Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13489

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

51 

Продолж. табл. 1.15 

Навыки работы с  
людьми 

Вы  способны  точно  оценить  готовность  подчи-
ненных  двигаться  в  заданном  направлении  или 
их  нежелание  делать  это.  Вы  извлекаете  макси-
мальный  эффект  из  их  мотивов    и  понимаете  их 
чувства  

Потребность в дости-
жении результата 

Вы  испытываете  внутреннее  побуждение  доби-
ваться результата 

Способность мотиви-
ровать других 

Вы  способны  убеждать  людей  в  процессе  обще-
ния и подвигать их к действию 

Смелость, решитель-
ность, упорство 

Вы  готовы  рисковать,  никогда  не  сдаетесь  и  на-
стойчиво проводите свою линию 

Умение завоевывать и 
сохранять доверие 

Вы обладаете необычной способностью завоевы-
вать доверие людей 

Способность управ-
лять, принимать реше-
ния, определять при-
оритеты 

Вы  очень  хорошо  выполняете  традиционные 
управленческие  задачи:  формулируете  цели,  оп-
ределяете  приоритеты,  выстраиваете  последова-
тельность  действий,  выбираете  помощников  и 
делегируете полномочия 

Уверенность 

Вы  постоянно  берете  на  себя  руководство  и  все-
гда  уверены,  что  остальные  положительно  отне-
сутся к этому 

Способность к господ-
ству, доминированию, 
самоутверждению 

У вас есть потребность и склонность главенство-
вать над другими 

Способность к адапта-
ции, гибкость 

Вы способны быстро и без колебаний отказаться 
от  бесполезной  тактики  в  пользу  других  дейст-
вий, а если они окажутся неэффективными, то вы 
продолжите поиски 

Источник. Gardner J. On Leadership.  – New York: Free Press, 1990. – Р. 48-53 

 

Если  внимательно  проанализировать  эти  характеристики,  то  можно 

прийти к следующим выводам. Во-первых, для большинства людей подоб-
ные наборы качеств лидера вызывают неуверенность и несостоятельность, 
поскольку таким набором качеств многие не обладают и вряд ли смогут их 
развить в течение всей своей карьеры. Во-вторых, среди экспертов наблю-
даются существенные разногласия относительно подлинной ценности всех 
перечисленных характеристик. Так,  например, тот же Джон Гарднер отме-
чает,  что  нельзя  говорить  о  качествах  лидера  слишком  категорично,  по-
скольку  они  зависят  от  характера  руководства,  среды,  подчиненных  и  т.д. 
Питер Друкер считает, что вся дискуссия о характеристиках лидера – пус-
тая трата времени, поскольку не существует  уникального набора личност-


background image

 

 

52 

ных  характеристик  лидера  и  стилей  лидерства.  Действительно,  если  на-
звать  имена  широко  известных  всему  миру  лидеров  (например,  Адольф 
Гитлер, Эндрю Карнеги, Джон Кеннеди, Владимир Ленин,  Иосиф Сталин, 
Билл  Гейтс  и  др.),  то  можно  увидеть,  что  многие  из  них  не  проявили  ни 
одной из указанных выше черт. Почему все-таки перечисленные нами вы-
ше люди были лидерами? 

Единственное, что отличает лидеров от нелидеров – это наличие гото-

вых  идти  за  ними  последователей.  Никто  не  становится  лидером  до  тех 
пор, пока не обретает последователей. Концентрация внимания на отноше-
ниях «лидер – последователи», а не на личностных характеристиках, пове-
дении, привычках лидеров, позволяет прийти к  новому пониманию (виде-
нию) лидерства. Уоррен Бланк назвал этот новый подход «девятью естест-
венными законами лидерства». 

 

Законы лидерства 

 

Законы  лидерства,  автором  которых  является  Уоррен  Бланк,  автор 

книги «Девять естественных законов лидерства» (1995), включают сле-
дующие утверждения (законы): 

1.  У лидера есть готовые идти за ним последователи – союзники. 
2.  Лидерство – это сфера взаимодействия. 
3.  Лидерство происходит как событие. 
4.  Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной 

власти. 

5.  Лидеры действуют за пределами формальных процедур. 
6.  Лидерство сопряжено с риском и неопределенностью. 
7.  Инициативы, выдвинутые лидерами, подхватывают не все. 
8.  Лидерство  –  продукт  сознания,  способности  к  переработке  инфор-

мации. 

9.  Лидерство – самопроизвольно возникающее явление. Лидеры и по-

следователи обрабатывают информацию в рамках собственных субъектив-
ных, внутренних оценок и соотнесений. 

Рассмотрим первые три из этих девяти законов, поскольку они в наи-

большей  степени дают представление о новом видении лидерства. 

Закон  первый:  у  лидера  есть  готовые  идти  за  ним  последователи-

союзники.  У  лидера  должны  быть  последователи.  «Как  заставить  других 
следовать  за  мной?»,  «Какие  потребности  испытывают  люди?»,  «Как  об-
рести  союзников?»  –  подобные  вопросы  должны  задавать  себе  лидеры  в 
отличие от формальных руководителей. Лидеры, чтобы обеспечить движе-
ние организации в будущее, должны заручиться поддержкой других. Мно-
гие  руководители  имеют  в  своем  подчинении  сотрудников,  которые  фор-
мально  выполняют  возложенные  на  них  должностные  функции  и  задачи, 
но  при  этом  эмоционально  не  вовлечены  в  выполнение  этих  задач.  Эмо-
циональное  вовлечение  сотрудников  означает  их  преданность  и  привер-
женность организации  и лидеру. 


background image

 

 

53 

Закон  второй:  лидерство  –  это  сфера  взаимодействия.  Данный  за-

кон  является  производным  от  первого.  Поскольку  лидерам  необходимы 
последователи,  то  важным  является  взаимодействие,  то  есть  отношения 
между  лидером  и  его  последователями.  Лидерство  не  сводится  к  пробле-
мам  личностных  характеристик  лидера  и  его  последователей,  а  является 
межличностным фактором их взаимодействия. Таким образом, главная за-
дача  лидера  состоит  в  построении  прочных  межличностных  отношений, 
основанных на взаимодействии, взаимном доверии, взаимной поддержке и 
других  характеристиках  межличностных  отношений.  Следовательно,  ли-
деры,  чутко  воспринимающие  окружающую  среду,  должны  постоянно 
«наводить мосты» и создавать атмосферу взаимодействия. 

Закон  третий:  лидерство  происходит  как  событие.  Эти  события 

происходят как краткие взаимодействия лидера и последователей в особых 
обстоятельствах.  Лидерство  представляет  собой  дискретную  реальность. 
Сфера взаимодействия существует до тех пор, пока у лидера есть последо-
ватели. Между событиями, в которых реализуется лидерство, имеются раз-
рывы,  подобные  разрывам  между  буквами  в  словах.  Сферы  взаимодейст-
вия лидера и последователей возникают, достигают зрелости и завершают-
ся. Эти сферы оживают всякий раз, когда встречаются лидер и последова-
тели. Ошибочным является мнение о том, что лидерство – это длительный 
процесс, в ходе которого лидеры руководят до тех пор, пока остаются жи-
выми и продолжают осуществлять руководство. Так, например, Ли Якокка 
смог  стать  президентом  и  лидером  компании  Ford,  оказался  уволенным  и 
сумел возродиться как лидер в компании Chrysler.  

Таким образом, лидерство – это явление, а не черта характера. Лидер-

ство  подразумевает  наличие  последователей  и  установление  между  лиде-
ром и последователями особых межличностных отношений. 

 

Роли и обязанности лидера 

 

Как  мы  уже  отмечали,  формальные  руководители  традиционных  ор-

ганизаций выполняют, согласно Минцбергу, десять ролей: межличностные 
(номинальный  глава,  лидер,  связующее  звено),  информационные  (наблю-
датель,  распространитель,  представитель),  принятие  решений  (предприни-
матель,  ответственный  за  отсутствие  сбоев  в  работе,  распределитель  ре-
сурсов, участник переговоров). Функциями формального руководителя яв-
ляются  планирование  (определение  текущей  миссии,  целей  и  стратегий; 
анализ внешней и внутренней среды организации; формулирование, реали-
зация  и  оценка  стратегии),  организация  (специализация  рабочих  заданий, 
департаментализация,  построение  командной  цепочки/властных  полномо-
чий,  определение  норм  управляемости,  централизация/децентрализация 
полномочий,  формализация/стандартизация  работы),  мотивация  и  кон-
троль. Формальные руководители должны обладать тремя  навыками:  кон-
цептуальными, межличностного общения и техническими. 


background image

 

 

54 

Эксперты в сфере лидерства акцентируют свое внимание на трех фун-

даментальных  сдвигах,  которые  произошли  в  обязанностях  современных 
руководителей, стремящихся стать лидерами: 

  переход  от  разработки  стратегии  к  формированию  видения  буду-

щего организации; 

  переход от роли командира к роли рассказчика; 
  переход от роли архитектора систем к роли проводника изменений 

и служителя другим людям. 

Начиная  с  1920  года  и  по  настоящее  время,  руководители  высшего 

звена  большую  часть  своего  времени  уделяли  разработке  и  реализации 
стратегии организации. Разработку стратегий считают ключевой функцией 
руководства.  Большинство  экспертов  в  сфере  менеджмента  считают,  что 
современные  руководители  должны  сосредоточить  свои  усилия  на  разра-
ботке  перспективного  видения  своих  организаций,  а  не  на  планировании 
стратегий.  Проблема состоит не в  том, что стратегии потеряли свою акту-
альность,  а  в  том,  что  одних  стратегий  недостаточно,  поскольку  они  не 
обеспечивают вовлечения людей и не формируют сильной эмоциональной 
приверженности организации. Стратегии дают ответ на вопросы:  «Где мы 
находимся  в  настоящее  время?»,  «Куда  мы  хотим  двигаться?»,  «Что  нам 
нужно сделать?», но не дают ответ на вопрос: «Почему?» По мнению экс-
пертов, руководители должны выйти за пределы вопросов «где?», «куда?»  
и  «что?» для того, чтобы создать организации, с которыми работающие  в 
них люди могут идентифицировать себя, принадлежностью к которым они 
могут  гордиться  и  которым  они  готовы  быть  преданными.    Другими  сло-
вами,  руководители  должны  трансформировать  наемных  сотрудников  в 
преданных членов организации, ориентированной на достижение целей. 

Все большее число сотрудников современных организаций беспокоит 

чувство неопределенности как организации в целом, так и своей собствен-
ной  судьбы,  что  в  конце  концов  приводит  к  ощущению  кризиса  смысла. 
Лидерам нельзя  недооценивать потребность людей в смысле. Поэтому со-
временные  эксперты  в  сфере  лидерства  считают    необходимым  формиро-
вание  видения  будущего  организации.  Видение,  по  их  мнению,  является 
чем-то  большим,  чем  боевой  клич,  призывающий  сотрудников  одержать 
победу в конкурентной борьбе за рост доли рынка, увеличение прибыли и 
т.п. 

Второе  фундаментальное  изменение  лидера  предполагает,  что  руко-

водители  должны  прекратить  командовать  и  научиться  мастерству  рас-
сказчика. Согласно Ховарду Гарднеру (Gardner Howard, 1995), мастерство 
рассказчика  является  фундаментальной  частью  лидерства.  Умело  расска-
занные  истории  могут  объединять,  побуждать,  вдохновлять  и    сплачивать 
последователей  на  поддержку  видения.  В  таблице  1.16  представлены  ре-
комендации по формированию мастерства рассказчика. 

 


background image

 

 

55 

Таблица 1.16 

Рекомендации Ховарда Гарднера по формированию 

мастерства рассказчика 

Рекомендации  

Описание  

Истории должны от-
ражать сущностные 
проблемы  

Все  люди  ищут  ответы  на  вопросы:  «Кто  я?», 
«Откуда  я?»,  «К  какому  сообществу  я  принадле-
жу?»,  «Куда  ведет  меня  жизнь?»,  «Что  в  жизни 
действительно  истинно,  прекрасно  и  хорошо?». 
Сущностные  проблемы  и  истории,  которые  рас-
сказывают лидеры, позволяют дать ответы на во-
просы  относительно  личного,  социального  и  мо-
рального выбора 

Сущностные истории 
должны отражать чер-
ты, воплощенные в 
лидере   

Лидеры  обязаны  жить  в  историях,  которые  они 
рассказывают.  Они  не  должны  просто  выражать 
свою  личную,  социальную  и  моральную  сущ-
ность, а затем начинать жить  по-новому.  Их сло-
ва и дела должны соответствовать друг другу 

Истории, рассказы-
ваемые лидерами, 
должны завоевать 
внимание людей 

Люди,  составляющие  аудиторию,  ранее  слышали 
множество  историй.  Новая  история  должна  за-
владеть  вниманием  людей,  превзойти,  затмить  и 
подавить конкурирующие ответы на вопросы, от-
ражающие сущностные проблемы. Новая история 
может  столкнуться  с  мощным  противодействием 
и  будет  отвергнута,  если  выраженная  в  ней  сущ-
ностная  идея  слишком  необычна  или  слишком 
банальна 

Истории должны быть 
рассчитаны на ум пя-
тилетнего ребенка 

Лидеры  взаимодействуют  с  большими  разнород-
ными группами, поэтому  тот,  кто способен обра-
щаться  к  «уму  дошкольника»,  добивается  боль-
шего  успеха  в  убеждении  слушателей  в  достоин-
стве  предлагаемой  им  программы,  политики  или 
плана 

В историях одинаково 
важными являются 
как форма, так и со-
держание 

Потенциальные  лидеры-рассказчики  должны  от-
тачивать  мастерство  повествования,  овладевать 
инструментами  риторики.  Повторы,  использова-
ние  рифм,  ритмики,  личной  энергии  позволяют 
завладеть  вниманием  слушателей,  спровоциро-
вать  эмоциональную  реакцию,  пробиться  сквозь 
шум повседневности 

 
Третье изменение роли лидерства связано с переходом от архитектора 

бюрократических  организационных  систем  к  проводнику  организацион-
ных  изменений  и  служению  людям.  Иерархическая  структура  традицион-