Файл: 1. Инструменты управления качеством теоретические аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инструменты управления качеством: теоретические аспекты

1.1 Понятие, виды и назначение инструментов управления качеством............................................................................................................8

1.2 Статистические методы контроля и управления качеством как одно из решений проблем обеспечения качества........................................17

2. Анализ применения статистических методов управления качеством на примере АО «Тандер»

2.1 Общая характеристика и основные организационно-экономические показатели...............................................……………….…...21

2.2 Контроль качества производимой продукции на предприятии...…...............................................................................................24

2.3.  Анализ применения статистических методов в управлении качеством продукции......................................................................................30

- раскрыть понятие, виды и назначение инструментов управления качеством;

- определить статистические методы контроля и управления качеством как одно из решений проблем обеспечения качества;

- дать общую характеристику предприятию и рассмотреть основные организационно-экономические показатели;

- проанализировать контроль качества производимой продукции на предприятии;

1. Инструменты управления качеством: теоретические аспекты

1.1 Понятие, виды и назначение инструментов управления качеством

- опыт организации в использовании методов и инструментов повышения качества;

- данный состав кросс-функциональной команды;

- текущая ситуация в связи с существующими ограничениями

- использовать финансовые и иные виды ресурсов.

1.2. Статистические методы контроля и управления качеством как одно из решений проблем обеспечения качества

2. Анализ применения статистических методов управления качеством на примере АО «Тандер»

2.1 Общая характеристика и основные организационно-экономические показатели

2.2 Контроль качества производимой продукции на предприятии

2.3. Анализ применения статистических методов в управлении качеством продукции



Анализ динамики производства и потребления молока на душу населения в Чувашской Республике за период с 2019 по 2021 гг. показал, что в регионе, в отличие от России в целом, объем производимого молока ежегодно превышает объем потребляемого молока на душу населения (рис. 21).



Рис.21. Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс.т. в Чувашской Республике



Рис. 22. Потребление молока и молочных продуктов на душу населения, кг/год, в Чувашской Республике

По данному графику можно понять, что в Чувашской Республике в этот период не только полностью удовлетворялись потребности населения в молоке, но и часть продукции поставлялась на общероссийский рынок.

Как видно из рисунка 22, потребление молока в Чувашской Республике росло на протяжении двух лет. Примененный метод позволил получить оценки изменений потребления молока на душу населения в Чувашской Республике.

Выбор признаков качества диагностирует список количественных характеристик свойств товара, входящих в состав его качества и обеспечивающих оценку уровня качества товара.

Для справедливого оценивания уровня качества необходимо использовать некоторую группу коэффициентов – совокупность взаимосвязанных технических, экономических, организационных и других коэффициентов, поскольку ни один коэффициент не может быть единичным, оправдывающим итоги по результатам исследования.

Подтверждение отбора перечня пунктов качества производится с учетом назначения и условий использования продукции, анализирования необходимости потребителям, задач управления качеством продукции, состава и структуры характеризуемых свойств, основных требований к показателям качества.

На основании требований потребительских свойств для оценки качества молочной продукции, на основе номенклатуры показателей качества сформирована система показателей анализа качества молочной продукции, включающая органолептические, нормативные, функциональные и другие показатели. Номенклатура показана на рисунке 23.


Рис. 23. – Номенклатура показателей для оценки качества молочной продукции

Для анализа развития разбирается совокупность экономических показателей качества, так как эти данные являются наиболее важными для производителей продукции.

Необходимо проанализировать изменение таких показателей, как доля бракованной продукции в общем объеме произведенного молока и затраты на брак за определенный период.

На качество молока влияет огромное количество факторов:



Рис. 24. Факторы, влияющие на качество молока

Наиболее частыми причинами недоброкачественной продукции являются: повреждение герметичности упаковки и ухудшение условий и сроков хранения продукции.

По данным, полученным экспертным методом, построена диаграмма Парето (рисунок 25).

Анализ диаграммы показал, что чаще всего (49%) качество молока подвергалось таким рискам, как повреждение герметичности упаковки, сроков и условий хранения молока и нарушение органолептических свойств. Построенная диаграмма Парето отражает размер убытков от недоброкачественного молока по видам брака.



Рис. 25. Диаграмма Парето по видам рисков

Диаграмма построена по данным предприятия за 2021 г. (рисунок 24).



Рис. 26. Диаграмма Парето для оценки потерь от брака

На основании рисунка 26 можно сделать вывод, что более 80% потерь в прошлом году произошло из-за таких видов брака упаковки, как негерметичность упаковки, вздутие упаковки, некачественная маркировка.

Диаграмму Парето необходимо использовать вместе с причинно-следственной диаграммой Исикавы.

На диаграмме показана скоррелированность между данными качества и факторами, влияющими на него. На диаграмме (рисунок 25) рассмотрены 4 основных показателя, влияющих на качество продукции – это «качество оборудования», «качество труда», «поставщики», «производство».

На каждый из этих показателей оказывает воздействие определенная группа факторов, так или иначе влияющих на качество продукции.



Не все указанные причины могут влиять на показатель качества, так как в разные периоды качество формируется под влиянием различных показателей. Наиболее значимыми являются такие факторы, как «производство» и «поставщики».



Рис. 27. Диаграмма Исикавы причин изменения качества продукции

Статистическая методология управления качеством молока по методу «6 сигм».

Метод «6 сигм» стал новым мировым стандартом повышения качества, сокращения количества дефектов и снижения затрат на улучшение качества. «6 сигм» — это метод достижения практически бездефектного производства с использованием традиционных статистических методов управления качеством.

Уровень сигмы определяется по количеству дефектов на 1000000 изготовленных изделий. Начальные ступени качества Сигмы соответствуют 100 и 10 дефектов на 1000, высиеш, 5 и 6 – 10 и 1 на 1000000.

«6 сигма» состоит из пяти основных этапов (рис. 28):



Рис. 28. Этапы 6 сигм
1 этап: анализировать качество молока жир.3,2%, произведенного для АО «Тандер» в полиэтиленовых пакетах в прошлом году.

2 этап: с помощью опроса для расчета сигма-уровня достигнуто, что производство данного вида продукции в прошлом году шло в среднем на уровне 3,3 сигма, то есть около 32 000 бракованных упаковок на 1000000 упаковок молока жир. 3,2% производилось каждый месяц

3 этап: анализирование показателей, оказывающих влияние на процесс.

С помощью метода экспертных оценок и построения диаграмм Парето и Исикавы были выявлены и проанализированы основные причины появления бракованной продукции.

Методами статистического регулирования и контроля подтверждена неизменность различных процессов производственной группы.

При приобретении молока покупатель в частности смотрит на данные, указанные на упаковке. Поэтому для производителя важно соблюдать требования маркировки. Эти требования установлены ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»9. Для проверки неизменности процесса маркировки молока была составлена контрольная р-карта. Эти карты использовались тогда, когда показатель качества представлен количеством бракованной продукции или их долей.

Для составления карты были взяты данные доли бракованных упаковок из-за нарушений маркировки в 2021в прошлом году.




Рис. 28. Контрольная р-карта для доли бракованных пакетов из-за нарушения маркировки в 2021 году

Видя составленную контрольную карту можно сделать вывод, что процесс маркировки на предприятии в прошлом году был достаточно неизменным, так как ни одна точка не вышла за рамки контроля. Это итог того, что процесс износа оборудования очень мал, а незначительные отклонения возникают в результате влияния человеческого фактора или поломок.

Диагностировав причины, воздействующие на качество продукции, и вычислив главные мотивы возникновения брака, необходимо брать эти основания, отрицательно воздействующие на качество продукции, и просчитать процесс после внесенных изменений.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что для уменьшения количества бракованной продукции, а, следовательно, и повышения ее качества, производитель, в первую очередь, должен обращать внимание на качество упаковки молока. Нарушение герметичности упаковки и, как следствие, негерметичность упаковки являются негативными факторами как для производителя, так и для потребителя.

Заменив упаковку, например, на картонную, производитель сможет сократить количество бракованной продукции, снизив потери от протечек и вздутия упаковки. Именно эти причины, как показано выше, занимают наибольшую долю среди всех причин появления бракованной продукции.

Также рекомендуется принимать меры по улучшению органолептических свойств молока, так как процент брака по причине несоответствия этих свойств очень высок.

Возможно, компании стоит усилить входной контроль сырого молока. Предлагаемая статистическая методика позволит руководителям предприятий принимать правильные управленческие решения при оценке качества продукции и в установленные сроки добиться практически бездефектного производства.

Заключение
7 инструментов, выделенных в середине 20 века группой японских ученых, в своем комплексе образуют результативную систему контроля качества и методов анализа, с помощью которых решается до 95% всех трудностей.

7 основных инструментов качества разработаны для решения вопросов, связанных в частности с качеством продукции или качеством технологических процессов. Основные инструменты качества основаны на анализировании числовых значений.


Новые статистические инструменты концентрируются на решении задач путем анализирования вербальных значений.

Важными показателями для анализирования новых статистических инструментов являются суждения, точки зрения или замыслы команды людей.

Огромную важность в увеличении качества продукции и услуг имеют различные способы и методы управления качеством. Их применение обеспечит эффективное решение многих задач, связанных с корпоративным управлением, созданием новых видов продукции и услуг, кадрами, производством. Но необходимо помнить, что результаты применения методов управления качеством принесут пользу организации, когда они будут изучены и приняты руководством и персоналом как возможность улучшения приоритетных направлений деятельности организации.

Многие методы управления качеством обязаны своим происхождением Западу, некоторые разработаны на Востоке. Однако в настоящее время в России имеется собственный опыт и результаты использования различных средств и методов управления качеством.

В настоящее время идет широкое изучение сущности, содержания и назначения инструментов и методов управления качеством, что является одним из шагов на пути к осознанию необходимости их применения в практике российских предприятий и организаций с учетом специфики нашей экономика страны.

В ходе анализа деятельности ЗАО «Тандер» было выявлено, что развивающийся экономический кризис оказал свое определенное влияние, которое выразилось в снижении объемов продаж, снижении финансовой устойчивости предприятия, появлении рисков дальнейшего развития розничной сети, уменьшение финансовых ресурсов, необходимость снижения затрат (приложение 3).

Снижение объемов продаж обусловлено сокращением реальных доходов населения, изменением потребительских предпочтений россиян, происходит переориентация потребительского спроса на более дешевые товары. Хотя компании не грозит банкротство в ближайшее время, она остро нуждается в финансовых ресурсах.

Компания, несомненно, обладает рядом конкурентных преимуществ, к которым относятся: мультиформатность бизнеса, широчайшая торговая сеть, узнаваемость бренда, эффективная система логистики.

Одним из рисков, который «Магнит» выделяет для себя, является риск, связанный с качеством реализуемой и производимой продукции, что, в свою очередь, может повлиять на лояльность покупателей к бренду с последующим уменьшением доли рынка и уменьшением выручки «Магнита».