазоне применимости детского варианта теста. Дети младше 6 лет часто не понимают смысл многих изображенных на рисунках ситуаций. Экспериментатору приходится давать дополнительные объяснения, при этом он невольно «предлагает» вполне определенный вариант понимания того, что происходит на картинке, и тем самым задает направление реакции ребенка. В результате выводы, сделанные на основе тестирования, могут не соответствовать реальному спонтанному поведению ребенка в ситуациях фрустрации. Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно разобраться в содержании абсолютного большинства ситуаций и дать адекватные ответы. С подростками старше 12 лет возникают проблемы другого рода. Подростки говорят, что им не вспомнить, как ведут себя маленькие дети. Это затрудняет спонтанную идентификацию подростков с персонажами картинок, а сама методика кажется им неинтересной.
Таким образом, по нашим данным детский вариант теста С. Розенцвейга может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет. Подросткам, начиная с 7 класса, следует давать взрослый вариант теста. Взрослый вариант теста следует давать и в том случае, если ребенок младше 12-13 лет, но уже учится в 7 классе. Учащимся вспомогательных школ и коррекционных классов рекомендуется давать взрослый вариант методики с 6 класса, так как им к этому времени уже обычно исполняется 13-14 лет из-за четырехлетнего (а не трехлетнего, как в общеобразовательных школах) начального обучения.
Существует подростковый (или молодежный) вариант теста С. Розенцвейга, упоминаемый И. Шванцарой (1978), а также его чешская адаптация. Публикации, касающиеся адаптации молодежного варианта теста С. Розенцвейга к российским условиям, отсутствуют.
Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. В левом квадрате в верхней части рисунка всегда написана фраза, которую один персонаж говорит другому. С его слов ситуация предстает как неприятная либо для всех участников взаимодействия, либо только для того человека, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ и должен придумать испытуемый. Своеобразие методики заключается в том, что представленные в ней ситуации выглядят крайне неопределенно: изображения - контурные и схематичные, лица и руки персонажей не прорисованы, позы невыразительны. Все это позволяет исключительно широко трактовать события, происходящие на картинках. Несмотря на вполне конкретную реплику одного из персонажей, далеко не всегда события воспринимаются испытуемыми как неприятные, часто события интерпретируются ими как нейтральные, не имеющие никакого определенного значения, иногда как забавные или даже радостные, приносящие неожиданное облегчение герою. Что именно увидит испытуемый в ситуации, под каким углом зрения воспримет происходящие там события, полностью определяется его индивидуальными особенностями и жизненным опытом.
Существуют ли у каждого человека какие-то устойчивые тенденции реагировать определенным образом на неожиданно возникающие неприятности, или его ответы меняются в зависимости от содержания ситуации, и потому предсказать его поведение практически невозможно? Наблюдения за людьми, а в дальнейшем и конкретные исследования показали, что реакции каждого человека относительно однотипны вне зависимости от того, с какими трудностями или неприятностями он сталкивается, чтобы понять причины подобного поведения, следует обратиться к теоретической основе методики С. Розенцвейга.
Само название теста - «Фрустрационный тест» - свидетельствует о том, что основным в нем является понятие фрустрации. Психологический словарь дает следующее определение фрустрации, которое за последние годы стало наиболее принятым. «Фрустрация (от латинского «1гиз*га1ю» - обман, тщетное ожидание, расстройство) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Оно проявляется в ощущениях напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, агрессивных реакциях. Сила эмоциональной реакции зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели» (1985, с. 381). Основной характеристикой фрустрирующей ситуации являются неожиданно возникающие трудности на пути достижения цели, препятствующие удовлетворению потребности и субъективно воспринимаемые как непреодолимые. Суть воздействия фрустрирующей ситуации заключается в том, что она блокирует активированную потребность, препятствует ее удовлетворению.
Однако анализ ситуаций, используемых в тесте С. Розенцвейга, показывает, что его автор вкладывал несколько иной смысл в термин «фрустрация». Он использовал его в более широком понимании - как блокировку вообще. Таким образом, к фрустрирующим ситуациям, согласно С. Розенцвейгу, относятся любые вмешательства, ограничения, неожиданно происходящие события, нарушающие самоощущение и жизнедеятельность человека.
Ситуации, изображенные на рисунках, Розенцвейг условно подразделял на два типа: «эгоблокинговые», или ситуации препятствия (полностью соответствуют принятому определению фрустрации), и «суперэгоблокинговые», или ситуации обвинения.
К первому типу относятся 16 ситуаций из 24 (№№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11 -15, 18, 20, 22, 23, 24). То, что происходит на картинках, или фраза одного из персонажей обескураживают другого, сбивают его с толку, не позволяют продолжить начатую деятельность, выполнить задуманное.
В других 8 ситуациях (№№ 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21) главный герой картинки служит объектом обвинения или привлекается к ответственности.
В детском варианте теста к ситуациям препятствия могут быть отнесены 14 картинок (№№ 1, 2, 3, 5, 8, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24), а к ситуациям обвинения 10 картинок (№№ 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 19, 22). Однако ситуации №№ 2, 8 и 16 отличаются специфическим содержанием, которое отсутствует в других «эгоблокинговых» картинках, как детских, так и взрослых. В этих ситуациях ребенка просят поделиться чем-то своим с другими детьми (например, дать на время, пока он сам не играет, свой мячик малышке). Подобные ситуации не содержат обвинения, не препятствуют осуществлению какой либо деятельности, но они могут оказаться неприятными для ребенка, так как затрагивают его чувство собственности. При кодировании ответов на эти ситуации возникают определенные трудности, которые будут разобраны отдельно в главе, посвященной обработке результатов.
В целом ситуации, которые используются в тесте С. Розенцвейга, могут быть охарактеризованы как обыденные неприятности, с которыми взрослые или дети часто, но всегда неожиданно сталкиваются в своей жизни. Не имеет значения, будем ли мы считать их фрустрирующими ситуациями, которые блокируют активированную потребность, или конфликтами, которые возникают при столкновении интересов, или просто неприятностями, неожиданно нарушающими нормальное течение событий. Важно то, что они возникают неожиданно, вносят неприятный момент в происходящие события и требуют от главного героя определенных реакций, чтобы адаптироваться к тому, что случилось. Такого рода реакции можно рассматривать как частные случаи, которые охватываются общим понятием психологического, или эмоционального, стресса.
Как известно, стресс определяется как неспецифическая реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Как бы ни различались эти воздействия (простуда, ссора с друзьями, неудача в делах), система реакций остается одной и той же. Неприятное событие служит только сигналом к ее запуску. Стабильность реакций определяется их биологической приспособительной функцией. Их цель состоит в мобилизации защитных ресурсов организма, подготовке его к функционированию в изменившихся, неблагоприятных условиях. Этот целостный и устойчивый комплекс биохимических и психофизиологических изменений, возникающий в ответ на любое внезапное нарушение нормальной жизнедеятельности организма, получил название общего адаптационного синдрома. Его активизация повышает способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям.
К настоящему времени многими исследованиями достоверно установлено, что одни люди предрасположены к активному, а другие - к пассивному поведению в стрессе. Сам Ганс Селье, основоположник теории стресса, связывал это с индивидуальными различиями гормональной продукции в начальной стадии стресс-реакции (1979). Физиологи отмечают, что содержание катехоламинов в крови с высокой вероятностью коррелирует с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Л. А. Китаев-Смык, обобщая данные исследований, заключает, что «преобладание адреналина по сравнению с норадреналином связано с возникновением реакций тревоги, страха. Напротив, преобладание норадреналина предопределяет чувство решительности, гнева» (1983, с. 25). М. Франкенхой-зер называла адреналин «гормоном кролика», а норадреналин - «гормоном льва» (1970). Физиологи показали, что специфика эмоциональных реакций определяется не только гормонально, но зависит и от особенностей функционирования нервной системы.
Лицам с доминированием симпатических реакций - «симпатотоникам» - более свойственно стеническое, агрессивное поведение, тогда как люди с преобладанием парасимпатических реакций - «ваготоники» - в таких же ситуациях более склонны к депрессии (1975, 1983). В то же время попытки найти какие-либо связи с показателями типов высшей нервной деятельности (по Павлову) оказались безуспешными (В. С. Мерлин, 1981). Есть данные об индивидуальной склонности к тем или иным эмоциональным состояниям в зависимости от межполушарной асимметрии «коркового торможения», определяемой показателями ЭЭГ. Преобладание торможения альфа-ритма в правом полушарии характерно для лиц, склонных к депрессивным реакциям (1983, с. 27).