Файл: Правотворческая деятельность субъектов российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62
Преамбула — это часть нормативного правового акта, содер- жащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к его принятию (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого нормативного правового акта.
Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия нормативного правового акта, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе реализации нормативного правового акта. Раз- граничим эти близкие между собой понятия. Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает его поведение осмыс- ленным и последовательным. Цель — это конечный результат, ко- торого хочет достичь законодатель, принимая нормативный право- вой акт. Задачи — это постановка проблемы, которая требует раз- решения с помощью нормативного правового акта.
Включение этих компонентов в преамбулу нормативного пра- вового акта имеет прежде всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовле- творять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону.
Значение преамбулы велико. Она помогает глубже и полнее понять значение нормативного правового акта, заостряет внима- ние на актуальных вопросах правового регулирования; устанав- ливая цели и задачи, которые стоят перед нормативным право- вым актом, официально констатирует эти положения и тем са- мым обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдельных норм акта; формирует правосознание пользователей нормативного правового акта, мобилизует общественность на осуществление юридических предписаний, можно сказать, про- граммирует адресатов на предписанное поведение; способствует добровольной реализации положений нормативного правового акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необхо- димости поступать так, как предписывает данный нормативный правовой акт.
Преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: необходимость мотивировать принятие нормативного правового акта сдерживает их от принятия ненужных нормативных актов.
Структурные единицы текста.Каждая из разновидностей правотворческой графики (рубрикационная, заголовочная, гра- фика статей, вспомогательная) выполняет свои функции в оформлении внешней стороны документа. Так, рубрикационная графика нормативного правового акта представляет собой разде-


63 ление текста (содержания) на составные, логически связанные элементы (отделы, разделы, подразделы, части, главы, параграфы и др.). Рубрикационность текста зависит от юридической силы нормативного правового акта, от содержания его норм, объема нормативного материала.
Организация содержания текста путем его членения и оглавле- ния есть юридическая графика. С ее помощью текст нормативного правового акта приобретает композиционную стройность, унифи- цированность. Более того, юридическая графика служит упорядо- чению мыслей самого законодателя, а текст нормативного право- вого акта приобретает смысловую завершенность и спаянность.
Вместе с тем текст нормативного правового акта — это це- лостное единство. Его деление на отдельные фрагменты не ис- ключено, однако они должны рассматриваться не как нечто пол- ностью самостоятельное, а как части целого, как составляющие нормативного правового акта.
Часть. Это самое крупное подразделение нормативного пра- вового акта. Обычно деление на части используется при форми- ровании ведущих отраслевых нормативных правовых актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих от- раслей права.
Для группировки нормативного материала на части могут быть использованы различные критерии: ф у н к ц и о н а л ь н ы й критерий. Он подходит для отрас- лей права, имеющих очень длительную историю существования.
Функциональный критерий предполагает объединение норматив- ных предписаний по роли, которую они играют в правовом регу- лировании в той или иной отрасли права. Как правило, в таком случае выделяется общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного правового акта общие норма- тивные предписания, избежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части находится весь остальной нормативный материал; п р е д м е т н ы й критерий. Здесь нормативный материал располагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть нормативного правового акта. Как правило, они раз- ные, но связаны друг с другом. Данная схема деления норматив- ного правового акта применяется для оформления сравнительно молодых отраслей права, тем не менее уже накопивших значи- тельный объем нормативного материала; с м е ш а н н ы й критерий. Он предполагает выделение в нормативном правовом акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному.

64
Раздел. Эта структурная единица в нормативных правовых ак- тах может не встречаться. Но когда она есть, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институ- тов). Разделы используются и в некодифицированных актах.
Глава.Назначение данной структурной единицы состоит в оформлении правового института (обособленный комплекс пра- вовых предписаний, обеспечивающий цельное регулирование определенной группы родственных общественных отношений) или субинститута (совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений).
Статья. Это основная структурная единица текста норматив- ного правового акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т. е. правило по- ведения, регулирующее то или иное общественное отношение.
Статья содержит один либо несколько фрагментов правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам. Статьи нумеруются, им присваивается название.
Параграф это довольно редко используемая структурная единица текста нормативного правового акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило, ведомственных.
Причем упрекнуть создателей этих актов в своеволии нельзя. Па- раграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов.
Пункт. В законах эта структурная единица является вторич- ной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсут- ствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а недиф- ференцированный текст. Пункты нумеруются (хотя не всегда), но не озаглавливаются.
Подпункт. Эта структурная единица в большей мере исполь- зуется в подзаконных актах для градации текста больших пунк- тов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.
Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается со строчной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписа- ние, сформулированное в абзаце, является органичной или не- разрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой.
Примечание — часть нормативного правового акта, которая представляет государственно-властное установление, предназна- ченное для специального текстового или символического подчер- кивания, имеющее сопроводительный характер.


65
Примечание обладает следующими особенностями: имеет обязательный характер, являясь государственно- властным установлением; обладает такой же юридической силой, что и сопровождаемая им норма; существует для акцентирования внимания на определенном фрагменте сопровождаемой нормы.
Заключительные положения — это структурная часть норма- тивных актов, которая вызывает большое количество споров. За- конодатель стал ее использовать недавно. В других странах, в частности в Германии, ее выделять не принято. Там в конце тек- ста нормативного правового акта помещается так называемая за- ключительная формула, где отражаются сведения об одобрении верхней палатой, подписании закона, об опубликовании. Анализ российских нормативных правовых актов не позволяет выявить какое-либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся произвольно.
Вот перечень возможных вопросов заключительной части закона: о вступлении закона в силу; о приведении законодательства в соответствие с законом; о внесении изменений в действующие законодательные акты; о признании нормативных актов утратившими силу; о распространении действия норм закона на тех или иных субъектов; об обратной силе закона; о полномочиях субъектов правоотношений; об ответственности за нарушение норм закона; об обжаловании действий субъектов правоотношений; о порядке рассмотрения споров; о сроках исковой давности; об освобождении от уплаты тех или иных сборов; о символах государственной власти; о мерах по реализации закона; о регистрации и перерегистрации субъектов правоотношений; о финансировании исполнительных структур.
Заключительная часть должна содержать положения, направ- ленные на поддержание баланса в правовой системе.
Приложение — не обязательная структурная единица норма- тивного правового акта. Ее, скорее, можно назвать редкой. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного пра- вового акта и облегчающие понимание смысла его статей.

66
В приложении может быть приведена программа меропри- ятий, связанных с реализацией принятого нормативного пра- вового акта.
Приложения следуют за заключительными положениями. Ес- ли в тексте нормативного правового акта идет прямое указание на использование того или иного приложения, оно официально счи- тается частью данного нормативного правового акта. Представ- ляется, что такой правотворческий прием следует использовать как можно чаще.
Правила расположения структурных единиц текста
1
: все структурные единицы нормативного правового акта
(и большие, и маленькие) должны иметь сквозную нумерацию, в противном случае пользователи будут путаться; все крупные структурные единицы (в том числе статьи) по воз- можности должны иметь специальные заголовки. Главная функция заголовков — информационная. Их использование позволяет ла- конично выразить суть нормативных предписаний, что помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале; располагать нормативный материал надо так, чтобы более важные предписания предшествовали менее важным; правило должно излагаться до исключения; положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях; материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные — перед процессуальными.
Логические требования. Структурирование нормативных правовых актов, формулирование терминов и понятий, предло- жений, дефиниций невозможно вне требований и приемов фор- мальной логики. Юридическая логика — это логика, которая дей- ствует в контексте социальных условий, политики государствен- ной власти и групп людей. Особенностями юридической логики является установление задач, выбор средств, диалектическое со- отношение между целями и средствами, иерархия ценностей, из- менчивость правил, эластичность норм права — все это отклоня- ет юридическую логику к зонам разноплановости, изменяемости и неточности идей, отдаляющих юридические рассуждения от формальной строгости и логического совершенства математиков и компьютерщиков. Юридическая логика отличается большим своеобразием. Рассмотрим ее особенности:
1
См. подробнее: Кашанина Т. В. Указ. соч.


67 при принятии юридического решения (нормативного или ин- дивидуального) необходимо устанавливать задачи, которые яв- ляются основными; юридическое решение всегда предполагает выбор средств, а также требует находить оптимальное соотношение между целями и средствами; в основе юридического решения лежит система ценностей.
Однако важно установить иерархию ценностей для того, чтобы принять правильное решение; юридические правила — это правила изменчивые, поскольку они регулируют социальную жизнь, находящуюся в динамике.
Факторов, влияющих на правотворческую логику, множество.
Их влияние неоднозначно и поэтому неодинаково. Перечислим лишь некоторые их них: социальные условия, политика, мораль, общественное мнение, мировоззрение законодателей.
Юридическая логика должна быть в большей степени логикой эффективности и логикой общества, чем чисто абстрактной и иногда слепой логикой. Тем не менее юридическая логика не должна быть расплывчатой, эластичной и неустойчивой, по- скольку это быстро лишит юридические конструкции и правовые ситуации всяких гарантий, а право — авторитета.
Юридическая логика дает возможность: выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают внимания при упорядочении социальной жизни; обеспечить точность в процессе правового регулирования; выработать оптимальное юридическое решение; достичь справедливости при разрешении общих правовых проблем (в процессе правотворчества) и конкретных юридиче- ских дел (в правоприменении); реализовать принцип гуманизма на деле, а не только его про- возгласить; сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их защиту; гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия юридических решений.
Характер юридической логики накладывает отпечаток на ло- гические правила, используемые при составлении нормативных правовых актов. Таких правил достаточно много. Некоторые ло- гические правила имеют общий характер. Они важны при приня- тии всех юридических решений (нормативных и индивидуаль- ных) и при составлении всех правовых документов. И есть спе- цифические логические правила, т. е. характерные для право- творческой техники.

68
К общим логическим правилам относятся:
1) единообразное понимание терминов;
2) согласованность различных частей правового документа;
3) согласованность различных правовых документов;
4) отсутствие противоречий между частями правового доку- мента;
5) отсутствие противоречий между различными правовыми документами;
6) последовательность мыслительных операций, используе- мых при построении правового документа;
7) убедительность правового документа.
Специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества:
1) обоснование мотивов принятия нормативного правового ак- та (правило мотивации);
2) соответствие нормативного правового акта общим принци- пам системы законодательства;
3) однородность правовых обобщений, помещаемых в норма- тивный правовой акт (правило отраслевой типизации);
4) классификация нормативных предписаний;
5) регламентирование всех элементов логической нормы права;
6) обеспеченность нормативных предписаний санкциями;
7) отсутствие дублирования нормативных предписаний.
Анализ правотворческой практики показывает, что разнобой, разновариантность и, как следствие этого, противоречивость норм чаще всего встречаются при коллективной подготовке про- ектов законов и иных нормативных правовых документов. Речь идет о случаях, когда разными составителями подготавливаются отдельные статьи, главы, разделы проекта документа. Здесь сле- дует обращать особое внимание на согласованность текста и его частей, и не только внутри самого текста, но и в связи с действу- ющим законодательством.
Специфика нормативной правовой нормы как «логико- языкового феномена» состоит в том, что она не просто отражает действительность, а сформулирована по принципу «как должно быть», какой правопорядок целесообразнее.
Полностью избежать ошибок в выборе того или иного право- вого порядка невозможно, однако свести их к минимуму помога- ет конкретизация данного закона логики в правотворчестве. Здесь он приобретает следующую формулу: правовое регулирование имеет достаточные основания. Иначе говоря, правовые нормы как важнейшая разновидность специальных регуляторов должны иметь достаточные основания, предопределяемые прагматизмом


69 самой общественной жизни, для регламентирования обществен- ных отношений. В этом случае они могут характеризоваться как доказательственные и аргументированные регуляторы фактиче- ских общественных отношений.
Законы логики являются важнейшим элементом правотворче- ства и имеют определенную специфику в ходе подготовки текста будущих правовых норм, что дает основание считать их в значи- тельной мере самостоятельным требованием правотворческой юридической технологии.
Языковые требования.Языковую основу нормативного право- вого текста составляют предложения, устойчивые словосочетания, слова и аббревиатуры — так называемые языковые единицы. Мис- сия юристов как профессиональной группы состоит в том, чтобы на основе установок, задаваемых государственной властью, разра- батывать и применять правовые нормы, одновременно способ- ствующие разделению труда и сотрудничеству между людьми. В процессе правотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы нормы права точно отражали объективную реальность.
Юридический язык специфичен. Это отмечают все авторы, по- святившие научные исследования законодательной лингвистике.
Юридический язык основан на следующих принципах
1
Принцип корректности — текст нормативного акта должен полностью соответствовать лексическим, грамматическим и сти- листическим стандартам литературного русского языка.
Принцип стабильности — подразумевает использование об- щепринятых слов и словосочетаний, языковых оборотов, тради- ционно употребляемых в речи.
Принцип информативности — заключается во включении в нормативные акты нормативных предписаний, содержание кото- рых позволяет субъектам права с достаточной точностью уяс- нить, каким должно быть их поведение.
Основная языковая единица текста нормативного правового акта образована из слов и устойчивых словосочетаний, подчине- на закономерностям организации текста нормативного правового акта и выступает способом выражения норм права. Уровень адек- ватности воли и интересов законодателя зависит от технического качества предложения. Для достижения указанной цели должны учитываться следующие требования: соответствие грамматической формы. Особенности регуля- тивной природы права, предписывающий характер правовой ин-
1
См. подробнее: Шугрина Е. С. Техника юридического письма : учеб.-практ. пособие. М., 2000. 272 с.