Файл: Правотворческая деятельность субъектов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
Преамбула — это часть нормативного правового акта, содер- жащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к его принятию (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого нормативного правового акта.
Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия нормативного правового акта, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе реализации нормативного правового акта. Раз- граничим эти близкие между собой понятия. Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает его поведение осмыс- ленным и последовательным. Цель — это конечный результат, ко- торого хочет достичь законодатель, принимая нормативный право- вой акт. Задачи — это постановка проблемы, которая требует раз- решения с помощью нормативного правового акта.
Включение этих компонентов в преамбулу нормативного пра- вового акта имеет прежде всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовле- творять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону.
Значение преамбулы велико. Она помогает глубже и полнее понять значение нормативного правового акта, заостряет внима- ние на актуальных вопросах правового регулирования; устанав- ливая цели и задачи, которые стоят перед нормативным право- вым актом, официально констатирует эти положения и тем са- мым обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдельных норм акта; формирует правосознание пользователей нормативного правового акта, мобилизует общественность на осуществление юридических предписаний, можно сказать, про- граммирует адресатов на предписанное поведение; способствует добровольной реализации положений нормативного правового акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необхо- димости поступать так, как предписывает данный нормативный правовой акт.
Преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: необходимость мотивировать принятие нормативного правового акта сдерживает их от принятия ненужных нормативных актов.
Структурные единицы текста.Каждая из разновидностей правотворческой графики (рубрикационная, заголовочная, гра- фика статей, вспомогательная) выполняет свои функции в оформлении внешней стороны документа. Так, рубрикационная графика нормативного правового акта представляет собой разде-
63 ление текста (содержания) на составные, логически связанные элементы (отделы, разделы, подразделы, части, главы, параграфы и др.). Рубрикационность текста зависит от юридической силы нормативного правового акта, от содержания его норм, объема нормативного материала.
Организация содержания текста путем его членения и оглавле- ния есть юридическая графика. С ее помощью текст нормативного правового акта приобретает композиционную стройность, унифи- цированность. Более того, юридическая графика служит упорядо- чению мыслей самого законодателя, а текст нормативного право- вого акта приобретает смысловую завершенность и спаянность.
Вместе с тем текст нормативного правового акта — это це- лостное единство. Его деление на отдельные фрагменты не ис- ключено, однако они должны рассматриваться не как нечто пол- ностью самостоятельное, а как части целого, как составляющие нормативного правового акта.
Часть. Это самое крупное подразделение нормативного пра- вового акта. Обычно деление на части используется при форми- ровании ведущих отраслевых нормативных правовых актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих от- раслей права.
Для группировки нормативного материала на части могут быть использованы различные критерии: ф у н к ц и о н а л ь н ы й критерий. Он подходит для отрас- лей права, имеющих очень длительную историю существования.
Функциональный критерий предполагает объединение норматив- ных предписаний по роли, которую они играют в правовом регу- лировании в той или иной отрасли права. Как правило, в таком случае выделяется общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного правового акта общие норма- тивные предписания, избежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части находится весь остальной нормативный материал; п р е д м е т н ы й критерий. Здесь нормативный материал располагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть нормативного правового акта. Как правило, они раз- ные, но связаны друг с другом. Данная схема деления норматив- ного правового акта применяется для оформления сравнительно молодых отраслей права, тем не менее уже накопивших значи- тельный объем нормативного материала; с м е ш а н н ы й критерий. Он предполагает выделение в нормативном правовом акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному.
64
Раздел. Эта структурная единица в нормативных правовых ак- тах может не встречаться. Но когда она есть, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институ- тов). Разделы используются и в некодифицированных актах.
Глава.Назначение данной структурной единицы состоит в оформлении правового института (обособленный комплекс пра- вовых предписаний, обеспечивающий цельное регулирование определенной группы родственных общественных отношений) или субинститута (совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений).
Статья. Это основная структурная единица текста норматив- ного правового акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т. е. правило по- ведения, регулирующее то или иное общественное отношение.
Статья содержит один либо несколько фрагментов правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам. Статьи нумеруются, им присваивается название.
Параграф — это довольно редко используемая структурная единица текста нормативного правового акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило, ведомственных.
Причем упрекнуть создателей этих актов в своеволии нельзя. Па- раграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов.
Пункт. В законах эта структурная единица является вторич- ной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсут- ствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а недиф- ференцированный текст. Пункты нумеруются (хотя не всегда), но не озаглавливаются.
Подпункт. Эта структурная единица в большей мере исполь- зуется в подзаконных актах для градации текста больших пунк- тов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.
Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается со строчной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписа- ние, сформулированное в абзаце, является органичной или не- разрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой.
Примечание — часть нормативного правового акта, которая представляет государственно-властное установление, предназна- ченное для специального текстового или символического подчер- кивания, имеющее сопроводительный характер.
65
Примечание обладает следующими особенностями: имеет обязательный характер, являясь государственно- властным установлением; обладает такой же юридической силой, что и сопровождаемая им норма; существует для акцентирования внимания на определенном фрагменте сопровождаемой нормы.
Заключительные положения — это структурная часть норма- тивных актов, которая вызывает большое количество споров. За- конодатель стал ее использовать недавно. В других странах, в частности в Германии, ее выделять не принято. Там в конце тек- ста нормативного правового акта помещается так называемая за- ключительная формула, где отражаются сведения об одобрении верхней палатой, подписании закона, об опубликовании. Анализ российских нормативных правовых актов не позволяет выявить какое-либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся произвольно.
Вот перечень возможных вопросов заключительной части закона: о вступлении закона в силу; о приведении законодательства в соответствие с законом; о внесении изменений в действующие законодательные акты; о признании нормативных актов утратившими силу; о распространении действия норм закона на тех или иных субъектов; об обратной силе закона; о полномочиях субъектов правоотношений; об ответственности за нарушение норм закона; об обжаловании действий субъектов правоотношений; о порядке рассмотрения споров; о сроках исковой давности; об освобождении от уплаты тех или иных сборов; о символах государственной власти; о мерах по реализации закона; о регистрации и перерегистрации субъектов правоотношений; о финансировании исполнительных структур.
Заключительная часть должна содержать положения, направ- ленные на поддержание баланса в правовой системе.
Приложение — не обязательная структурная единица норма- тивного правового акта. Ее, скорее, можно назвать редкой. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного пра- вового акта и облегчающие понимание смысла его статей.
66
В приложении может быть приведена программа меропри- ятий, связанных с реализацией принятого нормативного пра- вового акта.
Приложения следуют за заключительными положениями. Ес- ли в тексте нормативного правового акта идет прямое указание на использование того или иного приложения, оно официально счи- тается частью данного нормативного правового акта. Представ- ляется, что такой правотворческий прием следует использовать как можно чаще.
Правила расположения структурных единиц текста
1
: все структурные единицы нормативного правового акта
(и большие, и маленькие) должны иметь сквозную нумерацию, в противном случае пользователи будут путаться; все крупные структурные единицы (в том числе статьи) по воз- можности должны иметь специальные заголовки. Главная функция заголовков — информационная. Их использование позволяет ла- конично выразить суть нормативных предписаний, что помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале; располагать нормативный материал надо так, чтобы более важные предписания предшествовали менее важным; правило должно излагаться до исключения; положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях; материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные — перед процессуальными.
Логические требования. Структурирование нормативных правовых актов, формулирование терминов и понятий, предло- жений, дефиниций невозможно вне требований и приемов фор- мальной логики. Юридическая логика — это логика, которая дей- ствует в контексте социальных условий, политики государствен- ной власти и групп людей. Особенностями юридической логики является установление задач, выбор средств, диалектическое со- отношение между целями и средствами, иерархия ценностей, из- менчивость правил, эластичность норм права — все это отклоня- ет юридическую логику к зонам разноплановости, изменяемости и неточности идей, отдаляющих юридические рассуждения от формальной строгости и логического совершенства математиков и компьютерщиков. Юридическая логика отличается большим своеобразием. Рассмотрим ее особенности:
1
См. подробнее: Кашанина Т. В. Указ. соч.
67 при принятии юридического решения (нормативного или ин- дивидуального) необходимо устанавливать задачи, которые яв- ляются основными; юридическое решение всегда предполагает выбор средств, а также требует находить оптимальное соотношение между целями и средствами; в основе юридического решения лежит система ценностей.
Однако важно установить иерархию ценностей для того, чтобы принять правильное решение; юридические правила — это правила изменчивые, поскольку они регулируют социальную жизнь, находящуюся в динамике.
Факторов, влияющих на правотворческую логику, множество.
Их влияние неоднозначно и поэтому неодинаково. Перечислим лишь некоторые их них: социальные условия, политика, мораль, общественное мнение, мировоззрение законодателей.
Юридическая логика должна быть в большей степени логикой эффективности и логикой общества, чем чисто абстрактной и иногда слепой логикой. Тем не менее юридическая логика не должна быть расплывчатой, эластичной и неустойчивой, по- скольку это быстро лишит юридические конструкции и правовые ситуации всяких гарантий, а право — авторитета.
Юридическая логика дает возможность: выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают внимания при упорядочении социальной жизни; обеспечить точность в процессе правового регулирования; выработать оптимальное юридическое решение; достичь справедливости при разрешении общих правовых проблем (в процессе правотворчества) и конкретных юридиче- ских дел (в правоприменении); реализовать принцип гуманизма на деле, а не только его про- возгласить; сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их защиту; гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия юридических решений.
Характер юридической логики накладывает отпечаток на ло- гические правила, используемые при составлении нормативных правовых актов. Таких правил достаточно много. Некоторые ло- гические правила имеют общий характер. Они важны при приня- тии всех юридических решений (нормативных и индивидуаль- ных) и при составлении всех правовых документов. И есть спе- цифические логические правила, т. е. характерные для право- творческой техники.
68
К общим логическим правилам относятся:
1) единообразное понимание терминов;
2) согласованность различных частей правового документа;
3) согласованность различных правовых документов;
4) отсутствие противоречий между частями правового доку- мента;
5) отсутствие противоречий между различными правовыми документами;
6) последовательность мыслительных операций, используе- мых при построении правового документа;
7) убедительность правового документа.
Специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества:
1) обоснование мотивов принятия нормативного правового ак- та (правило мотивации);
2) соответствие нормативного правового акта общим принци- пам системы законодательства;
3) однородность правовых обобщений, помещаемых в норма- тивный правовой акт (правило отраслевой типизации);
4) классификация нормативных предписаний;
5) регламентирование всех элементов логической нормы права;
6) обеспеченность нормативных предписаний санкциями;
7) отсутствие дублирования нормативных предписаний.
Анализ правотворческой практики показывает, что разнобой, разновариантность и, как следствие этого, противоречивость норм чаще всего встречаются при коллективной подготовке про- ектов законов и иных нормативных правовых документов. Речь идет о случаях, когда разными составителями подготавливаются отдельные статьи, главы, разделы проекта документа. Здесь сле- дует обращать особое внимание на согласованность текста и его частей, и не только внутри самого текста, но и в связи с действу- ющим законодательством.
Специфика нормативной правовой нормы как «логико- языкового феномена» состоит в том, что она не просто отражает действительность, а сформулирована по принципу «как должно быть», какой правопорядок целесообразнее.
Полностью избежать ошибок в выборе того или иного право- вого порядка невозможно, однако свести их к минимуму помога- ет конкретизация данного закона логики в правотворчестве. Здесь он приобретает следующую формулу: правовое регулирование имеет достаточные основания. Иначе говоря, правовые нормы как важнейшая разновидность специальных регуляторов должны иметь достаточные основания, предопределяемые прагматизмом
69 самой общественной жизни, для регламентирования обществен- ных отношений. В этом случае они могут характеризоваться как доказательственные и аргументированные регуляторы фактиче- ских общественных отношений.
Законы логики являются важнейшим элементом правотворче- ства и имеют определенную специфику в ходе подготовки текста будущих правовых норм, что дает основание считать их в значи- тельной мере самостоятельным требованием правотворческой юридической технологии.
Языковые требования.Языковую основу нормативного право- вого текста составляют предложения, устойчивые словосочетания, слова и аббревиатуры — так называемые языковые единицы. Мис- сия юристов как профессиональной группы состоит в том, чтобы на основе установок, задаваемых государственной властью, разра- батывать и применять правовые нормы, одновременно способ- ствующие разделению труда и сотрудничеству между людьми. В процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы нормы права точно отражали объективную реальность.
Юридический язык специфичен. Это отмечают все авторы, по- святившие научные исследования законодательной лингвистике.
Юридический язык основан на следующих принципах
1
Принцип корректности — текст нормативного акта должен полностью соответствовать лексическим, грамматическим и сти- листическим стандартам литературного русского языка.
Принцип стабильности — подразумевает использование об- щепринятых слов и словосочетаний, языковых оборотов, тради- ционно употребляемых в речи.
Принцип информативности — заключается во включении в нормативные акты нормативных предписаний, содержание кото- рых позволяет субъектам права с достаточной точностью уяс- нить, каким должно быть их поведение.
Основная языковая единица текста нормативного правового акта образована из слов и устойчивых словосочетаний, подчине- на закономерностям организации текста нормативного правового акта и выступает способом выражения норм права. Уровень адек- ватности воли и интересов законодателя зависит от технического качества предложения. Для достижения указанной цели должны учитываться следующие требования: соответствие грамматической формы. Особенности регуля- тивной природы права, предписывающий характер правовой ин-
1
См. подробнее: Шугрина Е. С. Техника юридического письма : учеб.-практ. пособие. М., 2000. 272 с.