Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2010 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высококонтестуальные – низкоконтекстуальные. Выражает- ся в отношении к нормам коммуникации. В низкоконтекстуаль- ных культурах слова употребляются в соответствии с их литера- турным значением. Значения сказанного и написанного ясны и совпадают. Высококонтекстуальные культуры воспринимают низкоконтекстуальные культуры как «туповатые» и агрессивные.
Высококонтестуальных культурах придается значение таким факторам, как социальный статус и взаимоотношения между клммуникаторами. Значение каждого сказанного слова в высоко- контестуальных культурах требует интерпретации социальных отношений между индивидами. Кроме этого, имеет значение межперсональное пространство.
Германия, Швейцария, США – низкоконтекстуальные.
Китай, Япония, Латинская Америка – высококонтекстуаль- ные.
Монохронное – полихронное. Монохронное – люди делают только одно дело в каждый конкретный момент. Монохронные культуры отличают наличие расписания, соответствие планам.
Северная Америка, Северная Европа – монохронные.
Латинкая Америка, арабы – полихронны.
Отношение к прошлому, настоящему и будущему. Понять можно, если проследить политику предприятий при приеме лю- дей на работу (на неделю, пару лет, всю жизнь), проработанность стратегических планов развития.
Смит, Дуган и Тромпенаарс подвергли данные обработке
статистическими методами многомерного шкалирования. В этом исследовании было выявлено три параметра, значимых для диф- ференциации культур: достижение-происхождение, ин- дивидуализм-коллективизм и комбинированный параметр, вклю- чающий в себя элементы первых двух вместе с элементами дис- танции власти, конфуцианского динамизма, эгалитаризма и инте- грации. Эти авторы считают, что параметры ИК и ДВ в первона- чальных работах Хофстеде можно лучше понять как выражение различных ориентации по отношению к непрерывности членства в группе (лояльность - утилитарное вхождение) и к обязанностям в социальных отношениях (консервативное отношение - эгали- тарное).
Однако Хофстеде подверг данные повторному анализу с ориентацией в большей степени на страну или национальный уровень, нежели на индивидуальный уровень. Используя фактор- ный анализ и корреляционные методы, он обнаружил, что только два из семи выявленных Тромпенаарсом параметров могут быть подтверждены статистически: индивидуализм/достижение и уни- версализм/диффузность. Более того, Хофстеде утверждает, что оба эти параметра коррелируют с его собственным показателем индивидуализма. Таким образом, набор параметров на уровне индивидуального работника лишь незначительно отличается от параметров, выявленных на экологическом уровне или на уровне страны.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

7.4 Д. Ламмерс и Д. Хиксон
Профессор социологии Лейденского университета в Нидер- ландах Д. Ламмерс и Д. Хиксон
70
(Cornelis J. Lammers & David J.
Hickson) (1979), изучали организации нескольких стран и выяви- ли наличие трех различных типов национального характера в ор- ганизациях: латинский, англо-саксонский и национальный (стра- ны третьего мира).
Латинский тип характеризуется высокой централизацией власти и процесса принятия решений, множеством иерархиче- ских уровней, ограниченности возможностей их преодоления и конфликты в точках неопределенности (непрописанности)
(Франция, Италия, Испания).
Англо-саксонский тип – более гибкий по сравнению с ла- тинским: меньше централизации, более диффузная система вла- сти и принятия решений, меньше уровней иерархии и подвиж- ность/гибкость в применении правил (Англия, Америка, Сканди- навия).
Традиционный тип отличается наличием патерналистского лидерства (традиционно-семейная ориентация), большей центра- лизацией процесса принятия решений, имплицитностью правил.
Исследование Ламмерса и Хиксона представляет собой одну из попыток рассмотрения культурных различий на национальном уровне. Все существующие в мире типы организаций невозмож-
70
Lammers C. J., Hikson D. L. (1979) Organizations alike and unlike: International and interinstitutional studies in the sociology of organizations. Boston, MA: Routlage & Kegan Poul.
но уместить в три ограниченные категории. Однако общие тен- денции к дифференциации в организационной структуре можно наблюдать практически повсюду, и, скорее всего, подобные тен- денции как-то связаны с культурными различиями входящих в эти организации людей и тех стран, где они находятся.
7.5 У. Оучи
Американский профессор Стенфордского университета У.
Оучи (William Ouchi) в соавторстве с Альфредом Йегером в 1978 г. публикует работу «Type Z Organization: Stability in the Midst of
Mobility» («Организация типа Z: стабильность в условиях мо- бильности»), которая впоследствии вошла в историю менедж- мента как концепция организации Z-типа, представляющей собой попытку соединения преимуществ двух достаточно различных культур - японской и американской. По мнению Оучи, американ- скую организацию, разделяющую синтезированные ценности двух культур, должен ждать успех. Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организа- ционной культуры: 1) обязательства организации по отношению к своим членам; 2) оценка выполнения работы; 3) планирование карьеры; 4) система контроля; 5) принятие решений; 6) уровень ответственности; 7) интерес к человеку. Эти семь сравниваемых переменных представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2 Модель организации типа «Z» У. Оучи


«Культурные»
переменные
Характеристики
японских
ком-
паний
Характеристики
американских,
компаний
типа
«Z»
Характеристи-
ки
типичных
американских
компаний
Наем
Пожизненный
Долговременный
Кратковремен- ный
Оценка и про- движение
Качественное и медленное
Качественное и медленное
Количественное и быстрое
Карьера
С широкой спе- циализацией
С умеренной спе- циализацией
С узкой специа- лизацией
Механизм кон- троля
Неясный и не- формальный
Неясный и не- формальный
Ясный и фор- мальный
Принятие реше- ния
Групповое и кон- сенсусное
Групповое и кон- сенсусное
Индивидуальное
Ответственность Групповая
Индивидуальная Индивидуальная
Интерес к чело- веку
Широкий
Широкий
Узкий
Обязательства по отношению к работникам. Согласно У.
Оучи, все три типа организации ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положе- нии. Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различается в этих трех типах организаций. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то амери-
канские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.
Оценка выполнения работы. Все три типа организаций про- водят оценку результатов, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако различие в следующем: в аме- риканской фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерите- лей.
Планирование карьеры. Количество выполняемых в процес- се прохождения карьеры функций значительно отличает японско- го и американского менеджеров. «Z»-вариант предполагает раз- нообразить карьеру американского менеджера в рамках трех — пяти функций.
Система контроля. Без контроля не мыслима ни одна орга- низация, однако во всех организаций он осуществляется совер- шенно по-разному. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для "идеальной" модели предлагается в основном японский под- ход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.
Принятие решений. Оучи видит эффективным в этом вопро- се японский вариант, когда решения в организации принимаются

на уровне группы и на консенсусной основе (все в основном со- гласны и принимают решения к исполнению).
Уровень ответственности. Несмотря на преимущества группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа "Z" сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивиду- альная ответственность) должны «ужиться» друг с другом. Реша- ется это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за ме- неджером. Американская индивидуальность при этом страдать не должна.
Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте "Z" рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению.
Типично американский подход видеть в индивиде только работ- ника ограничивает возможности управления человеком в органи- зации.
Модель У. Оучи (в дальнейшем получила продолжение в книге «Теория Z: чем должен ответить американский бизнес на японский вызов») получила развитие диалога относительно куль- туры человеческих отношений: успех американского менеджмен- та будет зависеть от установления сотрудничества: «руководящие группы должны выступить с долгосрочными совместными пред-
ложениями, без которых невозможно сотрудничество на нижних уровнях». На практике применение идей Оучи на ряде японских автомобильных заводов фирм "Тойота" и "Ниссан" в США имело успех. В тех случаях, когда компании систематически инвестиро- вали в своих работников и их работу на протяжении длительного периода времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения.
Критика теории У. Оучи, в частности, Д. Салливаном, свя- зана с искажением японской системы управления. П. Уикенс в своей последней книге «Восходящая организация» отмечает иг- норирование Оучи чрезвычайно развитой "контролирующей" культуры Японии, ее авторитаризма, и отнюдь не мягкости, как это представляет в концепции У. Оучи. Однако, интересной представляется идея долговременных отношений с клиентами и справедливого вознаграждения.
7.6 Т. Питерс и Р. Уотермен
Т. Питерс (Tomas Piters), ведущий эксперт консалтинговой
«МакКинси» и его коллега Р. Уотермен-мл. (Robert Woterman) в
1982 году на основе анализа крупнейших и успешный компаний выпустили книгу, ставшую бестселлером «В поисках эффектив- ного управления», где выделили ключевые ценности, которые, по их мнению, делают компанию успешной.
Одним из мотивирующих условий в менеджменте для раз-