Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2010 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доступ к сети интернет сказалось и на рынке труда – появились сотрудники, работающие на дому, самозанятые специалисты (так называемые фрилансеры).
Внешние факторы подразделяются на следующие типы:

технологические;

политические и правовые;

экономические;

географические;

социокультурные.
Технологические
Новые технологии являются одновременно внутренней до- минантой и внешним условием большого значения. Технологиче- ские нововведения влияют на сам продукт, эффективность, с ко- торой его можно изготавливать и продавать, на способ сборки, хранения и распределения информации, а также на то, какого ро- да услуги и новые продукты ожидают потребители.
Скорость появления новых технологий в последние десяти- летия увеличилась в разы. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации. Так, в 1981 году вышел в продажу процессор с размером микроэлектронных цифровых уз- лов составлял 3 мкм, то в 2009 году он уже составлял 0,032 мкм.
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологиями высокого уровня, наукоемкие предприятия, что-
бы обеспечить себе существование, должны стимулировать но- вые разработки, быть готовы к их быстрому внедрению.
Политические и правовые
К политическим и правовым факторам относятся: позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса, лоббисты, наличие внешнего долга. Позиция админист- рации влияет на такие действия правительства, как налогообло- жение доходов, установление налоговых льгот или льготных тор- говых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и за- работной платы и т.п.
К политическим факторам можно причислить и отношения с местным населением и международные факторы. Благотвори- тельность, финансирование школ и других социально значимых организаций позволяют формировать и поддерживать позитив- ный имидж компании. К международным факторам следует от- нести изменение валютных курсов; политические решения стран-инвесторов; принимаемые решения международных карте- лей.
Экономические
Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономи- ки. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вво- димых ресурсов и способность потребителей покупать опреде-

ленные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфля- ция, руководство может провести с рабочими переговоры о фик- сированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сро- ков платежей деньги будут стоить дешевле.
Например, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.
То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицатель- ное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания кур- са доллара относительно валют других стран могут стать причи- ной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.
Географические
У исследователя Г. Д. Гачева природа считается первым фактором, «определяющим лицо народа»
52
. Климат, животный мир, растительность – все это предопределяет и род труда, кото- рым здесь надо заниматься населению, и образ мира (здесь хра- нится образный арсенал культуры – архетипы, символы). Так, на- роды, проживающие на морских побережьях и занимающиеся рыболовством, склонны жить одним днем и не заниматься долго- срочным планированием, тогда как, например, якуты, вынужден-
52
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. – М.: Издат.центр «Ака- демия», 1998.
ные заготавливать сено для домашнего скота на 7-8 месячную зиму и поневоле думать о будущем. В современных условиях в качестве географических факторов можно рассматривать степень удаленности от административных центров (компании, располо- женные в столице, региональном центре или провинциальном го- роде будут географически детерминированы), от пограничных территорий. Природный ландшафт и климат, по мнению ученых
(в большей мере в работах философа И. Мечникова), в опреде- ленной мере формирует тип мышления: такая медитативная ре- лигия как буддизм могла зародиться именно в теплолюбивой Ин- дии, когда существует возможность уходить в лес и погружаться в многочасовую медитацию в любое время года. К географиче- ским факторам относятся особенности территории, которые в значительной мере определяют вид деятельности: наличие полез- ных ископаемых показывает, что доминирующее положение за- нимают компании в области добычи и переработки, благоприят- ные природные условия способствуют распространению сельско- хозяйственных предприятий, отсутствие полезных ископаемых и не самые благоприятные условия для сельского хозяйства неред- ко характерны для появления наукоемких компаний. Экономика
Финляндии, благодаря ориентации на наукоемкое производство, в 2003 году, согласно международному рейтингу, была признана самой конкурентоспособной в мире.
Социокультурные


Распространение в середине ХХ века транснациональных корпораций привело внимание руководителей к социокультур- ным различиям, обусловливающим деятельность сотрудников в разных странах. Данные различия сказывались практически на всех аспектах управления. Именно социокультурные особенности стимулировали компанию IBM к проведению масштабных иссле- дований, которые бы позволили их понимать, предсказывать и управлять. Национальная культура, как выяснил Г. Хофстеде, оп- ределяет жизненные ценности, традиции, привычки, которые не- сут с собой сотрудники в стены организации. Так, американцы, приезжая на российские предприятия времен перестройки, не могли понять, как можно выпускать продукцию, не пользую- щуюся спросом. Объяснения по поводу плановой экономики и необходимости создания как можно большего количества рабо- чих мест без учета экономической выгоды были им совершенно невразумительны. Американцы привыкли к тому, что выживает сильнейший и в том числе тот, кто сумел обеспечить конкурент- ное преимущество этичными способами. Поэтому не только дача взятки должностному лицу считается неприемлемой, но и пре- зент, стоящий дороже 50 долларов.
От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например
, о т отношения к природе за- висят способы организации производства: активное участие сто- ронников экологического подхода диктует предприятиям жест- кие условия обработки отходов (сюда же относится практика
сортировки мусора домашними хозяйствами), и, напротив, в странах третьего мира охотно размещаются фабрики, поскольку отсутствуют и профсоюзное движение, и законы, гарантирующие права работников как таковые, позволяющие удерживать крайне низкий уровень зарплат. Представления потребителей о качест- венном товаре или услуге диктуют (или не диктуют) производи- телям и магазинам розничной торговли условия по возврату не- качественного товара, проценту брака в поставляемой продукции.
Так, одни и те же производители для разных стран поставляют продукцию разного качества. Например, в странах Скандинавии совершенно спокойно можно перекусить как в ресторане, так и любом фаст-фуде, не опасаясь за качество пищи. Это связано со строгими мерами по отношению к тем, кто не соблюдает условия реализации: за некачественный продукт работников и владельца навсегда лишают лицензии. Поэтому ни в одном магазине вы не найдете продуктов, срок годности которых подходит к концу.
По замечанию Р. Джоунса, бывшего председателя правления фирмы ―Дженерал Электрик‖, организации должны быть в со- стоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслу- живать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансфор- мируясь в организацию, приспособленную к новой среде.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Характеристики внешней среды

Анализируя внешнюю среду, специалистывыделяют сле- дующие основные характеристики
53
:
1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию. Организация, испытываю- щая влияние профсоюзов, большого числа поставщиков, имею- щая сложную организационную структуру, находится в более сложной ситуации, чем компания, у которой имеется меньшее число параметров для принятия решений.
3. Подвижность: относительная скорость изменения среды отличается для разных отраслей (изменения в пищевой промыш- ленности идут намного медленнее, чем в фармацевтической), а также отделов в компании (отдел дизайна будет находиться в бо- лее подвижной среде, чем финансовый отдел).
4. Неопределенность: относительное количество информа- ции о среде и уверенность в ее точности. Например, зависимость компании от мнения внешних экспертов затрудняет принятие решений.
Данные характеристики описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
4.3 Внутренние факторы
53
Петухов Д.В. Стратегический менеджмент Часть 1.Учебный курс. (учебно-методический комплекс). http://www.e-college.ru/

Внутренние факторы – это те факторы, которые действуют на организацию внутри нее и в большей мере сознательно не рефлексируются и не связываются с факторами управления.
Внутренние факторы, включают в себя организационную культу- ру, организационный климат, характер и условия труда, органи- зацию пространства, личностные характеристики, привнесенные в стены компании сотрудниками, действующие нормы этикета.
В рамках управления персоналом мы выделим три группы внутренних факторов: материальные, нематериальные и лично- стные. В свою очередь личностные факторы подразделяются на осознанные и неосознанные (бессознательные).
Схематически внутренние факторы представлены на рис.
4.1.
ВНУТРЕННИЕФАКТОРЫ
Материальные
Нематериальные
Личностные
Неосознанные
Осознанные

Характер и усло- вия труда

Организация пространства

Организационный климат

Организационный этикет


Рис.4.1 Схема внутренних факторов.
Анализируя схему, закономерно возникает вопрос о разли- чении внутренних факторов и корпоративной культуры. Развести внутренние факторы и корпоративную культуру (когда создается управляемая и управляющая среда) можно на основе критерия сознательности их использования: когда факторы внутренней среды осознаны как ресурс управления и используются в целях достижения чего-либо, можно говорить о корпоративной культу- ре.
Что из себя представляют материальные факторы? Это материальная среда, которая окружает работника.
Характер и условия труда
Характер труда – это характеристика труда с точки зрения его напряженности, соотношения управленческих и исполни- тельских функций, однообразия и монотонности операций, за- крепленности персонала за определенным видом труда.
В учебнике Б.М. Генкина, известного специалиста в области экономики и социологии труда, мынаходим следующее опреде- ление условий труда - это характеристики производства и про-
Действия, когда сотрудник что- либо делает, не задумываясь о его последствиях

Тип руководите- ля/тип управления / лидерства

Психологические типы сотрудников, коллектива
изводственной среды, воздействующие на сотрудника предпри- ятия
54
. Это и санитарно-гигиенические условия (температура, шум, освещенность, запыленность, вибрация и т.п.), и безопас- ность трудовой деятельности, и режим труда и отдыха. Кроме этого, к условиям труда относятся и социально-экономические, которые определяют положение работающего гражданина в со- циуме в целом. Социально-экономические факторы закреплены в трудовом законодательстве и также выражаются в совокупности социальных возможностей и гарантий. Например, в начале про- шлого столетия конфликты на рынке труда в Швеции были обычным явлением. С 1938 г. в стране получил широкое распро- странение ―дух Зальцйобадена‖, означавший необходимость взаимопонимания работодателей и работников и готовности со- вместно решать проблемы. В дальнейшем, в профсоюзы были включены 80% среди ―белых воротничков‖ и ―синих воротнич- ков‖ (рабочих) благодаря сплоченности профсоюзов во всех от- раслях экономики, в государственном и частном секторах и поч- ти по всем профессиям. Профсоюзные взносы позволяли нани- мать специалистов по вопросам здоровья и безопасности работ- ников на центральном уровне
55
Рассмотрим более подробно производственно-технические факторы, которые прямо определяют условия труда:
54
Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. Изд-е 2, испр. и доп. - М.:
Норма-Инфра, 1999. С.140.
55
Говорков В.Н., Биргитта Мелин, Гѐтц Нагель Гармонизация российских правовых актов с европейскими стандартами по социальному партнерству (окончание) // Справочник специали- ста по охране труда №5 Май, 2007. http://www.trudohrana.ru/