Файл: Правотворческая деятельность субъектов российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 4. Экспертиза проектов нормативных
правовых актов
Экспертиза является одной из важнейших технологических составляющих эффективной правотворческой деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Каче- ственно проведенная правовая экспертиза во многом предопреде- ляет дальнейшее правоприменение нормативного правового акта.
Всесторонняя детальная экспертиза обеспечивает создание науч- но обоснованной системы принимаемых актов, их согласован- ность, помогает выявить возможные негативные социальные, экономические, юридические, экологические и иные послед- ствия, которые может вызвать реализация этих актов.
В настоящее время наблюдается тенденция к развитию и рас- ширению института экспертизы проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, по справедливому замечанию некоторых уче- ных-правоведов, теория экспертиз (экспертология) на сегодняш-

78 ний день разработана недостаточно
1
. Особенно это касается мето- дологических основ экспертизы в системе социальных институтов.
Институт экспертизы все больше утверждается в практике российского законотворчества. В настоящее время основная часть законопроектов перед рассмотрением законодательным ор- ганом предварительно направляется на экспертизу в правовую службу самого законодательного органа
2
. Основным ориентиром в работе экспертов выступают нормы Конституции Российской
Федерации, специального законодательства в области экспертизы законопроектов. Лишь при этом условии выводы экспертов будут действительно обоснованными и в рамках закона.
В основе методологии экспертно-аналитической деятельности лежат методы анализа (включая методы формально-логического, сравнительного анализа) и экспертных оценок. Подготовленный нормативно-правовой проект подвергается анализу и оценке с точки зрения его содержания, формы, порядка принятия, а также соответствия требованиям юридической техники.
Экспертный анализ проекта нормативного правового акта должен отвечать требованиям: полноты; всесторонности; обоснованности формулируемых выводов.
Анализ проекта нормативного правового акта предполагает исследование его текста с целью уяснения существа регулируе- мых вопросов, а также выявления вопросов, которые могут воз- никнуть на практике в связи с принятием данного нормативного правового акта. В результате анализа эксперт, опираясь на свои знания, необходимые для разрешения специальных вопросов, возникающих в процессе экспертизы, и на свой опыт, должен оценить представленный проект с точки зрения: наличия в нем достоинств и недостатков; обоснованности социальной значимости принимаемых решений; связей проекта с другими нормативными правовыми актами.
Для получения более полных и качественных результатов экс- пертизы необходимо обеспечить доступ экспертов к информации, имеющей значение для оценки проекта. В этом отношении они
1
Сидельников Ю. В. Системный анализ технологии экспертного прогнози- рования. М., 2007. 348 с.
2
О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Россий- ской Федерации : утв. постановлением Государственной Думы Федерального
Собрания Рос. Федерации от 22 янв. 1998 г. № 2134-II ГД с изм. и доп. Ст. 11, ч. 1, п. «з. 2».


79 должны иметь возможность знакомиться с материалами и доку- ментами, связанными с подготовкой проекта (включая отзывы и заключения, полученные в ходе его согласования и обсуждения); пользоваться банками данных по законодательству Федерального информационного центра; получать дополнительные материалы и документы для всесторонней и объективной оценки соответ- ствующего проекта.
Экспертиза проектов нормативных правовых актов предпола- гает как юридическую их оценку (правовая экспертиза), так и оценку с точки зрения профильной направленности (специализи- рованная экспертиза).
Правовая экспертиза включает оценку проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использо- вания правовых категорий; соотношения проектируемых реше- ний с другими актами, включая договоры и соглашения Россий- ской Федерации с иностранными государствами, а также призна- ваемые Российской Федерацией международно-правовые акты, и внутренней их последовательности; обеспечения системности законодательства; обоснованности выбора формы акта, коррект- ности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики. Целью правовой экспертизы является сопоставление подготовленного проекта с действующими нормативными право- выми актами на предмет их взаимосогласованности, встроенно- сти в общую систему правовых актов. При этом оценивается вза- имосвязь отдельных предписаний самого проекта, выявляются возможные противоречия, несогласованности в его тексте.
Содержание специализированной экспертизы состоит в анали- зе конкретной проблемы, составляющей предмет будущего зако- на, — экономической, финансовой, научно-технической, эколо- гической, социальной и пр. Близкой по характеру к специализи- рованной, но все же обладающей определенной спецификой яв- ляется лингвистическая экспертиза. Она в основном сводится к оценке соответствия текста представленного проекта нормам со- временного русского литературного языка с учетом функцио- нально-стилистических особенностей правовых текстов.
Учитывая специфику экспертизы как одной из разновидностей творческой, интеллектуальной деятельности, особое внимание хотелось бы обратить на экспертов — субъектов, осуществляю- щих эту деятельность. В ходе проведения экспертизы эксперту приходится высказывать суждение о характере проблемной ситу- ации, требующей правовой регламентации, и об оптимальных


80 путях и методах ее разрешения. Выводы эксперта должны отра- жать наиболее важные, существенные аспекты предлагаемого решения конкретной правовой задачи. Особо должно быть отме- чено, не может ли вопрос быть урегулирован внеправовыми ме- тодами либо на основе действующего законодательства, а также какие позитивные и негативные последствия в экономическом, социальном, политическом, правовом и ином плане может по- влечь за собой предлагаемое решение (либо каждое из предлага- емых альтернативных решений). Желательно, чтобы эксперты не ограничивались абстрактными, общими рассуждениями и заме- чаниями, а излагали конкретные конструктивные предложения по предмету проекта, формулировали прогнозные оценки развития законодательства в соответствующей сфере, а также предложения по его совершенствованию.
В заключении эксперта должна быть четко и аргументирован- но выражена позиция в отношении общей идеи, концепции бу- дущего акта, своевременности его принятия. Важно также оце- нить проект с точки зрения обеспеченности проектируемых пра- вовых решений финансовыми, организационными и иными ме- рами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т. п., а также с точки зрения целесообразности предполагаемых затрат на проект с учетом ожидаемых результатов.
Что касается законопроекта, то его оценка экспертом, помимо вышеперечисленного, должна включать: связь будущего закона с общей системой действующего законодательства; обоснование необходимости в определенных случаях именно законодательно- го урегулирования конкретной ситуации (проблемы); оправдан- ность принимаемых правовых решений с учетом тенденций и перспектив развития соответствующей сферы законодательства.
В целях выработки возможно единообразных подходов к проведению экспертизы законопроектов экспертам целесооб- разно ориентироваться на определенный круг вопросов. По нашему мнению, перечень этих вопросов может быть приблизи- тельно следующим: насколько данный проект нормативного правового акта актуа- лен, соответствует ли он направлениям общей правовой политики в регулировании данной сферы общественных отношений; каковы цели предлагаемого законодательного регулирования проекта; соответствуют ли положения проекта нормативного правового акта принципам Конституции Российской Федерации и нормам международного права;


81 имеется ли в самом проекте нормативного правового акта ме- ханизм реализации заложенных в нем норм, насколько он реален и эффективен; может ли предлагаемый проект нормативного правового акта вызвать какие-либо коллизии в законодательстве; потребуется ли с принятием данного нормативного правового акта внести изменения в действующие нормативные правовые акты; насколько полно урегулированы в предлагаемом проекте нор- мативного правового акта вопросы, составляющие предмет его регулирования; не останутся ли пробелы в законодательстве после принятия подготавливаемого акта, нет ли в проекте «избыточных» норм; каков затратный механизм представленного проекта
1
Это помогает выработке неких стандартов экспертной дея- тельности, способствуя тем самым определенной унификации данного вида деятельности.
Экспертиза должна основывается на принципах. К ним могут быть отнесены: соблюдение законности; профессионализм и независимость лиц, осуществляющих экс- пертизу проекта нормативного правового акта; полнота анализа проекта нормативного правового акта и обос- нованность сделанных выводов.
Наряду с методами общего характера достаточно широко ис- пользуются так называемые специальные методы: социологический метод; метод сравнительного правоведения; метод комплексного исследования и др.
Сегодня в отечественной практике при проведении различных экспертиз применяется метод обобщения. Он наиболее результа- тивен применительно к экспертизе правовых актов субъектов
Российской Федерации.
В качестве экспертов необходимо привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и практическим опытом в определенной области в зависимости от содержания проекта нормативного правового акта.
Согласно действующему законодательству осуществление указанной функции возложено на Министерство юстиции Рос- сийской Федерации. Юридическая экспертиза проводится в соот-
1
Нормотворческая юридическая техника. С. 124.

82 ветствии с постановлением Правительства Российской Федера- ции «О дополнительных функциях Министерства юстиции Рос- сийской Федерации»
1
, приказом Министерства юстиции Россий- ской Федерации «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъек- тов Российской Федерации»
2
Оптимизации технологии проведения экспертизы правовых ак- тов субъектов Российской Федерации в Министерстве юстиции
Российской Федерации могла бы способствовать работа по систе- матическому обобщению результатов экспертизы с целью выявле- ния наиболее типичных ошибок, допускаемых правотворческими органами субъектов Российской Федерации, распространения по- зитивного опыта в регламентации общественных отношений, а также обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.
С учетом профиля рассматриваемого проекта нормативного правового акта иногда необходимо проведение комплексной экс- пертизы. Это вызвано тем, что экспертам в подобных случаях приходится выйти «за пределы» анализа лишь правовых явлений и вторгнуться в сферу иных отношений (экономических, полити- ческих и др.). Методологическая ценность комплексного подхода в том, что он как раз и помогает с достаточной полнотой оценить предлагаемое в проекте многоплановое правовое регулирование.
В подобной ситуации важно привлечение к экспертизе специали- стов разных отраслей знания, хорошо разбирающихся в специфи- ке соответствующей отрасли и способных на достаточно профес- сиональном уровне осуществить системную (комплексную) экс- пертизу проекта нормативного правового акта
3
Особое место среди правовых экспертиз занимает антикор- рупционная экспертиза.
Вопросы, относящиеся к антикоррупционной экспертизе нор- мативных правовых актов (проектов), в настоящее время приоб- ретают все большую актуальность, поскольку они связаны с дея-
1
О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федера- ции : постановление Правительства Рос. Федерации от 3 июня 1995 г. № 550 с изм. и доп.
2
Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 31 мая 2012 г. № 87 с изм. и доп.
3
Надеев Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция.
1998. № 1. С. 38—40.


83 тельностью органов государственной власти и должностных лиц по регулированию основных сфер жизнедеятельности общества, а в условиях роста количества коррупционных преступлений приобретают особое значение. Проблемам института антикор- рупционной экспертизы только за последние семь лет на диссер- тационном уровне посвящены многие работы
1
Для исследования любого правового института первоочеред- ное значение имеет верное раскрытие его понятия и содержания.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикор- рупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не содержит определения термина
«антикоррупционная экспертиза». Лишь только в модельном за- коне «Основы законодательства об антикоррупционной полити- ке»
2
закреплено, что она состоит в деятельности специалистов
(экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факто- ров, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
Если обратиться к этимологии слова «экспертиза», то в слова- ре русского языка оно означает рассмотрение какого-нибудь во- проса экспертами для вынесения заключения
3
Существует множество подходов к толкованию понятия «анти- коррупционная экспертиза», раскрывающих его основные харак- теристики как через внешние, так и через внутренние признаки.
1
См.: Юлегина Е. И. Антикоррупционная экспертиза нормативных право- вых актов и их проектов в системе взаимодействия ее субъектов (администра- тивно-правовой аспект) : дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. 203 с. ; Ермако- ва А. В. Антикоррупционная экспертиза как элемент законодательного процесса в субъектах Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.,
2014. 25 с. ; Мелешко А. О. Административно-правовое регулирование анти- коррупционной экспертизы правовых актов : автореф. дис. … канд. юрид. наук.
Омск, 2015. 26 с. ; Ланцевич Ю. М. Организационно-правовые основы деятель- ности правоохранительных органов по проведению антикоррупционной экспер- тизы нормативных правовых актов и иx проектов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 30 с. ; Балдин А. К. Правовые вопросы организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами Миню- ста России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 145 с.
2
Основы законодательства об антикоррупционной политике : модельный закон : принят на двадцать втором заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 22-15 от 15 нояб. 2003 г.) //
Информационный бюллетень / Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 225—260.
3
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 787.