ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
количество применения j-го мотиватора за определенный проме- жуток времени.
Таблица 8.6
Параметры и их весовые коэффициенты в частном индика- торе частоты применения мотиваторов
№
№
Параметры
Весовой коэффици- ент в частном инди- каторе
Источник данных
1
Мотиватор, применяемый один раз в месяц
Определяется эмпи- рически на основе анализа документа- ции, регламентирую- щей деятельность со- трудников
Статистиче- ская отчет- ность
2
Мотиватор, применяемый один раз в квартал
3
Мотиватор, применяемый один раз в полгода
4
Мотиватор, применяемый один раз в год
5
Мотиватор, применяемый один раз в два года
Величины частных индикаторов уровня ценностного да вления инструмен- тов управления рассчитываются по следующей формуле:
n
j
a
Kj
ЧИ
e
1
, (8.1) где ЧИae – частный индикатор уровня ценностного давле- ния, характеризующий, соответственно, разнообразие требова- ний, предъявляемых к персоналу, разнообразие мотиваторов и частоту их применения; j – количество параметров в частном индикаторе; a
e
– параметры: разнообразие требований; дисциплинарная строгость (санкции); разнообразие мотиваторов; частота приме- нения мотиваторов.
Таблица 8.6
Параметры и их весовые коэффициенты в частном индика- торе частоты применения мотиваторов
№
№
Параметры
Весовой коэффици- ент в частном инди- каторе
Источник данных
1
Мотиватор, применяемый один раз в месяц
Определяется эмпи- рически на основе анализа документа- ции, регламентирую- щей деятельность со- трудников
Статистиче- ская отчет- ность
2
Мотиватор, применяемый один раз в квартал
3
Мотиватор, применяемый один раз в полгода
4
Мотиватор, применяемый один раз в год
5
Мотиватор, применяемый один раз в два года
Величины частных индикаторов уровня ценностного да вления инструмен- тов управления рассчитываются по следующей формуле:
n
j
a
Kj
ЧИ
e
1
, (8.1) где ЧИae – частный индикатор уровня ценностного давле- ния, характеризующий, соответственно, разнообразие требова- ний, предъявляемых к персоналу, разнообразие мотиваторов и частоту их применения; j – количество параметров в частном индикаторе; a
e
– параметры: разнообразие требований; дисциплинарная строгость (санкции); разнообразие мотиваторов; частота приме- нения мотиваторов.
Kj – весовой коэффициент параметров, входящих в частный индикатор степени жесткости (
Kj= 1).
Для расчета динамики данного показателя, дающей возмож- ность мониторинга изменений в корпоративной культуре в опре- деленный период используется следующая формула:
1 1
n
n
n
j
j
a
Z
Z
K
ЧИ
e
, (8.2) где Zn – величина параметра в n году (периоде);
Zn-1 – величина параметра в (n-1), предыдущем году (пе- риоде).
Частные индикаторы входят в состав интегрального показа- теля ценностного давления со следующими весовыми коэффици- ентами (таблица 8.7).
Таблица 8.7 Весовые коэффициенты частных индикаторов
№
Частный индикатор
Весовой коэффициент (di)
1
Требования
Определяется эмпириче- ски на основе анализа регламентирующей до- кументации
2
Санкции
3
Мотиваторы
4 4
Частота применения мотиваторов
Интегральный показатель уровня ценностного давления ин- струментов (ИПцд) определяется как совокупность составляю-
щих его элементов:
e
a
n
i
i
цд
ЧИ
d
ИП
1
, (8.3) где ИП
цд
– интегральный показатель уровня ценностного давления инструментов управления; di – весовой коэффициент частного индикатора ценностного давления (
di=1).
Расчет значения ИП
цд
позволяет определить степень ценно- стного давления на сотрудников. Мониторинг динамики инте- грального показателя является основой для разработки мероприя- тий и нормативных документов, учитывая реальную и необходи- мую для управленческого воздействия степень ценностного дав- ления. Кроме этого, интегральный показатель также может вы- ступать основанием для регулирования коэффициента текучести кадров.
8.3 Методики диагностики организационной культуры:
OCAI, Д. Денисон
Методика – совокупность методов, приемов, опробованных, изученных и направленных на выполнение определенной работы.
У большинства ученых имеются собственные разработки методик диагностики, обеспечивающие им получение необходи- мых данных по организационной культуре. Безусловно, каждый
e
a
n
i
i
цд
ЧИ
d
ИП
1
, (8.3) где ИП
цд
– интегральный показатель уровня ценностного давления инструментов управления; di – весовой коэффициент частного индикатора ценностного давления (
di=1).
Расчет значения ИП
цд
позволяет определить степень ценно- стного давления на сотрудников. Мониторинг динамики инте- грального показателя является основой для разработки мероприя- тий и нормативных документов, учитывая реальную и необходи- мую для управленческого воздействия степень ценностного дав- ления. Кроме этого, интегральный показатель также может вы- ступать основанием для регулирования коэффициента текучести кадров.
8.3 Методики диагностики организационной культуры:
OCAI, Д. Денисон
Методика – совокупность методов, приемов, опробованных, изученных и направленных на выполнение определенной работы.
У большинства ученых имеются собственные разработки методик диагностики, обеспечивающие им получение необходи- мых данных по организационной культуре. Безусловно, каждый
исследователь вкладывает и свое понимание организационной культуры и изучает важные, по его мнению, характеристики.
Нужно отметить, что не существует идеальной методики диагностики. Выбор той или иной методики, ее адаптация или разработка авторской определяется предпочтениями исследова- теля и позицией. Мы разделяем позитивную точку зрения по по- воду выбора методики диагностики: любая методика диагностики организационной культуры должна давать результат, описываю- щий реальность и позволяющий с ним в дальнейшем работать.
OCAI
Инструмент OCAI предназначен для оценки шести ключе- вых измерений организационной культуры. Каждый из шести во- просов, включенных в инструмент OCAI, предполагает четыре альтернативы ответов. Распределите баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотноше- нии, которое в наибольшей степени соответствует вашей органи- зации. Наибольшее количество баллов давайте той альтернативе, которая более других напоминает вашу организацию. Обратите внимание, что в инструменте оценки, представленном в таблице
7.8 имеются две колонки для ответов с шапками «Теперь» и
«Предпочтительно». Это означают, что вы оцениваете свою орга- низацию такой, какова она в текущее время и также занимаетесь рейтинговой оценкой того, чем, по вашему разумению, та же ор- ганизация должна стать за пять лет, чтобы оказаться на вершине успеха.
Нужно отметить, что не существует идеальной методики диагностики. Выбор той или иной методики, ее адаптация или разработка авторской определяется предпочтениями исследова- теля и позицией. Мы разделяем позитивную точку зрения по по- воду выбора методики диагностики: любая методика диагностики организационной культуры должна давать результат, описываю- щий реальность и позволяющий с ним в дальнейшем работать.
OCAI
Инструмент OCAI предназначен для оценки шести ключе- вых измерений организационной культуры. Каждый из шести во- просов, включенных в инструмент OCAI, предполагает четыре альтернативы ответов. Распределите баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотноше- нии, которое в наибольшей степени соответствует вашей органи- зации. Наибольшее количество баллов давайте той альтернативе, которая более других напоминает вашу организацию. Обратите внимание, что в инструменте оценки, представленном в таблице
7.8 имеются две колонки для ответов с шапками «Теперь» и
«Предпочтительно». Это означают, что вы оцениваете свою орга- низацию такой, какова она в текущее время и также занимаетесь рейтинговой оценкой того, чем, по вашему разумению, та же ор- ганизация должна стать за пять лет, чтобы оказаться на вершине успеха.
Таблица 8.8 Анкета OCAI
1. Важнейшие характеристики
Теперь
Пред- почти тельно
A Организация уникальна по своим особенностям.
Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего.
B Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди с готовы жертво- вать собой и идти на риск.
C Организация ориентирована на результат. Глав- ная забота — добиться выполнения задания.
Люди ориентированы на соперничество и дос- тижение поставленной цели.
D Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами.
Всего
100 2. Общий стиль лидерства в организации
Теперь
Пред- почти- тельно
A Общий стиль лидерства в организации пред- ставляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить.
B Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску.
C Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориента- ции на результаты.
D Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельно- сти.
Всего
100 3. Управление наемными работниками
Теперь
Пред- почти- тельно
A Стиль менеджмента в организации характеризу- ется поощрением бригадной работы, единоду- шия и участия в принятии решений.
B Стиль менеджмента в организации характеризу- ется поощрением индивидуального риска, нова- торства, свободы и самобытности.
C Стиль менеджмента организации характеризует- ся высокой требовательностью, жестким стрем- лением к конкурентоспособности и поощрением достижений.
D Стиль менеджмента в организации характеризу- ется гарантией занятости, требованием подчине- ния, предсказуемости и стабильности в отноше- ниях.
Всего
100 4. Связующая сущность организации
Теперь
Пред- почти- тельно
A Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность орга- низации находится на высоком уровне.
B Организацию связывают воедино привержен- ность новаторству и совершенствованию. Ак- центируется необходимость быть на передовых рубежах.
C
Организацию связывает воедино акцент на дос- тижении цели и выполнении задачи. Общепри- нятые темы – агрессивность и победа.
D Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно под- держание плавного хода деятельности организа- ции.
Всего
100
5. Стратегические цели
Теперь
Пред- почти- тельно
A Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие.
B Организация акцентирует внимание на обрете- нии новых ресурсов и решении новых проблем.
Ценятся апробация нового и изыскание возмож- ностей.
C Организация акцентирует внимание на конку- рентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.
D Организация акцентирует внимание на неизмен- ности и стабильности. Важнее всего рентабель- ность, контроль и плавность всех операций.
Всего
100 6. Критерии успеха
Теперь
Пред- почти- тельно
A Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увле- ченности наемных работников делом и заботой о людях.
B
Организация определяет успех на базе облада- ния уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор.
C Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ ус- пеха – конкурентное лидерство на рынке.
D Организация определяет успех на базе рента- бельности. Успех определяют надежная постав- ка, гладкие планы-графики и низкие производ- ственные затраты.
Всего
100
Пример представления итога рейтинговых оценок культуры
Теперь
Предпочтительно
А
55
A
35
B
20
B
30
C
20
C
25
D
5
D
10
Всего
100
Всего
100
Рис. 8.1 Расчет оценки по OCAI
Расчет оценки по OCAI требует очень несложной арифметики.
На первом шаге необходимо сложить баллы всех ответов A в ко- лонке ―Теперь‖, а затем полученную сумма разделить на 6, т.е.
вычислить среднюю оценку по альтернативе A. Те же вычисле- ния повторяются для альтернатив B, C и D.
Второй шаг состоит в сложении баллов всех ответов A в ко- лонке ―Предпочтительно‖ и делении суммы на 6, то есть, снова рассчитывается средняя оценка по альтернативе A, но для колон- ки ―Предпочтительно‖. Как и на первом шаге, можно воспользо- ваться рабочим бланком (рис. 8.1). Далее сложите баллы всех от- ветов B и разделите сумму на 6. Повторите эти вычисление для альтернатив C и D.
Каждая из этих оценок относится к определенному типу орга- низационной культуры, который можно представить графически, то есть, нарисовать своего рода картину культуры вашей органи- зации. Этот график являет собой профиль организационной куль- туры, и его составление — важный начальный этап стратегии из- менения культуры.
Данный график строится на основании рамочной конструкции конкурирующих ценностей, на осях каждого квадранта отклады- ваются соответствующие значения сначала по данным «Теперь», соединяются сплошной линией. Затем откладываются значения
«Предпочтительно», которые соединяются пунктирной линией.
Т.о., мы получаем наглядное выражение имеющегося профиля и профиля, к которому необходимо стремиться.
Второй шаг состоит в сложении баллов всех ответов A в ко- лонке ―Предпочтительно‖ и делении суммы на 6, то есть, снова рассчитывается средняя оценка по альтернативе A, но для колон- ки ―Предпочтительно‖. Как и на первом шаге, можно воспользо- ваться рабочим бланком (рис. 8.1). Далее сложите баллы всех от- ветов B и разделите сумму на 6. Повторите эти вычисление для альтернатив C и D.
Каждая из этих оценок относится к определенному типу орга- низационной культуры, который можно представить графически, то есть, нарисовать своего рода картину культуры вашей органи- зации. Этот график являет собой профиль организационной куль- туры, и его составление — важный начальный этап стратегии из- менения культуры.
Данный график строится на основании рамочной конструкции конкурирующих ценностей, на осях каждого квадранта отклады- ваются соответствующие значения сначала по данным «Теперь», соединяются сплошной линией. Затем откладываются значения
«Предпочтительно», которые соединяются пунктирной линией.
Т.о., мы получаем наглядное выражение имеющегося профиля и профиля, к которому необходимо стремиться.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Методика диагностики Д. Денисона
В основе данной методики диагностики - модель Д. Дэнисо- на, включающая следующие черты организационной культуры:
приспособляемость, миссия, последовательность, причастность
(вовлеченность). Результаты обследований Дэниэля Дэнисона и
Вильяма Нила сейчас используются более чем в 1200 организа- циях по всему миру.
Для измерения организационной культуры был составлен опросник, состоящий из 60 утверждений, которые разделялись на четыре группы в соответствии с выделенными чертами. На каж- дый вопрос можно дать ответ от 1 до 5-ти баллов, при этом 1 - минимальный балл, 5 - максимальный балл. Опросные листы за- полняют менеджеры высшего звена. Затем опросные листы об- считываются и переводятся в графический профиль, с помощью которого организацию можно сравнивать с другими более или менее эффективными.
Измерить организационную культуру по данной методике можно и не обладая базой данных предыдущих исследований.
Максимальное значение по каждой из 12 групп параметров (это число 25, т.к. в каждой группе 5 утверждений, а максимальный балл за утверждение – 5) принимается равным 100%, полученные баллы пересчитываются в соответствующие проценты.
В ходе многочисленных эконометрических исследований
Дэнисоном были изучены индикаторы функционирования пред- приятия: отдача от активов, отдача от инвестиций, отдача от про- даж, развитие продукта, доля рынка, качество продукта, иннова- ционность и удовлетворенность работников. Например, миссия и последовательность в большей степени влияют на финансовые
(вовлеченность). Результаты обследований Дэниэля Дэнисона и
Вильяма Нила сейчас используются более чем в 1200 организа- циях по всему миру.
Для измерения организационной культуры был составлен опросник, состоящий из 60 утверждений, которые разделялись на четыре группы в соответствии с выделенными чертами. На каж- дый вопрос можно дать ответ от 1 до 5-ти баллов, при этом 1 - минимальный балл, 5 - максимальный балл. Опросные листы за- полняют менеджеры высшего звена. Затем опросные листы об- считываются и переводятся в графический профиль, с помощью которого организацию можно сравнивать с другими более или менее эффективными.
Измерить организационную культуру по данной методике можно и не обладая базой данных предыдущих исследований.
Максимальное значение по каждой из 12 групп параметров (это число 25, т.к. в каждой группе 5 утверждений, а максимальный балл за утверждение – 5) принимается равным 100%, полученные баллы пересчитываются в соответствующие проценты.
В ходе многочисленных эконометрических исследований
Дэнисоном были изучены индикаторы функционирования пред- приятия: отдача от активов, отдача от инвестиций, отдача от про- даж, развитие продукта, доля рынка, качество продукта, иннова- ционность и удовлетворенность работников. Например, миссия и последовательность в большей степени влияют на финансовые
показатели, такие как отдача от активов, отдача от инвестиций, отдача от продаж. Когда значения индексов миссии и последова- тельности составляют более 75%, то это обычно указывает на вы- сокую отдачу от инвестиций активов и продаж, а также на опера- ционную силу организации. Последовательность и вовлеченность влияют на качество, удовлетворенность работников и отдачу от инвестиций. Значения индексов данных параметров выше 75% означают высокий уровень качества продукта, меньший процент брака и переделывания, правильное распределение ресурсов и более высокий уровень удовлетворенности работников. Вовле- ченность и приспособляемость оказывают воздействие на разви- тие продукта и инновации; приспособляемость и миссия влияют на доходы, рост продаж и долю рынка.
Таблица 8.9 Анкета для диагностики организационной куль- туры Д. Денисона
№ Утверждение
Оценка в баллах (от 1 до 5)
Приспособляемость
«Индекс создания изменений»
1
Эта организация очень гибкая и легко изменяется под воздействием внешних факторов.
2
Эта организация в курсе того, что происходит у кон- курентов и старается соответствовать изменениям в
Таблица 8.9 Анкета для диагностики организационной куль- туры Д. Денисона
№ Утверждение
Оценка в баллах (от 1 до 5)
Приспособляемость
«Индекс создания изменений»
1
Эта организация очень гибкая и легко изменяется под воздействием внешних факторов.
2
Эта организация в курсе того, что происходит у кон- курентов и старается соответствовать изменениям в